Село Левашово
С древнейших времен основными путями сообщения для наших предков являлись реки, так для Ярославского края главным путем являлась река Волга. По ее берегам собиралось население и образовывались торговые средоточия - древние русские города. С образованием Ярославля город со временем становится главным в регионе, вытесняя Ростов Великий. Одной из причин возвышения с уверенностью можно назвать контроль торговых путей, по которым доставлялись торговцами хлеб, мед, воск, меха. От наличия путей сообщения напрямую зависело благосостояние и развитие городов, а афоризм Наполеона I кратко описывал состояние путей таким выражением: «В России нет дорог, только направления».
Мы задались вопросом, как эти дороги формировались? Для изучения мы выбрали историю становления Малосольского тракта, на пути которого стоит с. Левашово - наша малая Родина.
Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980—1015): «Требите пути и мостите мосты». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. «Прямоезжих» дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой: натуральная почтовая повинность (обязанность дать княжескому гонцу коня и корм) в Киевской Руси появилась уже в X веке. Значительно расширилась сеть русской почты с созданием ямов - почтовых станций, появившихся в XIII веке благодаря приходу Золотой Орды, для быстрой связи центра монгольской империи ее окраинами. К XV—XVI векам почтовая связь установилась по всей стране, расстояние между ямскими станциями составляло 40—100 верст.
Ям выглядел так: бревенчатые дома, на крыше которых горделивый конь-охлупень. Конь считался олицетворением силы, добра и красоты, он символизировал солнце, движущееся по небу. Ям снаружи напоминал маленькую крепость и охранялся круглосуточно. Внутри ограды теснились курные избы ямщиков. На яму обычно содержалось от 30 до 50 лошадей. Многочисленность конского поголовья объяснялась интенсивностью перевозок.
В военно-статистическом обозрении за 1848 год мы читаем, что путь этот проходил по правому берегу Волги от Ярославля - М.Соли - Левашово - Кострома. Мы можем предположить, что основную повинность ямской гоньбе, отнимающей много сил и времени, несли жители крупных сел стоявших на Большой дороге, в частности с. Левашово. И любой проезжающий с подорожной грамотой мог уставшую лошадь поменять на свежую.
По-видимому, Малосольский Ям перестает существовать с печальной страницей в Истории России - Смуты. В окрестностях Ярославского и Костромского края разорительными набегами орудовали польские интервенты, и вряд ли Малосольский тракт мог функционировать в полную силу.
Временем перемен в развитии дорожного дела стала эпоха петровских преобразований. Устройство самих дорог было довольно простым (фашины или бревна, уложенные в основание дороги, и покрытые сверху выровненным песком), и с ним могли справиться простые крестьяне.
В 1760—1790 годах происходят важные изменения в технике дорожного строительства. В указе Екатерины II 28 мая 1785 года говорилось: «Ее императорское величество высочайше указать изволила: впредь дорог бревнами, бревешками и плахами не мостить, вместо того делать оные, где есть удобность, каменные».
Путь, проходивший по Малосольскому тракту, назывался нагорной стороной и был длиннее на 20 верст, а основная и главная дорога проходила по луговой стороне (левый берег Волги) но в весенние паводки река Волга разливалась, и проезд был не возможен. Здесь то и использовали нагорную дорогу. Со строительством Рыбинской ГЭС проблема с подтоплением отпадала. Но мы видим, что луговая сторона теряет былое значение. Подтверждается это строительством асфальтированной дороги, по нагорной стороне. В то время, конечно, не считались с мнением людей, и стоящие на пути дома в с. Левашово были снесены.
Значение этой дороги огромное, ведь ее строительство не прекращалось и в самые трудные годы для России - в годы Великой Отечественной войны. Ярославская область провела трудовую мобилизацию населения (так называемый метод народной стройки). В воскресенье 15 июня 1941 года 32 тысячи пеших и 10 тысяч конных человек одновременно вышли на строительство.
В настоящее время эта дорога имеет федеральное значение.
Подводя итоги, отметим, что территорию Некрасовского района пересекала одна из древнейших дорог нашего края: Ярославль-Кострома. Со временем изменяя свой и прилегающих территорий облик. Давая импульс развития близлежащим населенным пунктам нашего региона.
Лазюка Иван Олегович
Данкина Полина
Пасхина Эльвира