Проспект Октября - это широкий и длинный отрезок пути на карте Ярославля. Он тянется от Красной площади через клуб «Гигант» (ныне Дворец молодежи) мимо моторного завода до Брагина. В документах XVIII века эта небольшая улочка, лежавшая за Земляным валом, упоминается как улица Журавлева. Еще называли ее Пищальной из-за местных мастеров-оружейников (пищаль - распространенное в то время огнестрельное оружие). В 1778 году, когда губернский Ярославль получил регулярную планировку, улица протянулась от Семеновской площади (ныне Красной) к Романовской заставе (где клуб «Гигант»).
Новое, определенное планом название, оказалось весьма перспективным: в честь самого привилегированного сословия Российской империи улицу назвали Дворянской. На рубеже XIX-XX веков на Дворянской селились уже не столько родовитые, сколько богатые ярославцы, стараясь перещеголять друг друга великолепием своих резиденций. Одно из самых красивых сохранившихся зданий не только на проспекте Октября, но во всем городе - старинный особняк с атлантами, которых в народе называют «четыре непьющих». В Ярославле все его знают. Это дом фабриканта Дунаева рядом с табачной фабрикой. В конце ХIХ века горожане возмутились, что фабрика может табачным запахом наносить вред здоровью. И тогда, чтобы доказать безопасность «дыхания фабрики», богач Иван Дунаев строит рядом свой особняк.
Дунаев, которого называли «табачным королем», выстроил эффектный, почти столичный дворец. Архитектора он выбрал под стать задумке: лучший архитектор города Поздеев, чьими зданиями мы любуемся до сих пор (часовня Александра Невского, Сретенский храм и др.) Архитектор оправдал ожидания фабриканта. Здание до сих пор поражает своей красотой и необычностью. Вход в особняк оформлен изысканно: балкон над входом поддерживают фигуры четырех атлантов. После революции здание частично упростили, разрушив некоторые части. Но использовали его правильно, для людей. Здесь был дом культуры работников фабрики. А сейчас здание приходит в упадок, т.к. на реставрацию денег у властей нет...
Интересный факт. Второе производство Ивана Николаевича Дунаева в Ярославле - спичечная фабрика, основанная в 1881 г. Здание для нее проектировал Андрей Михайлович Достоевский - русский архитектор и мемуарист, младший брат выдающегося писателя Ф.М. Достоевского.
На ярославских фабриках Дунаева табак и спички выпускали отличного качества, брали медали на международных выставках. Но ни сам Дунаев, ни его наследники никогда не допускали в свое дело иностранный капитал: только русские акционеры могли претендовать на прибыль. Вот каков был патриотизм наших промышленников! Спичечная фабрика Дунаева успешно работала до революции. В 1917 году ее национализировали и назвали «Факел». Но летом 1918 года она серьезно пострадала в огне белогвардейского мятежа в Ярославле. Все попытки восстановить фабрику оказались безрезультатны. Уцелевшее оборудование было перевезено в город Рыбинск, где находилась спичечная фабрика «Маяк». Сейчас о существовании спичечной фабрики в Ярославле напоминает только двухэтажное здание на пересечении Городского Вала и улицы Рыбинской, 46.
Но вернемся на Дворянскую улицу. После революции ее переименовали в Гражданскую, а в 1967 году - в проспект Октября. На ней и сейчас стоит клуб «Гигант». Молодые ярославцы удивляются: почему его так назвали? Что в этом здании гигантского? Клуб «Гигант» был душой городка для рабочих Ярославского резино-асбестового комбината (сейчас мы знаем его как шинный завод). В районе проспекта им. Ленина перед Великой Отечественной войной было громадное строительство: и жилые здания, и фабрика-кухня, и детский сад, и многое другое. А над пустырем взметнулся клуб «Гигант». Это сейчас он кажется небольшим. В то время он выделялся не только кубообразной архитектурой (советский стиль, без излишеств), но и своей величиной, и огромной культурной работой. Прекрасный зал с исключительной акустикой (чистотой звучания) вмещал несколько сотен жителей города. Здесь и кино крутили, и концерты шли. Даже балет можно было посмотреть, сцена была приспособлена для всего! И как глупо звучат высказывания некоторых молодых «критиков» о том, что в СССР ничего хорошего не строили и не выпускали...