Фото Екатерины Цветковой
Этот дом - не просто дом.
Он красивый и с крестом.
Золотые купола. Звонкие колокола.
Бим-бом-бом. Дин-дин-дин-дин.
Кто-то с мамой, кто один
Помолиться в этот дом
Ходит в трепете святом
По утрам и вечерам...
Это - ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ!
Первое упоминание о Гаврилов–Яме относится к 1545 году. В списках Троице-Сергиева монастыря значится деревня Гаврилово, в которой было семь дворов. Для развития города определяющее значение имела сельская дорога, проходившая от Московского тракта через село Великое к Суздальскому тракту. В документах конца ХVI - начала ХVII вв. поселение именуется как Гавриловский Ям. Владельцами Гаврилов-Яма в XVII-XIX вв. являлись известные дворянские семьи Кольцовы-Массальские, Гагарины, Яковлевы. Первое упоминание о нашем храме дошедшее до нас датируется 1627 г. На тот момент храм был еще деревянный.
В 1798 году на пожертвования прихожан и средства ярославского купца Саввы Яковлева, владевшего одновременно селом Великим, в деревне был построен каменный храм во имя Святителя Николая, и деревня приобрела статус села. Это был небольшой, каменный, одно-престольный храм, имевший форму корабля. Сто лет спустя церковь изменила свой внешний вид и стала иметь форму креста, благодаря пристроенным усилиями приходской общины двум приделам в честь Успения Божией Матери и апостола от 70-ти Архипа и всех святых.
В течение многих лет Алексей Васильевич Локалов (основатель династии) был церковным старостой (село Великое), много жертвовал на церковь, за что не раз был отмечен Святейшим Синодом.
О преподании благословения Святейшего Синода крестьянину Локалову.
«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Преосвященного Нила от 6 минувшего сентября за №2549, коим испрашивает благословения Священного Синода крестьянину села Великого, Ярославского уезда, Алексею Локалову, за сделанное им на благоустроение церкви в означенном селе пожертвование. Приказали: Согласно с представлением Преосвященного Нила, крестьянину Алексею Локалову, за усердие его ко Св. церкви, преподать благословение Святейшего Синода, о чем и выдать ему установленную для сего грамоту, препроводив оную при указе к Преосвященному Нилу для вручения по назначению».
На территории, прилегающей к церкви св. Николая Угодника, в конце XIX века возник храмовый комплекс: церковная школа, богадельня, жилые дома церковных служителей, погост.
Церковно-приходская школа имела свою специфику. Она предназначались для решения двух равновеликих задач: не только обучить детей грамоте, но и сформировать духовно-нравственные основы личности. Библейские заповеди: не убий, не укради и другие должны были стать путеводной звездой для учащихся на всю их сознательную жизнь. «Церковная школа на 520 мальчиков и девочек» располагалась в одноэтажном здании неподалеку от храма, где сейчас находится музей купцов Локаловых.
10 июня 1894 года священник Никольской церкви села Гаврилов-Ям Николай Воздвиженский направил Архиепископу Ярославскому и Ростовскому рапорт, в котором представил свои соображения по поводу развития образования. В приходе, сообщает высокому начальству священник, имеется церковно-приходская школа. Полезное пространство школы было тесным, едва вмещало обучаемых, помещение не было предназначено для обучения детей. Церковно-приходская школа, должно быть, находилась в аварийном состоянии. Священник также пишет, что в 1893 году на постройку нового здания по льготной цене был отпущен строевой лес, «но средств построить здание и содержать его у крестьян нет», и школа подлежала закрытию. Поэтому Николай Воздвиженский подчеркивает, что основные расходы по возведению нового здания школы готова принять на себя Локаловская мануфактура. По поручению крестьян села Гаврилов-Яма и администрации Локаловской мануфактуры он просит Архиепископа дать разрешение на строительство нового учебного здания. Необходимые для постройки обязанности между заинтересованными сторонами распределялись следующим образом: крестьяне бесплатно доставляют лес и выделяют ежегодно 100 рублей на содержание школы, а правление фабрики определяет на постройку здания 2000 рублей единовременно и по 400 рублей ежегодно - на нужды учебного заведения.
Храм предназначает на строительство сбор в кружку и по подписке в своем приходе. Обучение осуществляется по программе церковно-приходской школы. Соображения священника по поводу усовершенствования образования в Гаврилов-Яме были рассмотрены в церковных инстанциях губернии: Ярославской духовной консистории и Епархиальном училищном совете, в работе которого принимали участие протоиерей села Великого Николай Соколов, священник села Гаврилов-Яма Николай Воздвиженский и главный компаньон Товарищества мануфактуры льняных изделий А.А. Локалова В.Е. Лопатин. Епархиальный училищный совет постановил: допустить соединение школ с тем, чтобы детям школьного возраста как на Гаврилов-Ямской фабрике, так и в Гаврилов-Ямском приходе, желающим получить образование, отказа не было. В школе кроме заведующего и законоучителя должно быть трое учащих, то есть учителей. Школа будет находиться в ведении Епархиального училищного совета и построена на земле, принадлежащей Никольской церкви. Предложение Гаврилов-Ямского священника на постройку школы было одобрено и поддержано Ярославской духовной консисторией. Контингент учащихся с каждым годом увеличивался. В 1912 году в школе обучались 560 мальчиков и девочек, 504 из них - дети рабочих. Учителями школы были тогда лица недворянского происхождения, преимущественно дети служителей православной церкви.
Никольская церковь была закрыта в 1937 году, долгое время в ее станах размещались спортивные объекты, и только в 1991 году святыню вновь передали Русской Православной Церкви, началось ее восстановление.
Новый век подарил храму еще один придел - в честь мученицы Марии Гаврилов-Ямской. Последняя староста Никольской церкви выступала против закрытия обители в 1937 году, в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе ее причислили к новомученникам XX столетия. Вот уже несколько лет праздничные Богослужения проходят в новом приделе в честь мученицы Марии Гаврилов-Ямской.
О Марии Федоровне Даниловой действительно известно немного. Родилась она в 1884 году во Владимирской губернии, потом работала ткачихой на Гаврилов-ямском льнокомбинате «Заря социализма». Сочувствуя революции, в 1918 году Мария вступила в ВКП(б), но будучи глубоко верующим человеком, вскоре поняла, что в новом социалистическом обществе нет места для православной веры. Тогда, в 1920 году Данилова вышла из партии. Все, что осталось от женщины - тоненькая обшарпанная картонная папка уголовного дела с номером 6126 и множеством штемпелей. В верхнем правом углу пометка: «Архив ВЧК-ОШУ-НКВД». В материалах дела сохранилось скупое упоминание о том, что в 1933 году М.Ф. Данилова привлекалась к суду «за укрытие церковных ценностей», получила за это три года условно. Однако какие-либо подробности этого дела неизвестны.
В середине 30-х Мария Федоровна проживала в деревне Гагарине, некоторое время работала в местном совхозе разнорабочей, однако главной ее заботой оставалась церковь, где женщина состояла членом церковного совета. В октябре 1936 г. в поселке Гаврилов-Ям был закрыт храм. Тогда Мария Данилова отправилась по деревням, чтобы собрать подписи прихожан. Ездила в Ярославль и даже Москву ходатайствовать о его открытии. А затем верующие, воодушевленные Марией, пришли в сельсовет с требованием открыть церковь, но были разогнаны милицией. Это событие стало поводом для ареста Марии Федоровны. Следственное дело в отношении «участницы повстанческой группы» М.Ф. Даниловой было заведено 25 октября 1937-го года. Основанием для этого стал донос 28-летнего ткача фабрики «Заря социализма» Федора Липатова, в котором говорилось, что якобы в апреле 1937-го года он видел через неплотно зашторенное окно, как в доме Даниловой собрались шесть человек, в том числе, три священника. «Все эти лица тесно между собой связаны и среди населения ведут контрреволюционную повстанческую деятельность. Исходя из этого, я заключаю, что в поселке Гаврилов-Ям существует церковно-повстанческая группировка, возглавляемая бывшим попом Суворовым».
Мария Федоровна Данилова получила десять лет лагерей и, отбыв почти весь срок, умерла 12 января 1946 года. Похоронена в братской могиле. Подробности ее жизни за колючей проволокой и обстоятельства смерти, мы, похоже, не узнаем уже никогда.
Между тем, в 1956 году управление КГБ по Ярославской области вернулось к делу Даниловой и обнаружило, что аресты и следствие были проведены «с грубейшими нарушениями социалистической законности». Свидетель Липатов полностью отказался от прежних показаний, припомнив, что двадцать лет назад его вызвали в райотдел и предложили подписать заранее отпечатанный на машинке протокол допроса. Поначалу рабочий отказался это сделать, тогда на него стали давить. И Липатов, боясь сам быть арестованным, поставил-таки свою фамилию на всех требуемых бумагах. Также как и некоторые другие свидетели контрреволюционной деятельности «повстанческой группировки», которые, как потом выяснилось, вообще в глаза не видели протоколов, якобы подписанных ими. Таким образом, проведенная проверка факта «существования церковно-повстанческой группировки в составе указанных лиц» не установила, а потому постановлением областного суда решение тройки в отношении Даниловой было отменено, а «дело производством прекращено за недоказуемостью предъявленного обвинения».
Последней в деле Марии Федоровны подшита отпечатанная на машинке стандартная справка-расписка, данная облсуду в том, что числившаяся до этого преступницей М.Ф. Данилова справку о прекращении ее дела 11 августа 1956 года получила. Место для подписи так и осталось пустым... Уже десять лет, как Марии не было в живых.
Сегодня лик Марии Гаврилов-Ямской, написанный ярославской художницей Ольгой Грековой, занял свое достойное место в убранстве Никольского храма, есть даже специальный придел с алтарем. На иконе - красивая женщина в алых одеждах спокойно смотрящая на нас. А за ее спиной - Никольский храм, который она отстаивала ценой своей свободы и даже жизни.
Костенко Владилена