Есть один интересный обычай, связанный с помывкой в русской печи. В баню можно было ходить только замужним женщинам. Наши предки искренне верили в «банника» - эдакого варианта домового, которого красным девицам и вдовам следовало всерьез опасаться. В доме жил свой дух, для кого-то добрый, для кого-то злой - домовой, а вот в русской деревенской бане - банник. Поэтому девушки мылись в печке чаще, чем мужчины. В некоторых областях девушкам вообще считалось грешным мыться в бане. Ходить туда разрешалось лишь замужним, а девицам или вдовам приходилось использовать домашние русские печи. Также в бане не вешали иконы и при входе снимали нательный крест, в стародавние времена русская деревенская баня считалась не совсем, так сказать, чистым местом, хотя туда ходили, чтобы помыться...
В русской деревенской бане любили гадать на суженого. Гадание тоже считалось делом нечистым, греховным, а в бане икон нет, Бог не видит.
Из-за отсутствия в бане икон это место для мытья в старину считали «поганым». Туда нельзя было ходить в праздничной одежде или приносить с собой в избу банную утварь. Считалось, что после мытья в русской деревенской бане нужно было очиститься: окатиться холодной водой на улице или искупаться в ближайшем пруду или речке, а зимой поваляться в снегу, прежде чем вернешься домой. Вот откуда растут корни обычая купания после жаркой парной!
В старину верили, что банник благоволит больше женщинам, чем мужчинам. В древности женщины рожали исключительно в бане. И тут исконный обитатель русской деревенской бани проявлял себя уже не как злобный дух, а как дух-охранитель своего банного «царства» и его хозяев-людей. Будущая роженица переселялась за три недели до родов в баню, где банник оберегал ее от посторонних духов и непрошеных гостей. Но в то же время будущую мать не оставляли ни на минуту одну, при ней постоянно находился кто-нибудь из родственников: «Хозяину» из потустороннего мира до конца не доверяли и всегда побаивались. Это тоже имеет смысл: ведь не знаешь, когда понадобится звать на помощь бабку-повитуху.
Если глава семейства хотел особенно задобрить банника, то он приносил в дар ему черную курицу и, не ощипывая ее, душил (не резал!), а потом закапывал под порог бани. Перед тем как затопить баню, у банника было принято спрашивать разрешения: «Банный хозяин, позволь баню истопить!», повторяя просьбу три раза, и только после этого приступали к истопке. Закончив помывку, следовало во время выхода из бани поблагодарить Хозяина-невидимку.
Ну и наконец... Почему же баня по субботам? Баня служила для очищения тела перед визитом в церковь в воскресенье. Это было своего рода приготовление к великому празднику Воскресения. Очистив тело, народ шел в церковь очистить душу: на исповедь и к причастию. Кто часто посещает баню, тот знает, что на второй день после нее человек находится в удивительно умиротворенном состоянии. Именно такого состояния и добивались для дня воскресного.