Из истории Великосельской школы

Великосельская средняя школа - старейшее из учебных заведений нашего края, располагается в нескольких зданиях. Одно из них - двухэтажное, строгое, стильное здание на берегу Черного пруда является одним из символов села Великого. Здание Великосельской школы – это памятник гражданской архитектуры второй половины XIX века. Оно было выстроено в 1868 году для обучения мальчиков на средства сельского купца-крестьянина Алексея Васильевича Локалова.

Начиная с 2016-2017 учебного года, Великосельская школа приступила к подготовке к 150-летнему юбилею здания школы. А я поставила перед собой цель, собрать материал об истории Великосельской школы, в которой училась сама и работаю по настоящее время, к ее юбилею, чтобы каждый обучающийся и выпускник, учитель и гость школы мог с ней познакомиться. Для достижения цели использовала разные методы и источники. Работала с архивными документами, фотографиями, беседовала с бывшими руководителями и педагогами, читала письма и воспоминания выпускников школы, учителей и других работников школы, анализировала и приходила к выводам. Из книги воспоминаний Ерофея Огороднова «Моя жизнь» узнала о значении образования в жизни сельчан в конце XIX- начале XX в.

В ходе своей работы в Ярославском Государственном архиве узнала, что школа в селе Великом была открыта значительно раньше, правда, неизвестно в каком здании нашего села. Об этом рассказала копия «Дела об открытии приходского училища в селе Великом», начатого 3 октября 1827 г. и завершенного 26 февраля 1828 г. из Ярославского государственного архива. (ГАЯО ф.549-оп.1-д.341)

Дело начинается с письма Господина директора училищ Ярославской губернии в Санкт-Петербургскую домовую Контору общего Правления наследниц покойного действительного Статского Советника Сергея Савича Яковлева. Он пишет, что «Находясь по своим надобностям в Ярославском уезде в селе Великом ... я уведомился, что в селе сем находится училище для крестьянских детей. Призванные мной бурмистр села и обучающий в сем училище протоиерей Вениамин подтвердили существование онаго, неизвестнаго мне по неведомлению своему. Вотчинное правление не отнеслось ко мне с прошением о заведении сего училища». Далее объясняется, «... обязательность подчинения школы Дирекции училищ Ярославской губернии ... и соответствие уставу учебных заведений».

Из главного Правления наследниц С.С. Яковлева последовали объяснения от 23 сентября 1827 года, что «дозволено было Великосельскому Вотчинному Правлению училище иметь только в виде домашнего, а непубличного заведения, так как крестьяне сей вотчины занимаются ... промыслами и торговлею, а по тому и имеют надобность обучать детей своих грамоте. Но ежели училище сие на основании Устава учебных заведений должно состоять под ведением Дирекции училищ ... то общее правление наследниц г. Яковлева признавая существование его в селе Великом весьма полезным и даже необходимым, покорно просит Ваше Высокоблагородие употребить ходатайство Ваше в высшего училищного начальства о совершенном открытии онаго...».

Бурмистром в селе в это время был Гаврила Моругин, которому поручалось выйти с особым прошением к губернскому начальству. После переписки между Дирекцией училищ, наследниками С.С. Яковлева и бурмистром села Великого были приняты «Правила» из 32 пунктов, коими руководствуется училище, заведенное в Великосельской волости». В пункте 17 «Правил» говорится: «Учение в училище начинается по окончании сенокоса, коим больше занимаются крестьяне Великосельские, нежели прочими полевыми работами, и продолжается до начала онаго в следующем годе. В прочее время, то есть: с 1-го числа Июля по 1-е Августа, так же сверх воскресных и табельных дней, во всю неделю ярманки Великосельской, учение не полагается».

Публичное открытие училища было в «1828 году февраля 26 дня». В этот же день в половине восьмого утра состоялся сбор обучающихся «в назначенном для училища доме, откуда при начале благовеста, в сопровождении помощника учителя сего училища отправились по два в ряд в церковь для слушания Божественной Литургии». После службы был крестный ход учеников, родителей, гостей и прихожан «с водосвятием и провозглашением многолетия Государю Императору и всему Августейшему Дому». Затем протоиерей Вениамин Богословский говорил речь. В деле имеется текст этой речи на открытии приходского училища. Он обращается к Почтеннейшим Покровителям науки с благодарностью о вхождении училища в состав публичных учебных заведений. Потом к родителям, чтобы были благодарны основателям училища, далее к детям, которые должны быть «добродетельными, скромными, послушными». Задача школы выражена так, «доставить церкви истинных христиан, придержащей власти – верных подданных, Отечеству – честных граждан, начальству - добрых подчиненных, обществу – благонадежных членов, семействам - утешение и радость!..». По окончании речи читали статьи из Устава учебных заведений, затем начались занятия катехизисом, правописанием и арифметикой. В заключении была молитва «Тебя Бога хвалим», а для гостей и учителей состоялось угощение в доме Великосельского Бурмистра Гавриила Моругина.

В документах сохранились списки учеников 1-го и 2-го отделений. Срок обучения в одном классе длился два года. В школу поступали мальчики 8-9 лет с разрешения отцов. Перечислены предметы для «1-го отделения: познание букв и чисел, по гражданской и церковной печатям, чтение по сим обеим, и обучение письму; 2-го отделения: усовершенствование в чтении по той и другой печати и чистописании, чтение рукописей, диктование, арифметика 1-я часть, катехизис или закон христианский, и частей некоторых самонужнейших правила российской грамматики, относящиеся до правописания». Учебный план состоял из 6 часов в день, в субботу – 3 ч. (урока). В деле представлено расписание и список учителей. Их всего два – протоиерей Вениамин Богословский и дьякон Флегонт Клириков.

В деле присутствует «Ведомость о поведении, способностях, прилежании и успехах учеников Великосельской школы» по десятибалльной системе. Обучающихся, получивших 10 баллов нет, самый высокий балл 9 у нескольких мальчиков (П.Пальников, И.Шабалин, Н.Терин, А Шабалин, Д.Засовин) и 8 - (А.Кочешков, В.Ведерников, В.Ятманов, П.Овчинников, А.Палтов). Про тех, у кого 2 балла, указано о скромных неразвитых способностях, лености, а 1 балл только у одного ученика и напротив одно слово - «туп». В конце дела «Список учеников Великосельского приходского училища окончивших учение представляемых к награждению за благонравие, прилежание и успехи», а также «Список учеников Великосельской школы отличившихся благонравием и успехами в науках» 2-го отделения.

Хочется отметить, что в связи с этими документами можно сделать вывод, школе в с. Великом в 2018 году исполнилось 190 лет, а не 150, как мы считали.. Так же то, что именно ученики, начавшие обучение в Великосельском приходском училище в 1828 году, почти все участвовали в тяжбе с наследниками С.С. Яковлева после отмены крепостного права 1861 году, грамотно вели дело и выиграли суд, отсудив у них значительную сумму.

В 1855-1858 годах в Ярославском уезде значится только одно сельское приходское училище - Ярославское училище в селе Великом. В нем служили два учителя Иван Гаврилович Сретенский и Константин Иванович Кутузов. Они обучали 78 учащихся.

«Ярославские Губернские ведомости» №14 от 2-го апреля 1868 года напечатали «отчет о состоянии начальных школ». По заявлениям уездных училищных Советов, «в каждом уезде открыты так называемые земские школы, содержимые исключительно на суммы уездного земства». Из учителей получили пособия в виде награды «содержатель частного бесплатного для девочек училища в селе Великом» Ярославского уезда (к сожалению, без указания фамилии).

С момента возникновения в 1868 году учебное заведение для мальчиков было известно как частная школа. На открытии двухклассного приходского училища с речью выступил господин Конопацкий. Он «просил отцов и матерей способствовать всеми мерами большему улучшению грамотности между их детьми». Но, как отмечает волостной писарь Орлов, речь «не достигла по назначению», т.к. не было никого из родителей учащихся, а «выслушали (ее) бездетные богомольцы (человек 10), пришедшие по усердию, за иконами». Вероятно, попечитель училища не нашел нужным огласить эти факты». Волостное правление «так и не было извещено о том официальным образом. После молебнов в церкви и училище господин попечитель пригласил к себе нескольких лиц на чай. Тем дело и кончилось».

В школе обучалось более ста мальчиков, которые после окончания школы должны были работать на мануфактуре Локаловых. Но с 1869 года в течение почти четырех десятилетий школа действовала как двухклассное училище Министерства Народного Просвещения.

При училище позднее была создана одноклассная школа. Учащиеся обучались письму, чтению и математике в пределах четырех арифметических действий. 8 апреля 1871 года, как писали «Ярославские епархиальные ведомости» в селе 15 сентября 1870 года была открыта женская школа. Настоятельница госпожа Лазарцевская писала о том, что наконец-то в Великом есть «правильно организованная женская школа. Это осуществилось благодаря содействию А.А. Локалова и Н.А. Нестерова». Локалов за свой счет нанял дом для помещения школы. «Заботливость и любовь к народному образованию г. Локалова А.В. и сына Александра Алексеевича, который избран попечителем мужского и женского училищ, не ограничивается только временным наймом для помещения девочек, - Локаловы в настоящее время за свой собственный счет строят каменный дом для помещения двуклассного мужского и, вместе, с женским училищем, стоящих несколько тысяч. По внешности это очень красивое здание, а при содействии Нестерова здешние жители приняли на себя обязательства отапливать его и дали сторожа». Законоучителем в женской школе был дьякон Николай Виноградов, учительницами - Александра Петровна Нечаева, окончившая курс Смольного института в Санкт-Петербурге и Анна Петровна Федотова, окончившая курс Симбирского Елизаветинского училища, попечителем - Константин Алексеевич Иродов, крестьянин села Великого.

В 1872 году Министерством Народного Просвещения сельские учебные заведения были преобразованы в городские. В 70-80-х гг. XIX века знаний, получаемых в тех учебных заведениях, было достаточно, чтобы заниматься своим делом, торговлей, быть приказчиком, служить в конторе. Учительствовали тогда господа Лебедев и Кутузов, законоучителем был священник Александр Красносельский. Обеспечивал получение знаний с 1-го августа 1875 года по 1897 год учитель Великосельского училища Василий Григорьевич Троицкий. Именно он способствовал введению преподавания в школе столярного дела, которое было включено в учебную программу. Уроки столярного дела проходили ежедневно по два часа, где пятеро обучающихся мальчиков занимались под руководством опытного мастера, постигая секреты обработки дерева. В 1879-1880 учебном году на преподавание нового предмета государство и уездное земство выделили по 60 рублей каждый. На наем и ремонт квартиры для мастера столярного дела выделялось 70 рублей.

Волостной старшина села Великое крестьянин Нестеров Михаил Александрович подарил двуклассному училищу 20 задачников Евтушевского, 100 экземпляров книги для чтения К.Д. Ушинского «Родное слово», две стопы грифленой бумаги, ящик грифелей для письма. Константин Алексеевич Серебряников передал школе 21 экземпляр книги духовного содержания «Изъяснение вечерни, утрени и литургии» и несколько ящиков грифелей. Жертвовал школе и попечитель Иродов. Всем этим крестьянам Инспектор народных училищ надворный советник Федосеев просил Директора народных училищ Ярославской губернии объявить благодарность «за усердие их в пользу Великосельского двухклассного народного училища».

В путевых записках Андрея Исаева по Ярославскому уезду, печатавшихся в журнале «Отечественные записки» №8 в августе 1880 года, можно ясно увидеть Великосельскую школу того времени. Начинает свои записи А.А. Исаев, профессор, лектор Ярославского Демидовского лицея и Петербургского университета, социолог и экономист с того, что еще издали Великое с каменными домами и макушками 4-х церквей предстало перед его взором – «городом». «На берегу пруда гордо высится сельское училище, приютившее 200 учеников-мальчиков. Наискось от него скромная женская школа с 70-ю учащимися - девочками». Владельцы Великого всегда заботились об образовании селян. Село грамотное, лишь «10% мужского населения было безграмотно, 1/3 женщин была грамотна», что крайне редко для тех времен. Стремление к просвещению было понятно, т.к. основные занятия крестьян - ремесло и торговля, вынуждали к этому. И вот что еще отмечает автор, в Великом «мало заведений, где использовался детский труд». Андрей Алексеевич посетил двухклассное училище. Подробно описал школу, стоящую на берегу Черного пруда. «Классы просторны, светлы и чисты. Стены увешаны картинами и разными другими пособиями для наглядного обучения. У каждого мальчика на парте под рукой 2-3 учебника».

Исаев объезжал Ярославский уезд с целью инспектирования уровня преподавания в школах. Для этого ему нужно было провести проверку уровня подготовки учащихся, как сейчас называют мониторинг. Учитель в училище «любезно предоставил» проверяющему возможность проэкзаменовать детей. Исаев задал задачу с десятичными дробями, довольно трудную. «Мальчик лет 12-ти, подошел к доске, проанализировал задачку и решил быстро и безошибочно». Далее было «чтение и разбор прочитанного» по частям речи и членам предложения, и знания тоже были «вполне удовлетворительными». А.А. Исаев задавал вопросы по литературе, русскому языку, географии, истории и получал от детей подробные ответы. Потом подчеркивал, что «каждое слово учителя выдавало человека вполне знакомого со своим делом». Ответы обучающихся тоже говорили о профессионализме учителей школы и о том, что ученики - мальчики «сознательно относятся к пройденному». Ясно видно, что «сведения, сообщенные этой школой, послужат на пользу ее питомцам». «Удачные ответы» обучающихся, «педагогические приемы учителя, вся школьная обстановка переносили меня в места далекие от с. Великого» - пишет автор. В отчете о поездке он делает вывод: «Я сравнивал и приходил к заключению, что Великосельское училище отнюдь не может быть поставлено ниже школ, виденных мною в Германии и Швейцарии».

Великосельская школа и сейчас верна традициям в обучении, которые так ярко и тонко подметил профессор Исаев А.А. Школа всегда давала и дает прочные знания своим питомцам, уделяя особое внимание тем, кто стремится к знаниям. Школе никогда не было стыдно за своих выпускников, где бы они ни учились, ни трудились, ни служили. А выпускникам соответственно за свою школу, такую родную, пусть старую, но обновленную, и вполне «молодую», идущую в ногу со временем. Именно здесь получают обучающиеся азы своего образования и практического опыта. Это касается и меня в полной мере.

Может быть во время посещения нашей школы Исаевым А.А. в ней преподавал Алексей Михайлович Пазухин, популярный русский писатель. Известно, что в 1881 году учитель Великосельской школы Пазухин уехал из села в Москву к издателю Н.И. Пастухову для публикации своих произведений. В газете «Московский листок» появился тогда первый рассказ Алексея Михайловича «Приезд сельского учителя».

Среди отличников в 80-е годы XIX века был ученик Великосельского двухклассного училища Ерофей Огороднов. За отличные успехи и поведение награждается он «сей похвальною книгою 5 июня 1884 года» с подписями инспектора Народных училищ Ан.. (неразборчиво) (АНДРЕЕВ вероятно), настоятеля церкви села Великаго священника Владимира Соколова, учителей Василия Троицкого, Николая Кутузова и Н. Великосельского. На последнем развороте-форзаце книги приписка:
«Лично для меня эта книга представляет интерес, как награда за проведенные в школе шесть лет, результат обучения которой создал мне обеспеченную и довольную жизнь. Из населения села Великого 800 домов в начальный или 1-й класс школы было принято всего 120 мальчиков. Девочки обучались отдельно в т.н. женской школе. А в последнем 6-м классе оставалось и сдавало экзамен всего 13 человек. Я находился в числе троих отличников, за что был удостоен этой высокой награды».

В 1893 году была в селе основана Великосельская церковно-приходская школа на средства общества «Христианская помощь». 42 человека обучались в трех отделениях у двух учителей, одна из которых была Любомудрова Анна Ивановна с жалованием в 300 руб. При школе были приют с ночлежными комнатами для сирот - дортуарами и одногодичная школа грамотности.

Великосельская средняя школа

«Христианская помощь»

Великосельская средняя школа

Урок Любомудровой А.И.

Великосельская средняя школа

Дортуар в «Христианской помощи»

В 1896 году в министерском двухклассном мужском училище села Великого числилось пять отделений и пять учителей на 202 обучающихся. Выбыло 20 учащихся и осталось 182. В земском женском было три отделения, где обучалось 93 девочки три зимы, выбыло 13 человек и осталось 80 обучающихся. Законоучителем в женском училище был дьякон Николай Виноградов, потом отец Федор Скворцов, учительствовали Александра Петровна Нечаева и Антонина Владимировна Соколова.

В 1902 году в Великосельской второклассной школе, располагавшейся в собственном удобном доме, обучалось 74 девочки и 3 мальчика. Заведующим был протоиерей Владимир Соколов, законоучителем отец Николай Иосифович Красносельский, а попечительницей крестьянка Иродова Вера Михайловна. Учительствовали Надежда Николаевна Соколова, помощник учителя Юлия Семеновна Милкова, учитель образцовой школы Мария Петровна Поройкова, дочь дьякона. В одноклассной школе грамотности учились 49 девочек и один мальчик, заведовал также Владимир Соколов, а преподавали Иван Шеховской, выпускник духовной семинарии и Анна Александровна Торопова, выпускница женского Епархиального училища. Попечителем был великосельский крестьянин Владимир Николаевич Моругин. В другой церковно-приходской одноклассной школе занимались 15 мальчиков и 16 девочек. Располагалась школа в наемном доме, заведующим был дьячок Александр Тальянцев. Преподавала там Пелагея Ивановна Кочешкова, выпускница второклассной женской школы, попечителями были крестьяне Добрынин Александр Иванович и Моругин Гавриил Васильевич. Однако в начале ХХ века быстрый рост экономики, технический прогресс начинают предъявлять все более высокие требования к уровню образования населения. Умения читать и писать стало явно недостаточно. Великоселы осознавали, что их детям нужны более глубокие знания.

Великосельская средняя школа

Общее фото

В апреле 1908 года в селе Великом состоялся сход домохозяев, на котором присутствовало 274 домохозяина из 410, имеющих право голоса. Вероятно, не все великоселы имели право голоса, а лишь зажиточные, входившие в сельское общество и способные своими средствами реализовывать решение схода. Сельчане вынесли приговор: ходатайствовать перед Министерством Народного Просвещения об открытии в Великом городского четырехклассного училища. Домохозяева мотивировали свое решение следующими соображениями. Население села Великого по числу жителей приближается к 6000 человек. Абсолютное большинство жителей утратили связь с землей, занимаются торговлей, ремеслами, трудятся на Локаловской мануфактуре, что требует основательных знаний. В селе Великом учебного заведения, способного дать такие знания, нет. Состоятельные сельчане вынуждены отправлять своих детей на учебу в города Ростов или Ярославль, что сопряжено с немалыми денежными затратами. Большинство крестьян такой возможности не имеют. Домохозяева предлагали учредить городское училище в здании, где размещалось двухклассное училище на участке земли в 25 на 53 саженей. В 1903–1904 гг. это здание было расширено на 24 сажени. На реконструкцию и ремонт училища из Государственной казны было выделено 3200 рублей. Великоселы обязались своими силами осуществить ремонт здания, а для одноклассного училища построить новый дом. Министерство Народного Просвещения рассмотрело ходатайство крестьян села Великого, и вопрос об открытии четырехклассного городского училища был решен положительно.

Школа размещалась в двухэтажном кирпичном здании на берегу Черного пруда. На втором этаже здания располагались 4 классные комнаты, актовый зал, библиотека. На первом этаже казенную квартиру занимал учитель-инспектор, находилась советская (от слова «советоваться») или учительская, гимнастический зал, 2 небольших помещения, где проживали сторожа. В школе было печное отопление, помещения освещались керосиновыми лампами. Санитарно-гигиенические условия пребывания детей в училище не вполне соответствовали установленным тогда нормам.

В 1905 году в Великом существовало смешанное 2-х-классное училище, находившееся в собственном здании из трех комнат. Таким образом, к началу ХХ века в селе было четыре учебных заведения. В 1909 году директор народных училищ Ярославской губернии поручил учителю-инспектору В. Бекаревичу «подготовить донесение о недостатках и неудобствах училища». В служебной записке на имя губернского начальства В. Бекаревич сообщал о недостатках: «В двух классных комнатах освещение не может быть признано удовлетворительным. Площадь пола в классах не допускает постановку парт согласно инструкции. Отсутствует раздевальная комната. Актовый зал мал. Полы не покрашены, некоторые рамы требуют ремонта, а печи - перекладки». Летом 1909 года был произведен ремонт школы. Отдельные из отмеченных недостатков были устранены крестьянами села. При школе имелись вспомогательные помещения - баня, дровяной сарай, пчельник, погреб. На территории школы располагался сад, обнесенный забором.

Вскоре состоялось открытие в Великом нового учебного заведения, не имеющего аналогов на территории нашего края. История учреждения городского училища – яркий пример действенности подлинного самоуправления, когда высшая исполнительная власть прислушалась к мнению сельчан, сочла его разумным, обоснованным, и удовлетворила ходатайство крестьян. С другой стороны, крестьяне донесли свою просьбу до власти в столицу напрямую, без посредничества местных чиновников. Чем не демократия!

Великосельское городское училище Министерства Народного Просвещения в 1912 году преобразовано в высшее начальное четырехклассное училище. Об этом же писал в письме пионерам Великосельской школы в мае 1967 года, находящемся в архиве Великосельского музея, наш земляк Павел Воронин. «Высшее начальное училище строилось на базе начальной школы, т.е. в училище принимались лица, окончившие начальную школу. Вот в это училище я и поступил в 1914 году по окончании церковно-приходской школы. Учился в училище 4 года, до весны 1918 года. «Закон Божий» преподавал протоиерей Николай, арифметику и начала алгебры – инспектор (директор училища) М.И. Рахманов, он же вел и физкультуру, геометрию – Дмитрий Сергеевич Рожков – наш любимый учитель. Учителя по другим предметам часто менялись и они мало запомнились».

После посещения города Ярославля императором Николаем II учителя М.И. Рахманов, Д.С. Рожков, А.И. Осокин, С.С. Резцов, В.Ф. Фидлер были отмечены и имели право носить нагрудную медаль в память о 300-летии царствования Дома Романовых.

С 1914 года городское училище возглавлял учитель – инспектор надворный советник Михаил Иванович Рахманов. Преподавал арифметику, бухгалтерию, чистописание, гимнастику. В январе, а потом в марте 1914 года М.И. Рахманов обращается в Дирекцию Народных училищ Ярославской губернии с представлением о том, что за счет местных ассигнований учреждены во вверенном ему училище бухгалтерские классы и сапожные ремесленные курсы. Средства определены сельским сходом крестьян села Великого от 28 января 1914 г. По приговору схода выделены средства «из общественных сельских сумм в следующем размере: единовременно 200 руб. на устройство и оборудование сапожных ремесленных курсов и ежегодно по 200 руб. на содержание бухгалтерских классов и по 100 руб. на содержание ремесленных курсов, и всего ежегодно по 300 рублей». (ГАЯО ф.549 оп.2 д.1639)

По инициативе крестьян села в учебный план училища вводится также и преподавание иностранных языков (немецкого и французского), за что великоселы вносят ежегодно 600 рублей. Преподавательницей языков была Варвара Федоровна Фидлер. Но в феврале 1915 года сельские крестьяне обращаются в Министерство Народного Просвещения с просьбой «взять на себя оплату преподавания иностранных языков» или «сократить их до окончания военных действий». Причиной обращения было сокращение доходов и ухудшением положения сельчан в связи с Первой мировой войной.

В марте следует новое прошение от сельчан в Министерство «об обязательном преподавании бухгалтерии» в 3-4-х классах и обязуются оплачивать новую дисциплину. Крестьяне, вероятно, рассудили так, что знание основ бухгалтерии гораздо важнее, нежели знание французского и немецкого языков. Министерство с пониманием отнеслось к обращениям великосельских крестьян и сохранило преподавание иностранных языков и ввело обучение бухгалтерии в старших классах училища с финансированием в 440 и 160 рублей соответственно. В эти годы законоучителем оставался Николай Иосифович Красносельский, преподавали старшая учительница Лаврова, вторая учительница Юлия Милкова, третья учительница Мария Поройкова, учитель пения по избранию Совета школы, учительница рукоделия. Любимым учителем многих учащихся был тогда Дмитрий Сергеевич Рожков, преподавал математику, физику, черчение, пение. После Рахманова М.И. он станет руководителем школы. Училищным доктором практиковал коллежский советник земский врач Михаил Филиппович Боровик. (ГАЯО ф.555 оп.1 д.207)

Великосельская средняя школа

Группа учителей школы, первый слева сидит Боровик Михаил Филиппович, земский доктор

Историю училища можно представить следующим образом: двухклассное училище – городское четырехклассное – высшее начальное училище. Годовой бюджет училища формировался в основном за счет поступления денежных средств из Государственной Казны. Ассигнования государства на содержание училища быстро росли. Двухклассное училище в 1909 году получило 2080 рублей, из Государственного Казначейства – 1400 рублей, от сельчан – 680 рублей. Городское четырехклассное училище в 1910 году уже 4250 рублей, из Государственного Казначейства. Высшее начальное училище. 1915 год - 9068 рублей, из Казначейства - 7968, от земства - 500, от сельчан - 600.

В архиве Великосельского музея имеется письмо Афанасии Петровны Холоповой, написанное пионерам 6-го класса Великосельской средней школы в мае 1968 года, из которого получено много информации. Она писала: «в 1910 г. я окончила образцовую церковно-приходскую начальную школу. Школа помещалась в разных зданиях (частных домах - Гарусова и Крупкина). Классы были небольшие, парты трехместные, учебников не хватало, наглядным пособием была карта полушарий и счеты. Учителя занимались с тремя классами. Первыми учителями в начальной школе: Иродова Анна Ив., Парменова Александра Петровна, Зыкова Екатерина Николаевна. После окончания начальной школы я поступила учиться в Великосельскую второклассную школу (здание, где сейчас занимается зоотехникум). Большим авторитетом пользовалась учительница русского языка Анна Ивановна Любомудрова. А в том здании, где сейчас находится средняя школа, до революции помещалось городское училище для мальчиков. Директорами училища были Бекаревич и Рожков Д.С. Учителями работали: Хранин Д. Иван., Барашков А.П., Воробьева, Фидлер Варв. Фед., Щекина Е.П., Холопова Ан.Г., Маслова Ан.С., Ягодина М.И., по рисованию Кухарь, Башкирцев Л.А., Орлов Ив. Вас. и др. Для начальной школы было построено новое здание (на берегу пруда). Директор школы Леванцев С.В. Учителя начальных классов: Карповская О.И., Метеличева А.Т., Моругина Ек. А., Бещева Е.С., Хранина А.А., Рожкова А.А., Пичугина А.А., Савич С.Ю. Указанные учителя также являлись учениками школы с. Великого.
Много славных людей вышли из стен этой школы:
1. Бещев Борис Павлович - министр путей сообщения
2. Труфанов Н.И. - генерал Советской Армии
3. Волков Алек. Евг. - генерал Советской Армии (погиб в Отеч. войну)
4. Бещев Вас. Павл. - заслуженный учитель РСФСР
5. Белянкин Мих. Пав. - заслуженный учитель РСФСР
6. Латышев Арис. Ал. - Заслуженный врач РСФСР»
(сокращения сохранены по тексту письма)

Великосельская средняя школа

Выпуск Великосельского высшего начального училища. Стоят слева направо: Алексеев Н., Пряхин А., Пичугин А., Труфанов Н. (будущий генерал-полковник), Воробьев И., Смирнов, Латышев В., Балдин, Иродов Н. Сидят: Ерофеев Д., преподаватели: Осокин А.И., Рожков Д.С., инспектор Рахманов М.И., протоирей Красносельский Н., Ельниковская А.П., лежат: Тихомиров Н., Пичугин А., Щеглов С.

В годы Первой мировой войны открылось в селе на средства сельского общества 8-ми классное Коммерческое училище, где преподавали семь учителей и обучались 88 учащихся. Русский язык, историю, литературу и рисование преподавал Алексей Иванович Осокин, учительствовал коллежский секретарь Сергей Сергеевич Резцов, учитель «без чина» Всеволод Леонидович Колокольцев, новые учителя А.Я. Гамиловский, В.Ф.Латышева. Учебные заведения в начале войны работали в обычном режиме. Но с 1916 года начались кадровые трудности в связи с мобилизацией мужчин-преподавателей. Был призван на фронт учитель естествознания и географии Смирнов Виктор Андреевич, вместо него исполняла обязанности учительницы Анна Панфиловна Ельниковская. После призыва Осокина А.И. учительницей языков стала Мария Ивановна Ягодина. Ухудшилось и финансирование учебных заведений, резко поднялись цены на топливо, что вынуждало направлять средства, предназначенные для приобретения учебников и наглядных пособий, на закупку дров. Педагогический совет училища вынужден был обратиться в Дирекцию народных училищ Ярославской губернии с просьбой о «введении платы за обучение» в размере восьми рублей с ученика с 1-го января 1917 года. Плата за обучение не вводилась, т.к. от Ярославского уездного земства в плату за учение вносилось 350 рублей.

Работая с архивом Великосельского музея, я обратила внимание на воспоминания М.А. Курочкиной. Они показались мне очень интересными. «Во второклассной школе каникулы были только зимние. Но учебных дней в году было очень немного, т.к. праздновали все божественные праздники, а кроме этого, именины и день рождения Царя и Царицы. В праздники учеников ... школы посылали читать стихи в церковь (у кого был хороший голос). Учились в школе по пять часов. После занятий шли домой обедать, а потом приходили в школу учить уроки, когда оставалось время, читали журналы. В школе были восьмиместные скамейки. Они были очень неудобные. Вечеров в школе не было, только один раз в год собирали елку».

В начале ХХ века в Великом действовали земская и церковно-приходская школы. Дети великосельских бедняков обучались в одногодичной школе грамоты. По объему финансирования и качеству учебного процесса училище превосходило все другие школы. Можно сказать, что высшее начальное училище было элитным учебным заведением нашего края. В 1-й класс этого училища, вероятно, принимались лучшие выпускники начальных школ, мальчики 10–11, а иногда 12–13 лет. Они должны были, очевидно, уже владеть общеучебными умениями и навыками.

В 1915 году аттестаты об окончании училища получили Баланин Николай, Бауткин Дмитрий, Ведерников Александр, Горбунов Кассиан, Зверев Иван, Карпов Дмитрий, Маковкин Михаил, Морозков Алексей, Черемухин Алексей, Шабалин Сергей. Отличник Алексей Черемухин получил награду первой степени. Из 10 выпускников шестеро были 1900, а остальные 1896–1899 года рождения. На 1 января 1911 года в училище было 105 учащихся, год спустя – 90. Окончили курс обучения 14 человек. Продолжили свое образование 5 учащихся: 1 – в Нижегородском учительском институте, 1 – в железнодорожном училище, 3 – в фельдшерской школе. «Отсев» учащихся за год составил 21 человек: 2 – по причине смерти, 2 отчислены за «малоуспеваемость», неспособность усваивать учебную программу, 17 – покинули школу по желанию родителей и вскоре трудоустроились. В первый же класс были приняты 20 человек.

В своих воспоминаниях, которые тоже хранятся в архиве Великосельского музея, генерал-полковник Николай Иванович Труфанов очень тепло отзывался о годах, проведенных в школе и об учительнице Александре Петровне Нечаевой. С семи лет он ходил в школу, которая располагалась в частном доме крестьянина Алексея Алексеевича Крупкина. В трудные минуты маленький Коля обращался за утешением не к матери, а к Александре Петровне, которая была его крестной матерью, и находил у нее «защиту и ласку». Она научила его грамоте. Мать Н.И. Труфанова была в услужении у Крупкина и Нечаевой и жила с сыном при квартире учительницы.
В школе в доме Крупкина «было четыре комнаты. Первая комната налево, при входе на этаж, была учительской и одновременно спальней Александры Петровны. В этой комнате во время классных перемен отдыхала и вторая учительница Клавдия Федоровна Виноградова». Николай Иванович вспоминал об общительности и задушевности этой учительницы и также о ее удивительных артистических способностях. Клавдия Федоровна выступала «в любительских спектаклях в разных ролях: горничных, свах, старух и других». Именно, Клавдия Федоровна была «зачинщицей и организатором вечеров, концертов или как их тогда называли у нас - дивертисментов. В трех других комнатах помещались классы...»
«Весной 1905 года Александра Петровна ушла с работы на пенсию и сняла новую квартиру, куда мы и начали переезжать. Александра Петровна была замечательным человеком и для моих односельчан в области просвещения сделала так много, что ее помнят в селе до сих пор. В моей жизни Александра Петровна тоже занимает особое место», писал Н.И. Труфанов. Она была дворянкой, очень привлекательной женщиной «небольшого роста, с приятными чертами лица, с темными живыми глазами, владела французским языком, играла на фортепиано». К ней часто заходили «на огонек» друзья-коллеги и Коле случалось присутствовать на вечеринках. Но во время таких собраний гостей из учителей и учительниц Коля, «стесняясь своей ветхой одежонки, прятался за огромным фикусом, слушал музыку, романсы, стихи», которые исполнялись гостями Александры Петровны. Эти «посиделки» оставили в душе подростка глубокий, неизгладимый след.

Абсолютное большинство обучаемых принадлежали к крестьянскому сословию (82 из 90), к мещанскому - 4, духовному - 2, к дворянскому - 2. Все учащиеся были православной веры. В училище обучались преимущественно дети крепких домохозяев села Великого. В документах есть запись такого рода: «32 ученика имели хорошее, 40 - среднее, 18 - плохое питание». В 1912–1913 гг. училище окончили 32 человека, 7 из них устроились на работу в почтово-телеграфное ведомство, служба в котором считалась в то время престижной.

Из стен Великосельской школы вышло много известных личностей. В почтово-телеграфном ведомстве начинали свой трудовой путь наши выдающиеся земляки - генерал-полковник Н.И. Труфанов и министр путей сообщения СССР Б.П. Бещев. Учились в школе Наумов В.Н. - летчик, Герой Советского Союза, Корнев К.С. - министр мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Кашин К.И. - профессор, доктор географических наук, директор института Гидрометеорологии СССР, Писарев И.Д. - первый заместитель министра Минмонтажспецстроя СССР, Яковлев Л.В. - писатель-краевед, Клячина А.Н. - художник-реставратор Ярославского Художественного музея и многие, многие другие. Не счесть руководителей районного и областного масштаба, заслуженных врачей и учителей, юристов, инженеров, железнодорожников, военных офицеров и моряков, предпринимателей, депутатов и тружеников многочисленных профессий, прошедших обучение в стенах Великосельской средней школы. Но это уже следующая страница истории моей любимой школы. А я со своей целью справилась, узнав богатейшую историю школы до 1917 г. Думаю, что моя работа будет интересна большинству учащихся, выпускников школы, педагогам и гостям школы.

Использованные ресурсы:
Архив краеведческого музея и личный архив Гуменюка А.Г.
Воспоминания выпускников, учителей и работников школы.
Газета Гаврилов-Ямский Вестник в разные годы.
Государственный архив Ярославской области.
Ерофей Огороднов Моя жизнь, Санкт-Петербург, 2016.
Киселев С.И. Хронограф истории Гаврилов-Ямского края, Ярославль,2015, 2016, 2017
Села Великаго крестьяне, Санкт-Петербург, 2017
Фотолетопись школы, 10 томов

Сутугина Галина Николаевна, учитель истории Великосельской средней школы Гаврилов-Ямского МР, заведующая краеведческим музеем

Ярославль © 2021