Пруды села Великого

Занимаясь в краеведческом объединении «Историческая мозаика», я решил написать исследовательскую работу «Великосельские пруды». Их у нас в селе довольно много, и я захотел узнать историю, состояние и значение наших водоемов для жизни сельчан. Для этого потребовалось почитать краеведческую и справочную литературу, поработать в архиве музея, расспросить руководителей, знакомых сельчан, что они знают о наших прудах.

В результате работы над темой я узнал много незнакомых для меня сведений. В селе есть три интересных гидронима – «цветные» пруды: Черный, Белый и Красный.

Черный пруд расположен в центре села. Этот природный объект возник, вероятно, еще в ледниковый период и к которому приложил свою руку человек. Теперь взят под охрану государством.

Почему наши Великосельские пруды так называются? В географии есть четыре основных направления – север, юг, восток и запад. Общепринятая окраска южного полюса магнита и магнитной стрелки компаса – красная, а северного – синяя. Красный цвет ассоциируется с теплом, а синий – с холодом. Из истории известно, что в ассирийском календаре север назывался Черной страной, юг – Красной, восток – Зеленой, а запад – Белой. Названия наших прудов, возможно, связаны с направлениями сторон света. Но есть и другие версии названия прудов.

В недалеком прошлом Черный пруд питался водами речки Конжонки, вытекавшей из болота и имеющей темный цвет воды. Вот за цвет воды и прозвали великоселы пруд Черным. Вода в нем почти всегда темного серого цвета и мутная. Черный пруд основательно чистили в 1909-1911 гг. по инициативе местного земского врача М.Ф. Боровика и фельдшера И.Д. Писарева. Спустили через «заплоту» воду, выбрали ил, углубили дно, укрепили, где сваями, где дерном берега, устроили канал-лоток для вод, поступающих в пруд с возвышенной части села и речки Конжонки, сделали четыре мощенных камнем съезда для забора воды при пожарах, построили три купальни, мостки для полоскания белья.

Для этих работ использовалась примитивная техника: лопата, тачка, кувалда и топор. Ил со дна пруда вывозили кто на телегах, кто тачками на свои огороды или наделы для удобрения. Затем вывели кузницы с берега пруда за село, так как они находились, маленькие и приземистые, у самой воды с 1753 года. За грязь и копоть, шедшую от кузниц, и был прозван народом пруд Черным. Это еще одна версия названия водоема.

Пруд фактически был проточным. Весной в паводок и в дождливые годы в пруд поступала вода по каналу-лотку с верхней части села, а лишняя вода сходила с другой стороны по железному желобу через «заплоту» на «Бабьей горке» в ручей Комариху, наполняла «Пичугин пруд» и уходила в поля. Но теперь дренажная система, существовавшая в селе с XVIII века до 70-х годов ХХ века, не только нарушена, а полностью уничтожена. Поэтому Черный пруд перестал быть проточным, а речка Канжонка (так теперь произносят) превратилась в болотце со стоячей грязно-бурой водой, так как нет теперь стока лишних вод из верхних малых прудов в большой нижний пруд.

Пруды села Великого

Символы села Великого Черный пруд, Великосельский Кремль и вишневые сады

Приезжие называют наш Черный пруд «озером» за его величину, хотя и сократился он почти в два раза. Была площадь пруда когда-то 14 гектаров, а теперь только около 8,5 га. Но остается он любимым местом для рыбалки. Каждый день вдоль берега сидят рыбаки с удочками, а зимой на льду. По свидетельству документов Николая Константиновича Маслова в архиве краеведческого музея и по преданию сельчан «...за летне-осенний сезон из Черного пруда вылавливали до 1660 пудов рыбы... Лов разрешался всем: ловили сетями, ставили верши, но придерживались правила: мелкую рыбешку отпускать обратно...»

В начале ХХ века на берегу пруда действовала сельскохозяйственная артель. Люди работали в ней после основной работы. Велся учет рабочих часов и урожай делился по их количеству. Правление артели возглавлял учитель Воробьев. При сельхозартели была детская артель «Муравейник». Дети помогали взрослым, собирали навоз, выращивали и высаживали рассаду, поливали всходы, пололи и собирали урожай. С закрытием в селе детского клуба «Форпост» перестал существовать и «Муравейник».

В прошлом пруд был также местом отдыха населения, катания на лодках летом, зимой на коньках, а также и украшением села. Пруд и до сих пор пополняется водой за счет родников и весной за счет таяния снега. Но с течением времени пруд значительно обмелел, постепенно зарастает осокой и сильно загрязнен.

Краевед Паршин Леонид Григорьевич писал в газете «Путь Ильича» (теперь «Гаврилов-Ямский вестник») в 1987 году: «В Великое впервые я попал ранним сентябрьским утром... стоял сплошной туман... К моему удивлению совсем рядом послышался посвист крыльев стаи уток. Вгляделся внимательнее: передо мной была огромная чаша воды. Так в тот далекий 1960 год состоялась мое первое знакомство с Черным прудом...
Черный пруд – это уникальное сооружение человеческого разума, его трудолюбивых рук. До нас не дошла достоверная история пруда... Поселок своими улицами обрамляет пруд, который находится в самом центре Великого... Несравним пруд, конечно, со знаменитым озером Неро или Плещеевым озером, но нельзя представить Великое без Черного пруда. Это органическое единое целое, неразделимое... Шли годы, заилились родники, стало меньше притока воды в пруд, изменился состав воды, уменьшилась площадь пруда. И теперь ежегодно в жаркую погоду зацветает его зеркало, бурно развиваются сине-зеленые водоросли...»

Вместе с учителем химии Громовой Л.В. мы взяли химические пробы воды из Черного пруда и обнаружили, что в воде наблюдается превышение железа. Значит, вода в пруду постепенно становится жестче, от этого, вероятно, зависит и мутный цвет воды. Таким образом, происходит вторичное загрязнение воды продуктами жизнедеятельности и разложения железобактерий. Если не устранить первопричину неблагополучия в водоеме, то потребуется более тщательная очистка воды, чтобы не допустить гибели рыбы в пруду.

В северо-западной части села за столетними липами бульвара и храма Боголюбской Божьей Матери расположен второй по величине водоем села – Белый пруд, площадь которого составляет 5 гектаров. Пруд Белый – чистый и прозрачный, с песчаным дном, блестит и серебрится в любую погоду, даже самую пасмурную. Любят его летом купальщики и рыболовы. Но он тоже обмелевший, заросший осокой и из-за этого сократившийся в размерах.

Пруды села Великого

Белый пруд

Это тихое и удаленное от центра место привлекло в 2007 году стаю лебедей. Произошло такое явление в православный праздник святого Николая Чудотворца. Ночью, когда в местных храмах шла служба, семь птиц опустились для отдыха на водную гладь Белого пруда. Священник храма Боголюбской Божьей Матери Отец Сергий связал это событие с гибелью семейства последнего российского императора Николая II. Семь душ казненных большевиками в 1918 году в Екатеринбурге царя и его семьи и семь белых лебедей в летний день Святого Николая в селе на Белом пруду. Это событие отражено в постере-иконе на храме Пресвятой Боголюбской Божьей Матери.

Удивлению местных жителей не было предела, так как подобное, когда прилетали лебеди, случалось в Великом лет за пятнадцать до этого. Гордые птицы отдыхали на этот раз несколько дней на воде Белого пруда, затем перелетели на Черный пруд. Сельчане любовались великолепной семеркой, фотографировали птиц. Затем птицы вновь вернулись на Белый пруд. «Гаврилов-Ямский вестник» писал в то время об этом событии в жизни села в статье «Белые лебеди на Белом пруду». На зрителей, толпившихся по берегам прудов, птицы не обращали никакого внимания, вели себя спокойно, так, «...как и полагается царственным птицам... занимались своими птичьими делами: ловят рыбу, чистят перышки и частенько целуются, ведь лето – разгар брачного периода...» Отдохнув, птицы продолжили свой полет, попрощавшись с селом и сделав над ним круг почета.

Пруды села Великого

Вечера на Белом пруду

Есть еще в селе Красный пруд, созданный для хозяйственных нужд и в противопожарных целях. Назван пруд Красным за дно из красной глины и за то, что располагается на улице Красной, бывшей Тихвинской слободе. В этом пруду также много мотыля. Это личинки красного цвета, которые используются рыбаками для наживки во время рыбной ловли. Весной личинки поднимаются вверх и пруд кажется «красным». На дне всех этих прудов очень толстый слой ила, который можно было бы использовать как ценное удобрение для полей и огородов.

Пруды села Великого

Красный пруд

В селе много также фамильных прудов, выкопанных в противопожарных и бытовых целях. Если пройтись по посадам то, через каждые 10-15 домов увидишь пруд. Их называли по фамилии хозяев домовладений, близь которых они располагались: Корсаков, Пичугин, Павлов, Рыженков, Попов и т.д. Пруды копали не только в целях защиты от пожаров, но использовали для хозяйственных надобностей: мытья и полоскания белья, полива огорода и даже разведения карасей.

В советское время вопрос о чистке Черного и Белого прудов будировался довольно часто. Средства массовой информации периодически поднимали в статьях этот вопрос: «Пруд нужно очистить» писала газета «Ленинское знамя» за 8-е сентября 1963 года, журнал «Дружба народов» №2 за 1974 г. в статье «Село Великое – село упрямое» Б.Б. Холопова, в газете «Путь Ильича», теперь «Гаврилов-Ямский вестник» в разные годы. Обращались сельчане в свое время к известному земляку - министру мелиорации и водного хозяйства РСФСР Корневу Константину Сергеевичу с просьбой о помощи по очистке Черного пруда, где писали «...Черный пруд давным-давно чистить надо, он заболачивается, мелеет...» В 1968 г. Корнев К.С. приезжал в Великое на юбилей школы, именно тогда сельчане обратились к нему с просьбой о помощи в очистке Черного пруда. Он помог составить проект очистки пруда, но стоимость проекта была не под силу местным органам власти. Да и техники соответствующей не было, писал в ответах на обращения жителей села тогдашний глава района – председатель райисполкома Ширин Н.А.

Несколько попыток вычистить пруд предпринимались как в годы перестройки, так и в последние годы. С помощью экскаваторов выбирали ил из прибрежной части пруда, выкладывали на берег, а не вывозили. Этим еще больше отделяя пруд от сточных с верхней части села вод. Но полной очистки так и не было, а предпринимаемые попытки проблемы заиливания, мельчания и загрязнения пруда не решили. В настоящее время уроженец с. Великого Бурмистров Максим Леонидович пытается благоустроить берег Черного пруда, чтобы возродить некогда любимое место отдыха сельчан.

Но центром села, его одним из главных символов Черный пруд остается, так как село выстроено по радиально-кольцевой системе застройки вокруг главного нашего водоема. Экономно, плотно друг к другу «...поставленные дома образуют довольно просторные посады. Они, эти посады, будто обручи, опоясали главный водоем села – Черный пруд, как бы не давая ему выплеснуться из своей огромной чаши...»

Центральный главный пруд продолжает служить своим целям и предназначению для жителей села. Здесь продолжают летом купаться и кататься на лодках, правда, не так много как раньше, рыбачат в течение почти всего года, пользуются водой в хозяйственных и бытовых целях, стирают белье, зимой катаются на коньках и лыжах, в Крещение рубят «иордань» для освящения воды и омовения, используют в противопожарных целях. На берегу пруда силами жителей села сделана спортивная площадка для игр и прогулок, скамейки для отдыха. Утки и гуси все лето с веселым кряканьем плавают от берега к берегу. А жители продолжают с весны до осени следить за цветом воды в пруду для определения погоды в течение дня: будет ли дождь или нет, или будет ясно.

Пруды села Великого

От него – Черного пруда – бегут улицы-лучи. Одна луч-улица ведет к Белому пруду, другая к Красному и далее к горе Пятницкой к каскадам прудов помещиков Карновичей, третья сбегает к Пичугину и Рыженкову прудам и далее к полевым прудам в направлении Гаврилов-Яма. Четвертая зовет на гору Мельничную и к прудам между горами Крестовой и Черной. В народе один из прудов называют Мельничным карьером и летом там много купающихся.

А в документах в архиве краеведческого музея есть «Жалованная грамота на Великосельскую вотчину князю Репнину Аниките», где говорится, что «...писана сия наша царского величества жалованная грамота в нашем царствующем вещем граде Москве, лета от Рождества Христова 1708-го, месяца июня 30 дня, государствования нашего 27 году». А в ней указывается, что даровано князю А.И. Репнину «...в собственность село Великое... с приселками и деревнями...» Среди приселков «...Плещеево, ... три перевоза на реке Которосль и мельнишнай пруд...»

Пятая улица ведет к реке Которосль и Хуторским прудам (на нижней ферме, как говорили в советское время) и к прудам в Козловце. По рассказам моего руководителя Сутугиной Галины Николаевны там она часто купалась с друзьями в детстве, когда ходили в лес за ягодами пешком. И по какому бы лучу-улице ни пошел, приведут они к центру села, к Великосельскому кремлю и Черному пруду, символам моего родного села. Естественную красоту села Великого дополняет зеркальная гладь больших и малых Великосельских прудов. Это редкое для Ярославского края произведение садово-паркового и прудового искусства конца XVIII века, придающее, своеобразное и уникальное очарование моему родному Великому селу.

Пруды села Великого

Использованные ресурсы:
Писарев И.Д. Я люблю тебя, Россия. РИФ «Истоки плюс». Москва, 2012.
Холопов Б.Б. ст. «Село Великое – село упрямое». «Дружба народов» №2, 1974.
Яковлев. Л.В. Село, о котором писал Ленин. Ярославль. 1988.
Архив Великосельского краеведческого музея

Крылов Тимофей

Ярославль © 2021