Старое фото из семейного альбома. Сказ о Бутикове

В каждой семье имеются свои традиции, тайны, легенды, реликвии. Одной из таких реликвий в нашей семье является групповой фотоснимок начала XX века.

Его я обнаружил случайно среди фотографий нашего семейного альбома. Фотоснимок сразу привлек мое внимание своей непривычностью. Он выцветший, довольно плотный, значительно толще наших современных фотографий, прямоугольной формы, размером 152x105 мм, хорошо сохранился, имеются незначительные повреждения (небольшие царапины, загрязнения, оборваны верхний левый и нижний края). Паспарту размером 160x113 мм. На паспарту нет фирменного знака. Фотография приклеена неровно. Возможно, она была сделана фотографом-непрофессионалом. Вероятно великоселом, поскольку в это время в Великом был свой фотограф по фамилии Засовин.

Возможно, на этом фото изображен мой прапрапрадед по материнской линии Бутиков Иван Петрович, но кто именно из изображенных и где он находится на фотографии - мы не знаем. Бутиковых в селе Великое и округе (Осташкине, Плещееве) было довольно много. Было «Моругино заведение» на р. Которосль у д. Степанцево, небольшой кожевенный заводик крестьян – купцов Моругиных с долевым участием Иродовых и Бутиковых. «Н.З. Бутиков основал завод в 1872 г. близ деревни Осташкино. Здесь кожемяки мяли и дубили кожи, выделывали юфть для сапог и седел, кожу для подошв».

Сказ о Бутикове

Бутиковы, проживавшие в селе Великое, были в большинстве своем зажиточные крестьяне, смекалистые и предприимчивые, рачительные, скуповатые и прижимистые. Согласно Подворной описи 1853 года, были Бутиковы не просто сапожниками, а владельцами кожевенного производства: закупали кожи по близлежащим деревням, выделывали, обрабатывали их, раскраивали, то есть занимались всеми стадиями, от закупки до торговли.

На обороте группового фотоснимка от руки чернилами написано: «На память М.П. Баланину от А.М. Иродовой. 1908 года 5 марта». Дело в том, что у Бутиковых была двойная фамилия (Бутиковы-Иродовы). Одних детей записывали как Бутиковых, других – как Иродовых. В нашем селе это было распространенным явлением, многие сельчане имели двойные фамилии. А Баланины в селе тоже были сапожниками. В селе Великое в начале ХХ в. были известны две сапожные артели. Вероятно, помимо моего прапрапрадеда здесь изображены работники одной из этих сапожных артелей, членов семьи или родственников.

Известно, что изготовление кожаной обуви, прежде всего сапог, было самым массовым производством в селе Великое. В 1901 году в селе насчитывалось 217 сапожных предприятий, в которых работали 217 человек мастеров-хозяев и 298 наемных работников. Большинство великосельских сапожных «предприятий» по сути были маленькими индивидуальными мастерскими. Большая часть мастеров - почти 70% - привлекала к работе своих домочадцев, в том числе детей. Мальчики начинали обучение с 10-11 лет и к 17-18 годам становились квалифицированными мастерами.

Рабочий день сапожника длился 12-14 часов, а средний годовой заработок (83 рубля) был ниже, чем на крупном предприятии. При этом нередко заработную плату работники получали не деньгами, а товаром, но сбыть готовые сапоги было не всегда легко. Вот и предприимчивые великоселы делали групповые снимки работников сапожной артели, напоминающие рекламу своего производства. Если обратить внимание на фотографию, то мы увидим у каждого человека, запечатленного на фото, в руках или предмет обуви, или инструмент, необходимый для его изготовления. А также в центре фотографии обращает на себя внимание сидящий статный молодой сапожник за рабочим столиком с набором сапожного инструмента. Такой уголок сапожника есть в нашем школьном краеведческом музее: с набором сапожных инструментов, с различными образцами кож, которые выделывались в с. Великое и кожаной обувью ручной работы. А на заднем плане фото - работник сидит за швейной машиной фирмы «Зингер» для пошива обуви. Таких машин в селе к началу ХХ в. было 17 штук, а стоили они совсем недешево.

Сказ о Бутикове

Сапожное производство в с. Великое. Экспозиция Великосельского краеведческого музея

Групповой фотоснимок сделан скорее всего у здания Великосельского краеведческого музея. Если обратиться к фотографиям этого здания начала ХХ века, мы увидим деревянный забор с воротами и калиткой, которые до наших дней не сохранились. Вероятно, на фоне ворот и калитки с внутренней стороны и был сделан этот снимок. Музей располагается в доме бывшего купца Бутикова (кого из трех братьев именно – доподлинно не известно).

Сказ о Бутикове

Здание Великосельского краеведческого музея, начало ХХ в. Бывший дом купца Бутикова

Между нашим зданием музея и соседним домом, который раньше тоже принадлежал Бутиковым, более тридцати лет тому назад был найден самый крупный золотой клад Ярославской области. Случилось это во время прокладки водопровода. Бригада мужчин из пяти человек подвели траншею к фундаменту дома. Один из рабочих взял в руки лом, для того чтобы пробить отверстие для водопроводной трубы и завести ее внутрь дома. После нескольких ударов ломом из стены вдруг посыпались золотые царские монеты. Ломом была разбита глиняная корчага, в которой находились золотые монеты. Клад этот в 322 монеты хранится в Ярославском историко-архитектурном музее заповеднике, как единственный монетный золотой клад Ярославского края.

С 1 марта 2014 года наш Великосельский краеведческий музей стал школьным музеем. Для нас он является не только хранилищем музейных предметов, но и образовательным пространством. В музее проходят уроки истории, обществознания и краеведения для учащихся нашей школы, бывают конференции, встречи с земляками, старожилами, гостями. А также мы здесь занимаемся в кружках поисково-исследовательской работой, проектной и культурно-просветительской деятельностью, проводим экскурсии и интерактивные программы.

Сказ о Бутикове

История с найденным кладом легла в основу интерактивной экскурсии по залам музея, в рамках которой участниками объединения «Историческая мозаика» разыгрывается сценка из жизни хозяина этого дома. А называется она «Сказ о Бутикове».

В заключение хочется обратить внимание на то, что в рамках исследования мне не удалось установить лица, изображенные на фотографии, поскольку на фото нет указания на то, кто изображен. Да, пожалуй, и в настоящее время не каждый из нас это делает в своих семейных альбомах. Вот и получается, что рождается поколение, не знающее своих предков. Но фотография помогла мне узнать много нового о моих предках по маминой линии купцах - торговцах Бутиковых, а также о том, что многие из них после революции 1917 г. в советское время покинули село Великое и больше сюда не вернулись. Об этом узнать мне помогли мои руководители - учителя истории Самарина О.В. и Сутугина Г.Н. А в настоящее время в с. Великое не живет ни одного Бутикова. В с. Плещеево предки моей мамы, уже оставив и забыв сапожное дело, занимались отходничеством или трудились в колхозе «Новый путь».

Список источников и литературы:
Обнорская Н.Н. Село Великое: маленькое зеркало российской истории. М. Цитата Плюс, 2017.
Пурлевский С.Д., Огороднов Е.И., Сутугина Г.Н., Гуменюк А.Г., Калистратова Д.С., Павлова А.С. Села Великаго Крестьяне. Сборник статей и воспоминаний. СПб. ИПК БИОНТ, 2017.
Скибинская О.Н. Родная кровь: Семейные хроники XVII - начала XXI века. Ярославль. Александр Рутман, 2010.
Яковлев Л.В. Село, о котором писал В.И.Ленин. Ярославль. Верхн-Волж. кн. изд-во, 1988.
Фото из семейного архива семьи Зотовых

Зотов Константин

Ярославль © 2021