Культура и быт села Сретенье

Сретенский собор - центр духовной жизни села Сретенье

Сретенье - одно из немногих сел в Рыбинских землях, сохранивших и в советское время свое первоначальное имя, связанное с православным праздником Сретенье Господня. По евангельскому преданию, в тот день Богоматерь впервые принесла в храм Младенца Христа. Этого дня и этой встречи много лет ждали благочестивый старец Симеон и пророчица Анна. Старец, которому Богом было обещано, что он не умрет, пока не увидит Спасителя мира, сказал: «Ныне отпущаети раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое...»

Культура и быт села Сретенье

Каменный Храм Сретенья Господня, построенный на средства прихожан, был освящен в 1790 году. Позднее, в 1836 году, была построена зимняя Благовещенская церковь с престолами в честь Успения Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. Формулярная ведомость Сретенской, что на Черемхе, церкви Рыбинского уезда за 1911 год повествует о том, «по штату при ней положены 2 священника, диакон и 2 псаломщика, каковой состав причта и имеется в наличии», жалование «не получается», а «крошечных доходов за 1911 год получено1224 руб 52 коп.» Кроме того, «проценты с капиталов, принадлежащих причту» составили «706 руб.48 коп., дохода от земли 120 руб». «Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построены тщанием церковного старосты в 1900-1901 годах и составляют собственность церкви». Кроме того, как следует из этого документа, церкви принадлежат деревянная сторожка и кузница с домом для кузнеца. В церковной библиотеке - 170 томов книг. Аннинское двухклассное училище, имеющееся при приходе школы «помещается в доме собственном, на ее содержание отпускается от Министерства народного просвещения 1847 руб 45 коп. В сем году в ней учатся 74 мальчика и 31 девочка».

Долгие годы бывшая духовным центром большого селения церковь в годы советской власти подверглась разрушению и до сегодняшнего дня еще ждет возрождения.

Культура и быт села Сретенье

Снят колокол, сломаны двери,
Слой пыли и странный покой,
Лишь ветер старинных поверий
Здесь бродит ночною порой.
(В.Ф. Суходольский)

Ремесла, которым обучались дети из крестьянских семей села Сретенье

Крестьянским детям преподавали те ремесла, которые наиболее востребованы в хозяйстве. Это было кузнечное и плотницкое, бондарное и скорняжное дело, и многие другие, навыками которых владели деды и отцы. В то же время у каждой местности была еще и своя кустарная специализация. Что касается Сретенской волости, то представление о такой специализации дает список работавших промышленных заведений. В этом списке:

- Крупчатая мукомольная водяная мельница, называемая «Скомороховской», на реке Черемхе при деревне Скоморохово.
- Поперечная мукомольная водяная мельница, называемая «Царицкая» на реке Черемхе, вблизи деревни Шишелово. Заведовал той мельницей крестьянин-собственник из Мологи Павел Аристархович Неустроев.
- Ветряная мельница с маслобойным заводом при деревне Филисово, принадлежащая крестьянину этой деревни Ивану Тихонову Бароздину.
- Ветряная толчея при деревне Лопаткино. Хозяин - крестьянин сей деревни Петр Иванович Басотин.
- Маслобойный завод при деревне Шишелово, которым владел Петр Павлович Давыдов.
- Кузнечное дело в селе Елохово вел крестьянин-собственник Петр Тимофеевич Костров.
- В селе Сретенье кузнечным делом ведал крестьянин Иван Михайлович Ершов, родом из Новгородской губернии Череповецкого уезда дмитровской волости. Железо для изделий приобретал в г. Рыбинске.
- Кирпичный завод близ села Елохово. Принадлежавший Д.Ф. Крундышеву.
- Катально-валяльно-обувная мастерская в д. Кирилловское была собственностью крестьянина Николая Тимофеева Белякова. Шерсть для изготовления валенок он получал от местных жителей.

Архивные документы свидетельствуют о том, что была здесь и овчинная мастерская. Случившийся в ночь с30 ноября на 1 декабря 1872 года пожар был особенным: пахло овчиной. Дело в том, что в церковном доме была «овчинная изба», принадлежащая церкви села Сретенья. Выделкой овчин занимались крестьянин Норской волости деревни Шаламаново (Ярославского уезда) Иван Николаев Смуров и крестьянин Поповской волости деревни Офанасьево (тверская губерния) Петр Дмитриев - промышленники, которым крестьяне из всех деревень волости приносили не менее трехсот овчин.

В мелочной лавке в собственном доме в селе елохово рыбинский купец 2-й гильдии Дмитрий Федоров Крундышев и его жена Дарья Ивановна торговали «хлебными товарами, бакалейными и мануфактурными» (Журнал генеральной проверки по Сретенской волости за 1894 год). Крундышев имел также кирпичный завод и трактирное заведение (вино и наливки получал из Рыбинска). Патент на продажу табачных изделий был выдан Уездным казначейством 20 декабря 1893 года.

В селе Сретенье молочную лавку содержал «временно» рыбинский 2-й гильдии купец Григорий Игнатьевич Хлесталов. Приказчиком у него служил крестьянин из деревни Малая Тоговщина Павел Матвеев Ражев, имевший свидетельство на право торговли из Рыбинского Уездного казначейства.

Свидетельство на молочный торг в селе Сретенье имел бывший крестьянин Курляндской губернии - «рыбинский мещанин Ян Робинсон, вероисповедания лютеранского», прекрасно говоривший по русски, проживавший в доме наследников Гориковых.

В 1894 г. по Сретенской волости торговыми депутатами были избраны Никита Степанович Помещиков, Дмитрий Федорович Крундышев, Григорий Игнатьевич Хлесталов.

Никакие реакционные указы не смогли остановить участие крестьянских детей после окончания Сретенской школы в промысловой и торговой деятельности своих родителей. Но еще более были развиты отхожие промыслы: этому способствовало близкое положение Рыбинска с его огромными потребностями в судорабочих. В навигационный период крестьяне уходили туда на заработки. Многие из них уходили также в Санкт-Петербург, где устраивались на работу к лавочникам, трактирщикам, а кто-то настолько преуспевал, что заводил в столице свою торговлю.

Культура и быт села Сретенье

Культура и быт села Сретенье

Музей Сретенской школы. Экспозиция, отражающая быт жителей Сретенья 1846-1917 гг.

Ярославль © 2024