1948 г.р.
Галина Александровна Андреева - краевед, наша современница. В малом городе, поселке или деревне краеведение играет особо значимую роль в повседневной жизни жителей. Здесь, как правило, нет профессиональной научной среды, ученых-историков, пристально их изучающих. Их место прочно заняли местные краеведы-любители, которые исследуют, собирают, открывают для себя нечто новое, оберегают от забвения все, что связано с историей, бытом, жизнью родного края. Галина Андреевна - исследователь истории деревни Пестрецово Ярославского района, просветитель и общественный деятель.
Родилась Галина Андреева в 1948 году в деревне Дымокурцы, рядом с деревней Пестрецово. Училась в Пестрецовской, а со второго класса - в Шебунинской школах. После окончания Угличского педагогического училища в 1967 году Г.А. Андреева вместе со своим мужем и другими молодыми учителями работала в школе села Вышеславское Гаврилов-Ямского района. Общественный транспорт до Гаврилов-Яма не ходил, поэтому 12 км жители шли пешком или добирались на тракторе. Галина Александровна работала учителем начальных классов. Зарплата у молодых специалистов была 67 рублей, после празднования пятидесятилетия Октябрьской революции к зарплате молодых учителей добавили еще 10 рублей.
Галина Александровна вспоминает, что жили они в выкупленном у местного жителя учительском доме без фундамента, печку приходилось каждый год перекладывать, зимой в доме было настолько холодно, что тетради они с мужем проверяли, сидя на печи. В селе, которое стояло на горе, не было ни одного колодца, воду в сорокаведерных баллонах возили из соседних сел. По воспоминаниям Галины Александровны, хлеб привозили в село два раза в неделю, молодые учителя покупали его с запасом, вывешивали его в сени, а потом рубили топором. Выручали местные жители: угощали учителей молоком, ягодами, грибами. Учителей уважали. Молодые учителя налаживали школьный досуг: организовывали теннисные турниры, ездили по соседним селам с концертами, пели песни, читали стихи, играли на баяне.
В 1972 году Галина Александровна с мужем вернулись в родную деревню Шебунино, преподавали в местной школе. В 1982 г. произошла ее встреча с членом Союза журналистов Владимиром Мясниковым, который приехал в школу, чтобы узнать о бое, произошедшем 31 мая 1942 года в небе над Ярославлем. Он попросил учителей и школьников разыскать очевидцев подвига советского летчика. С этой встречи и началась краеведческая работа Г.А. Андреевой, которая продолжается и по сей день.
В детстве от старших она не раз слышала о схватке в небе военных самолетов и летчике, приземлившемся после тарана недалеко от деревни, в которой она родилась и жила. Оказалось, что одним из свидетелей небесной схватки был младший брат ее отца - Анатолий Андреевич Ландырев. С его помощью исследователи вышли и на других очевидцев того боя. Беседы со старожилами помогли восстановить место и время приземления летчика.
Небесный бой начался над Ярославлем, над площадью Труда, а закончился над Волгой, в районе Туношны. Летчик приземлился противоположном от Туношны берегу, на территории нынешнего колхоза «Прогресс», вблизи деревни Дымокурцы. Местные жители называют это место Подгорицей, она богата родничками и болотинками. Парашют опустился на землю возле болота под названием Таборы. Первыми его увидели местные трактористки Удалова Александра Денисьевна и Викулова Александра, с вилами в руках встретили летчика на поле, где заканчивали посевную. Летчик показал им орден Красной Звезды и комсомольский билет. Позже эту встречу изобразил для школьного музея в одной из своих картин известный ярославский художник А.А. Шмидт. Герою обработали и перевязали раны, накормили обедом. Имени же героя никто из очевидцев не знал. Откуда летчик, сколько ему лет, где воевал дальше, остался ли жив после войны - все эти вопросы еще долгое время оставались без ответов.
В 2007 году Галина Александровна возглавила школьный музей в Пестрецове, и вновь вернулась к событиям того боя, завершившегося тараном 31 мая 1942 года. Галине Александровне удалось узнать, что «нашего» героя звали Амет-Хан Султан, за годы войны он совершил 603 боевых вылета, уничтожил 30 самолетов лично и 19 в группе. После окончания военных действий он 25 лет проработал в летно-испытательном институте г. Жуковского, за время летной работы освоил около 100 типов летательных аппаратов, погиб 1 февраля 1971 года при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16.
Информация о бое в небе над Ярославлем в 1942 году была противоречивой: были разночтения во времени года (весна-лето-зима) и типе фашистского самолета (то ли бомбардировщик с бомбами, то ли разведчик). Краеведы Пестрецовской школы предположили, что это был самолет-разведчик, так как ни одной бомбы в тот день фашистом сброшено не было и ни один из свидетелей не упоминает взрыва, который должен был бы случиться при столкновении самолета с землей. Тем более, повергнутый Ю-88 был выставлен для всеобщего обозрения на Советской площади в Ярославле. Военный летчик Геннадий Николаевич Флягин и летчик-испытатель Игорь Николаевич Сучилов подтвердили выводы краеведа.
В феврале 2009 года Галина Александровна и активисты школьного музея Пастеровской школы объявили акцию по сбору денежных средств на мемориальную доску летчику Амет-хану Султану, а после ее установки началась работа над созданием памятного знака, который отметил бы место приземления героя. Установили знак на въезде в деревню Дымокурцы. Сейчас в небольшой деревеньке Дымокурцы Ярославского района появился целый мемориальный комплекс. В День Победы, 9 Мая 2015 года, здесь открыли памятный знак землякам-участникам Великой Отечественной войны, а 29 мая - обновленный обелиск в честь подвига летчика Амет-хана Султана.
На открытии памятника собралось около 100 человек, хотя сейчас в деревне насчитывается менее 20 постоянных жителей. Приехали те, кто провел здесь детство, и те, кто сменил деревню на город в послевоенные годы, пришли жители соседних деревень. Позже подъехали гости из подмосковного города авиаторов - Жуковского, среди них были Герои России и Герои Советского Союза.
В 2017 году, к юбилею воздушного тарана в помещении Пестрецовского Дома культуры по инициативе Г.А. Андреевой была открылась экспозиция «Небом связанные судьбы», в основе которой - воспоминания очевидцев схватки в небе, бережно собранные местными краеведами. Местные школьники проводят в нем экскурсии. Так школьный музей стал центром патриотического воспитания детей и молодежи. Его активисты неизменно принимают участие в митингах, акциях ко Дню Победы «Бессмертный полк» и «Свеча памяти». Проделанная Галиной Александровной и ее командой работа является ярким примером объединения людей разных поколений, национальностей и социальных статусов.
Галина Александровна - инициатор многих полезных начинаний в Пестрецове. Возглавив в 2007 году школьный музей, она задумалась о его преобразовании. Идеи для вдохновения рассматривались разные, но «решающую» идею предложила А. Анкудинова - создать этнографический музей кукол.
Совместно с мастерицей Ангелиной Геннадьевной Ковалик Галина Александровна возродили интерес к изготовлению ярославский кукол. Они изучили историю создания тряпичных обрядовых кукол, узнали их связь с сезонными событиями земледельческого календаря русского народа. В результате в Пестрецове освоили технологию изготовления ярославской куклы «столбушки». Уникальность этой куклы даже не в том, что у нее нет рук, а в том, что при формировании головы, перевязывают круглый шар пополам нитью - получается лицевая и затылочная часть. Это напоминает волосы, уложенные в аккуратный низкий пучок, а лицо от перевязки приобретает круглую форму. Кукла становится более добродушной на вид. Впервые нашли ее в Мышкинском районе Ярославской области исследователи-этнографы из Петербурга. Поскольку она появилась позднее традиционных кукол, то на ее примере наблюдается отход от общепринятых канонов: использование современных тканей и наличие прически.
Своим энтузиазмом Галина Александровна заразила практически всех жительниц деревни Пестрецово. Сегодня здесь трудно найти женщину, которая бы в свободное от работы время не шила кукол. Постепенно коллекция музея пополнялась новыми экспонатами, а 24 июля 2014 г. в деревне Пестрецово состоялось официальное открытие музея кукол «Хорошеня». Галина Александровна и по сей день возрождает и пропагандирует русскую традицию создания тряпичных обрядовых кукол, берегинь, травниц и других. О куклах она может рассказывать бесконечно.
Сегодня музей кукол поражает своим убранством и буйством красок: колокольчики, подковы на счастье и веночки на дверях, вязаные крючком половички в виде солнца, украшенная разнотравьем люстра, и более 1500 кукол. Куклы разные: куклы-многоручки, травницы, крупенички, ангелочки, берегини, мартенички, домашние масленицы, вербницы, кукла-веник, одноручка (неразлучники), мировое древо, Устинья, зборушка, десятиручка, Козьма и Демьян, Параскева-пятница и другие. Здесь же хранятся и ростовые куклы: Масленица и Купава, олицетворяющие собой огонь и воду. Каждая кукла несет в себе определенную задумку автора, каждая из них неповторима.
Выставка кукол, созданных руками местных мастериц, стала передвижной. Она путешествует по различных городам и селам Ярославской области и за ее пределами. За годы существования музея кукол Галина Александровна разработала несколько экскурсий, интерактивных представлений, вместе со школьниками они проводят мастер-классы по изготовлению тряпичной куклы с детьми и взрослыми. Музей кукол является постоянным участником ежегодного праздника «Березовая карусель», посвященного празднику Святой Троицы.
Еще одно направление краеведческой работы Галины Александровны связано с изучением и возрождением духовной культуры деревни Пестрецово.
Деревня Пестрецово (от слова «пестрядь» - грубая бумажная ткань из разноцветных ниток, которую ткали местные жители) расположена в 15 км от города Ярославля и входит в состав Заволжского сельского поселения, являясь центром Пестрецовского сельского округа. Точная дата основания деревни не известна, самое первое упоминание о ней встречается в 1602 году. Малоземельность и скудность почвы приучили местного жителя к изысканию всех возможных средств к существованию, активному развитию местных промыслов.
Исходя из исследований Андреевой, жители деревни Пестрецово занимались следующими промыслами: валяльное производство; ткачество дорожек; плетение из лозы (большим спросом пользовались так называемые «бордовки», санки и корзинки); сапожное производство; плетение кружев-ришелье; стегание одеял; шитье одеял из лоскутов. По словам Г.А. Андреевой, наибольшей популярностью пользовались ткачество дорожек и валяльное производство. Дорожки ткали на ткацком станке, который передавали по наследству. Сначала стригли узкие ленты из ткани, затем их сшивали и сматывали в клубки, из которых и ткали разноцветные дорожки. Образцы таких дорожек можно и сейчас встретить в домах жителей деревни и в историко-этнографическом музее «Хорошеня» села Пестрецово, организованном силами Андреевой.
Изучила Г.А. Андреева и процесс изготовления валенок, который был очень трудоемкий: сначала шерсть очищали от мусора, затем ее разбивали на так называемой «шерстобойке». Из мягкой, легкой и пушистой шерсти делали колпаки, которые замачивали в медном купоросе, стирали в русской бане и насаживали на специальные колодки. Сушили валенки в русской печке, после чего их брили пемзой и протирали керосином.
Еще одно направление исследовательской работы Г.А. Андреевой связано с инициативой восстановления и возрождения Покровской церкви. Галина Александровна рассказывает, что деревню Пестрецово со всех сторон окружали восемь церквей, в том числе и три старообрядческие, одна из которых находилась в деревне Глухово (происходит от «глухое место»). Деревня Глухово, до которой от Пестрецово менее километра, была центром раскола Ярославской губернии. В связи с преследованием со стороны властей, наибольшее число староверов селились в глухих местностях, удаленных от городов, представлявших для них удобные и спокойные убежища. В Ярославском крае таким безопасным приютом стали левобережные уезды Волги - Пошехонский, Романовский, Даниловский, Любимский, а также Ярославский.
Старообрядцами в деревне Глухово была построена церковь святой Троицы по трапезному типу: маленький сруб и на нем колокольня, трапезная, храм с одной главкой и алтарь. Как рассказывает Г.А. Андреева, строительство этой церкви имеет интересную историю. Зажиточный крестьянин деревни Мохов купил для стройки кирпич, но надзор от Смоленской церкви с. Диево-Городище запретил использовать этот строительный материал. Пришлось здание делать из дерева, а кирпич пустить на ограду старообрядческого кладбища в д. Кульнево. В годы коллективизации эту ограду разобрали на строительство коровника промартели «Искра».
Раскольники проживали отдельной общиной, но собственной школы у них не было. Этим обстоятельством воспользовалась власть для обращения староверов в православие. В 1892 г. школа начала свою работу, а в 1894 г. в Пестрецовской церкви-школе учатся уже 80 детей, из которых 17 - из старообрядческих семей. В школе учили арифметике, закону Божьему, пению и письму. Таким образом, церковь функционировала и как храм, и как школа. Как рассказывает Г.А. Андреева, после службы алтарь закрывали ширмой и учили детей. За 1892-1914 гг. из старообрядчества в православие в Пестрецовском районе перешли 162 человека обоего пола.
В 1939 г. храм-школу закрыли. С 1941 г. храм переоборудован в начальную общеобразовательную школу, а с 1970 г. в сад-ясли, после чего и была сделана кирпичная пристройка к деревянному храму. С 2004 г. храм использовался как сельский клуб. В 2008 г. храм был передан Русской православной церкви.
После возрождения школьного музея, Галина Александровна решила организовать духовно-культурный центр, в который вошли бы детский сад, школа, клуб, музей, церковь. При формировании одной из музейных выставок, она случайно наткнулась на источник, в котором шла речь о создании в Пестрецове первой в истории страны школы-церкви.
Галина Александровна выступила организатором восстановления местной церкви. Восстановительные работы начались в 2008 г. В них приняли участие в том числе и потомки ее разрушителей, например, братья Чабровы прислали 12 тысяч рублей. Одними из первых, кто начал восстанавливать храм, были участники фольклорного ансамбля «Пестрецовских посиделок». Галина Александровна провела кропотливую работу по изучению истории церкви. Большая часть информации, которую ей удалось собрать, основывалась на устных интервью с местными жителями.
Когда Галина Александровна с местными энтузиастами воссоздавали алтарь, им пришлось разобрать одну из построенных в 1970 году стен. В стене они нашли четыре большие иконы в рост человека, которые отреставрировали. Но, к горькому разочарованию местных жителей, иконы позже были украдены из церкви. Долгое время службы в церкви не проводили, потому что алтарь был не достроен. В октябре 2010 года в церкви в Пестрецове состоялась первая служба. Сейчас у Покровского храма есть свой настоятель, отец Александр.
Каждый день жизни Г.А. Андреевой отдан служению своей малой родине и ее жителям. Галина Александровна - образованный, начитанный, всесторонне развитый человек, имеющий много увлечений. Одно из них - краеведение. Она по крупицам собирает материал об истории своего родного края, привлекая к работе детей и молодежь. Совместно с пестрецовскими школьниками, их родителями, бабушками и дедушками она провела несколько краеведческих исследований, посвященных разным эпохам нашей истории: история пестрецовских промыслов, особенности обрядовой культуры деревни Пестрецово, история старообрядчества и старообрядческих церквей, коллективизация и появление первых колхозов, подвиг Амет-хана Султана, история Покровской церкви деревни Пестрецово и многие другие.
Галина Александровна выступила организатором инициативных групп по созданию историко-этнографического музея «Хорошеня», восстановлению Покровской церкви деревни Пестрецово, открытию постоянно действующей экспозиции «Небом связанные судьбы», установлению памятного знака землякам-участникам Великой Отечественной войны и обелиска в честь подвига летчика Амет-хана Султана. Она принимает участие в организации ежегодного этнографического фестиваля «Березовая карусель».
Благодаря своей исследовательской работе, она не только открывает неизвестные или забытые истории Ярославского края, но способствует интеграции местного сообщества, привлекает его внимание к уникальности и самобытности духовной культуры своей малой родины. Кроме того, привлечение к исследовательской работе по краеведению школьников выводит их за рамки урока, в мир окружающей действительности, расширяет кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, способствует формирования патриотизма.