Фольклор земли Ярославской

Современному человеку фольклорные образы кажутся фантастическими и нереальными, действия героев таинственными. Это понятно, ведь здесь мы встретимся с другим уровнем мышления, корни которого уходят в мифологическое прошлое. И тем не менее фольклор прежде всего ценен как прогрессивное явление, обладающее огромным научно-воспитательным значением. В произведениях фольклора многосторонне освещена действительность: история, общественные отношения, быт, воззрение и идеалы народа. Фольклор, что очень важно для литературы, это еще и высочайшее искусство слова. Фольклор занимает особое место среди других видов искусства, так как фольклор по сути дела - синтетическое искусство, соединяющее в себе особенности нескольких искусств.

Малые формы фольклорных жанров: пословицы, поговорки, потешки, заклички, дразнилки, скороговорки земли Ярославской

Собрание Ивана Васильевича Костоловского от 1903 г. (заведующего библиотекой научного общества Николо-Кормской волости Рыбинского уезда)

Пословицы и поговорки

1. С миру по нитке - голому рубаха.
2. Муж крещенный - не мешок холщовый.
3. На миру и смерть красна.
4. Мирская молва - это морская волна.
5. Что муж скажет, то и будешь говорить.
6. Большая говорня душе не подмога.
7. Семь раз померяй, да однажды отрежь.
8. На бога надейся, а сам не плошай.
9. Уж захотел ты от него, как собаки «кулебяки».
10. Дают бабе холст, так говорит толст, дают бабе другой, так говорит «худой».
11. Своя рубаха к телу ближе, - свое все хорошо.
12. Свое-то дитятко хоть и криво, да отцу-то с матерью мило.
13. Нечего брать с того боле, кто малым доволен.
14. У попа нет сдачи, а у портного остачи.
15. С одного вола две шкуры не дерут.
16. Мужик богатый, что бык рогатый.
17. Угорела барыня в нетопленой горнице.
18. Старого учить, что мертвого лечить.
19. Не посадишь душу в ад - не будешь богат.
20. Не обманешь, не продашь.
21. От честной работы не будешь богат, а будешь рогат.
22. Нет на свете тяжелее: богу молиться да отца с матерью кормить, да еще долги платить.
23. Правда груба, да богу мила.
24. Материна молитва со дна моря вытаскивает.
25. Любовь-то не картошка, не выкинешь в окошко, да и с земли не подымешь.
26. Жена-то не рукавица, с белой ручки не стряхнешь и за пояс не заткнешь.
27. Жена-то не коза, за ней надо глаза да глаза.
28. У бабы волос-то долог, да ум-то короток.
29. Лучше камень укусить, нежели грамотку учить.
30. За ученого двух неученых дают, да еще не берут.
31. Ученье - день, а не ученье - ночь.
32. Робок как заяц, а блудный как кошка.
33. Три невольника на свете: пастух в поле, зять в доме, собака на цепи.
34. Бедность - не порок: будь беден да честен.
35. Не смейся беде - своя нагрянет.
36. Родительское благословение в воде не тонет, в огне не горит.
37. Где город - там и норов, где деревня - там обычай.
38. С сильными - не борись, а с богатыми - не судись.
39. Худой мир лучше хорошей брани.
40. Жить бы тебе да богатеть, толстеть да пузатеть.
41. Бей бабу, когда лен готов.
42. Бог-то Бог, да и сам-то будь не плох, сам плох - не подаст и Бог.

Приметы

1. Март воды подпустит, а апрель подберет.
2. Сей до Фролова дня до обеда, а после обеда не сей - уродятся фролы.
3. Хоть в воду - да в пору, сей в грязь - будешь князь.
4. Выбирай коровушку-то по рогам, а девушку - то по родам.
5. Не сорочьи детки - все в одно перо не уродятся.
6. Человек два раза глуп бывает - малым да старым.
7. Два раза жена мужу люба бывает: когда от венца ведут, да когда в гроб кладут.

Причитание детей о дожде

Дождик, дождик, пуще - я прибавлю гущи,
Дождик, дождик, перестань, я поеду в Ярославль -
Богу молиться, Христу поклониться.
Я у бога сирота - отворяйте ворота
Ключиком, замочком, беленьким платочком.

Дразнилка

Деревенщина-щина, на болоте крещена, в лесу выращена.

Скороговорки

1. Идет Прокоп - кипит укроп,
Пришел Прокоп - прокипел укроп,
Таки после Прокопа кипит укроп.
2. Нашего пономаря не перепономаришь и не поперевыпономаришь

Значение народной песни в Ярославской области

Фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других. Благодаря народным песням, сказкам и другому фольклору ученые-историки могут узнать, как жили наши предки, какие проблемы их волновали, что их радовало, как они проводили время. В старинных русских песнях образ Ярославля связан с великой рекой Волгой

Ахъ ты, нашъ батюшка Ярославль городъ!
Ты хорошъ-пригожъ, на горѣ стоишь,
На горѣ стоишь, на всей красотѣ,
Промежду двухъ рѣкъ, промежъ быстрыихъ
Промежду Волги рѣки, промежъ Котросли;
Съ луговой было со сторонушки,
Протекала тутъ Волга матушка;
Со нагорной да со сторонушки
Пробѣгала тутъ рѣчка Котросля.

Процесс умирания старой песенной традиции, вытеснения ее литературной песней и частушкой начался в 19 веке, однако развивается очень медленно - народ бережно хранит полученное им от предков драгоценное наследие. И до сих пор в селах и деревнях можно услышать песни:

«Ах ты наш батюшка, Ярославль-город»
«Как во городе Ростове»
«Золотое мое Пошехоньеце»
«Песня о Туговой горе»

История земли Ярославской отражается в легендах

Легенда - жанр устного народного творчества: рассказ поучительного содержания о выдающемся событии или поступке человека, повествование о необыкновенном, чудесном происшествии, которое воспринимается как достоверное. В отличие от предания, в легенде наряду с людьми и животными могут действовать божественные или демонические силы: Бог, ангелы, святые, черти и т.п., таким образом от легенд не ждут правдоподобия. Однако нередко сюжет легенд базировался и на реальных событиях: легендарный герой мог иметь прообраз в реальной жизни, в исторической действительности.

Сказочные легенды

Мышка-норушка
По легенде, город Мышкин был основан в XII веке князем Мстиславским. После охоты князь прилег отдохнуть на высоком берегу Волги и мог бы не проснуться, если бы не мышь, которая спасла его от гибели. К спящему князю подбиралась змея. Мышь разбудила князя, предупредив о надвигающейся опасности. На месте своего спасения князь повелел поставить часовню в честь святых Бориса и Глеба, вокруг которой возникло поселение, получившее название Мышкин.

Баба Яга
Из дальних времен дошла ярославская легенда о таинственной, безымянной старушке - задворенке. Проживала она в чаще глухих дремучих лесов, редко кому удавалось увидеть ее, так как она часто меняла места своего обитания. Но там, где она селилась, происходили таинственные вещи: места эти были как бы заколдованы - путники блуждали по лесу и не могли найти выход, слышали странные звуки. Все боялись этих мест, обходя, крестились. Кому-то удавалось увидеть сгорбленную хромую старуху неопределенного возраста с посохом в руках, ее прозвали Бабой Ягой. Избушка сказочной Бабы Яги - домик на курьих ножках - построена в Сосновом бору, что находится в центре села Кукобой. Образ темного персонажа несколько исправлен местными жителями: Баба Яга - старушка добрая и справедливая. Шалунов может припугнуть и пожурить, но Яга - отходчивая, долго не сердится. Для жителей села Баба Яга - символ домовитости, а вовсе не что-то темное, языческое. Она - прародительница, хранительница обычаев и традиций рода.

Алеша Попович
Былинный богатырь Алеша Попович имеет ростовские корни. Считается, что его историческим прототипом выступил ростовский боярин Александр (Олеша) Попович, имя которого упоминается в летописях XIII века. Алеша Попович как младший входит третьим по значению в богатырскую троицу вместе с Ильей Муромцем и Добрыней Никитичем. В былинах «Алеша Попович и Тугарин» и «Добрыня и змей» Алеша Попович имеет отчество Леонтьевич, а в былине «Алеша Попович и Тугарин» указано, что он «cын попа Леонтия Ростовского».

Исторические легенды

Легенда о Туговой горе
Времена давние были для нашей великой Руси тяжелые. Коварные бусурманы хотели отвоевать родные земли русского народа. Но русские воины не поддались враждебному племени захватчиков. Грабежи и разорения не смогли подавить волю к победе. В 1257 году в граде Ярославле горожане встали на защиту от татарских войск. Во главе с князем Константином за рекой Которослью храбро бились за правду во имя своих детей с помощью Господа Бога. Многие женщины в этой битве потеряли своих мужей, а дети остались жить без отцов. И приходили вдовы плакать на место боя, тужились и печалились. С той поры называют то место Туговой горой.

Чудесная икона Спасителя
1612 год для государства был очень сложным. Беда не обошла и стороной Ярославль. Во время пребывания в городе ополчения началась смертоносная болезнь - язва, которая унесла жизни тысячи людей. Во избежание новых смертей решено было просить помощи у Бога: организовать крестный ход с чудотворной Толгской иконой Божьей Матери. А накануне хода протопопу явилось видение, согласно которому нужно было обязательно с собой взять среди других икон икону Спасителя из деревянной часовни близ церкви Афанасия и Кирилла. Протопоп послушался. И случилось чудо... Остановилась она в том месте, где ее и нашли. И была срублена здесь деревянная церковь, в которую и поместили икону Спасителя. В 1615 году здесь основали Кирилло-Афанасьевский монастырь.

Чудо об исцелении Ивана Грозного
В 1553 году Иван Грозный посетил Толгу. В то время он страдал мучительной болезнью ног. Чудотворный образ исцелил царя, когда он помолился и приложился к нему устами. В благодарность он украсил икону драгоценной ризой, а также подарил монастырю образ Спаса Нерукотворного. И по сей день в обитель приезжают люди, которые очищают свою душу, что помогает им избавиться от жизненных напастей.

Как в Ярославле волшебство творили
История произошла в те времена, когда владельцем полотняной мануфактуры являлся сын Максима Затрапезнова Иван. То время было трудным для простых рабочих. Работать 14 часов в сутки - тяжело для любого человека. Попытки в качестве бунтов не приводили ни к чему. Но уже не было сил терпеть эту бесчеловечность со стороны хозяина. И решили рабочие обратиться к волшебным силам. На помощь пришел Тимофей Панов, который дал заговорного коренья владельцу фабрики с целью его убить. Но это оказалось напрасным - зелье не подействовало (по неизвестным причинам). А вот самого Тимофея Панова стали судить, но его вину доказать не удалось. Но спустя время прошел слух о том, что якобы он же заговорил старуху, которая начала лаять по-собачьи. И тут ему не удалось избежать наказания: крестьянина направили на каторгу.

Сказание о запечатанных печах
В мае 1760 года в Ярославле произошел пожар. В то время в городе пребывал в ссыдке бывший герцог Бирон. Не миновала и его беда. Тогда обратился он в магистрат, чтобы ему возместили ущерб. Ярославские власти засуетились, так как Бирон до сих пор держал связь в императорском дворе. Решено было построить ему новый дом. Но на этом история не закончилась. В Ярославле проходила волна волнений из-за случившегося пожара. Для того чтобы избежать новых бед, запечатали все печи и запретили всем их топить. За исполнением приказа внимательно смотрели специально организованные дружины. Но населению это не понравилось. И правда: и обед не сготовить, и бане не попариться. Народ поднял бунт. Пришлось магистрату немного уступить: разрешено было топить печи, но не более двух раз в неделю. Но к счастью, вскоре ссылка Бирона закончилась, и все свободно вздохнули: приказ о запрете на печи отменили.

Легенда о серебряном колоколе
В прошлые времена в Ярославле жил купец, который занимался грабежом торговых и даже нищих людей. Жил он в достатке и богатстве. И все бы у него прекрасно, но вдруг исчез у него единственный сын, который не мог смириться с тем, что отец являлся таким варваром. И понял тогда купец, что жил неправедно, и стал помогать всем, творить дела добрые: кормил нищих, приносил пожертвования в церкви. Решил купец замолить грехи и из награбленного серебра приказал отлить большой колокол. Стал колокол украшением колокольни храма Петра и Павла. Надеялся купец, что сын его услышит звуки серебряного колокола и вернется в отчий дом. И исполнилось желание. Сын стал поддержкой купцу, вместе они творили добро. А после смерти отца, продолжал помогать бедным и обездоленным.

История о предприимчивом Иване
Жил как-то в Ярославле фальшивомонетчик Иван по прозвищу Буйло. Но однажды его поймали и выслали пожизненно в Оренбург. Иван решил не сдаваться и стал думу думать, как бы наказания избежать. Если убежать, то всю жизнь придется скрываться в бегах. Это не вариант. Повезло мошеннику. Навещала его в тюрьме девушка, которая приходила к своему брату. Была она знахаркой. Приглянулся ей паренек, и решила ему помочь. Напоила Ивана зельем сонным, выпив которое он заснул глубоким сном, да так, что все подумали, что фальшивомонетчик умер. Отдали тогда тело Ивана родственникам. Остался молодец жить в родном городе. Дело свое не оставил: продолжал промышлять изготовлением оловянных монет. Так и прозвали его Оловяшниковым. Возможно, что эта легенда связана с торговой деятельностью семьи Оловяшниковых в сфере металлообработки (их предпринимательство способствовало развитию экономики Ярославля в XVII-XVIII века).

Легенда о явлении чудотворной иконы Богоматери
События происходили в сложные для Руси времена татаро-монгольского ига, раздробленности и всяческих бед, обрушившихся на страну. XIV век. Епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался в Ярославль с осмотра ростовской епархии. Плыл он по Волге и, не доехав до пункта назначения всего ничего - шесть верст, решил переночевать на берегу великой русской реки. Ночь была спокойной, но Прохор по неведомой ему причине, словно ведомый рукой свыше, проснулся ровно в полночь. И чудо предстало глазам его: необыкновенный свет простирался с другого берега Волги, свет этот исходил от светового столпа, соединявшего небо и землю. Тогда Прохор взял свой посох и вышел из шатра. Огромный светящийся мост через Волгу указывал ему путь к чудесному явлению, и епископ отважно перешел по нему реку. Перебравшись на другой берег, Прохор увидел парящий в воздухе образ иконы Божией Матери. Пораженный, он молился перед иконой всю ночь, но в конце концов, взял свой посох и отправился по чудесному, ниоткуда взявшемуся мосту обратно в шатер. Наутро посоха в шатре не оказалось, но Прохор знал, где можно найти его. И тогда он указал перстнем то место на другом берегу реки, где ночью видел он чудо. Придя туда, служители нашли посох, но кроме него там находилась и икона Богоматери, уже не светящийся образ, а самый что ни на есть настоящий священных лик. Тогда Прохор благословил построить на этом самом месте деревянную церковь. Обитель стала укрепляться и расширяться, и сейчас она известна как Толгский монастырь, названный так по реке Толге, которая раньше несла свои воды в Волгу. С тех пор принято праздновать день иконы Толгской Богоматери 8 августа, именно в тот день, когда произошло чудо.

Литература
Словарь литературоведческих терминов. 2012. Составитель Берсенева Лариса Сергеевна №2(12), с. 36-38, статья Фольклор Ярославской губернии

Учащиеся санаторно-лесной школы имени В.И. Шарова

Ярославль © 2022