1903 - 1981 гг.
Борис Павлович Бещев - советский государственный деятель, министр путей сообщения СССР, Герой Социалистического Труда, член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР.
Среди 38 министров (наркомов) путей сообщения, в разное время руководивших железнодорожным транспортом на протяжении 130 лет существования Министерства путей сообщения, особое место принадлежит Борису Павловичу Бещеву. Дело не только в том, что он был министром почти почти четверть времени существования ведомства путей сообщения. Не менее важным является факт, что именно на эти годы приходится необычайно напряженная работа первых послевоенных лет, связанная с восстановлением разрушенного железнодорожного транспорта, а также важнейшие научно-технические, организационные и хозяйственные мероприятия, превратившие железные дороги крупнейшей державы, какой был СССР, в мощнейшую транспортную систему.
Следует отметить и то, что Б.П. Бещев среди советских министров путей сообщения - первый профессионал, инженер-железнодорожник, имеющий большой опыт работы на железных дорогах. До него в СССР министрами назначались партийно-государственные работники, не имевшие ни специального образования, ни практического опыта работы на транспорте.
Борис Павлович Бещев родился 16 июля 1903 г. в селе Великое Ярославской губернии в семье рабочего текстильной фабрики. Рано потерял родителей и воспитывался в семье старшего брата, с которым в 1919 г. переехал в Поволжье. Там он поступил учеником телеграфиста на станцию Батраки Самаро-Златоустовской железной дороги.
В 1930 г. Бещев командируется на учебу в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, который и заканчивает в 1935 г. с отличной оценкой по специальности инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Молодой инженер направляется на станцию Ховрино Октябрьской дороги, где работает инженером, заместителем начальника станции, а затем приглашается в аппарат НКПС. В августе 1937 г. его назначают заместителем начальника Южного распорядительного отдела Главного управления движения. В конце того же года, в возрасте 34 лет, он стал начальником Орджоникидзевской железной дороги, позднее начальником Октябрьской дороги, а затем - начальником управления дорог Северо-Западного направления.
С началом Великой Отечественной войны Б.П. Бещев назначен уполномоченным НКПС по Северному, а позднее Ленинградскому фронту по обеспечению воинских и других перевозок. Он подчинялся непосредственно НКПС, а в части воинских перевозок, заграждения и восстановления дорог выполнял требования командующего фронтом. Для этого ему были подчинены начальники железных дорог, расположенных в пределах фронта. Обстановка на Ленинградском фронте сложилась чрезвычайно сложная, но и в этих условиях Б.П. Бещев умело организовывал воинские и эвакуационные перевозки. Не было дня, чтобы на участки Октябрьской дороги не обрушивались мощнейшие удары вражеской авиации. Немцы настойчиво рвались к Ленинграду. И все же дорога действовала вплоть до того дня, когда Ленинград оказался в блокаде. Под руководством Бещева за два месяца перед блокадой из Ленинграда железнодорожным транспортом было вывезено 740 тысяч человек, более 90 промышленных предприятий.
В августе 1941 Бещев был отозван из Ленинграда и назначен заместителем начальника оперативно-эксплуатационного управления НКПС. Это был ответственный период как в транспортном обеспечении обороны Москвы, так и в организации всей работы в условиях отступления Красной Армии, когда немецкие войска захватили значительную часть европейской территории страны с наиболее развитой транспортной сетью. Только во второй половине 1941 г. железнодорожным транспортом было перевезено на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию почти 2600 предприятий и 18 миллионов рабочих, служащих и членов их семей, а на Запад на больших скоростях перемещено для нужд фронта 290 дивизий, 94 стрелковые бригады, свыше 2 миллионов мобилизованных и все необходимое для ведения боевых действий и обеспечения прифронтовых районов.
Естественно, что для выполнения таких перевозок была необходима устойчивая работа железных дорог, связывающих фронт с тылом страны, в том числе Куйбышевской дороги, с ее выходами в центральные районы страны, на Урал и в Среднюю Азию. Именно в такой обстановке в июле 1942 г. Б.П. Бещев назначается начальником этой дороги. Здесь он работал по декабрь 1944 г., а потом был назначен первым заместителем наркома путей сообщения. Работа на всех этих постах в условиях военного времени, при многочисленных разрушениях объектов железных дорог и недостатке кадров, требовала чрезвычайных усилий, обширных знаний, инициативы и находчивости. Этот опыт Б.П. Бещев успешно использовал в последующие годы, руководя всем железнодорожным транспортом.
После завершения войны наступил этап восстановления разрушенного хозяйства, что вновь потребовало серьезной перестройки работы транспорта. Нужно сказать, что и в этом случае железнодорожный транспорт и его труженики оказались на высоте. Успешная работа железнодорожного транспорта в сочетании с героическим трудом всего советского народа позволили в короткий срок совершить практически невозможное: ликвидировать последствия невиданно разрушительной и жестокой войны.
В 1948 г. Б.П. Бещев назначается министром путей сообщения СССР. Годы работы Бещева на посту министра - это наиболее результативный период реконструкции железнодорожного транспорта, внедрения во все отрасли хозяйства новейших достижений научно-технического прогресса и превращения его в мощную транспортную систему. В период его руководства грузооборот железнодорожного транспорта в Советском Союзе вырос в 8 раз. При Бещеве было построено 23 тысячи км новых главных путей, а вместе со вторыми и третьими путями - более 40 тысяч км. Бещев стоял у истоков скоростного железнодорожного движения в СССР. Сеть железных дорог впервые начала развиваться по комплексному плану. Именно в этот период были решены крупнейшие технические и организационные проблемы, создавшие базу для дальнейшего подъема эксплуатационно-перевозочной работы транспорта.
Но как бы масштабны и значимы ни были сами по себе мероприятия по развитию и совершенствованию транспортного хозяйства, Борис Павлович Бещев не рассматривал их как самоцель. При оценке очередности и объемов выполнения тех или иных мероприятий он исходил из результатов их влияния на выполнение главной задачи транспорта - удовлетворение потребностей в перевозках народнохозяйственных грузов, потребностей населения в пассажирских перевозках и повышение их качества, а также на обеспечение обороноспособности страны. Ведь не случайно сказано: «Кто стоит во главе национальной транспортной системы, занимает один из ключевых постов в своей стране ... эта должность предоставляет широчайшее поле для полезной деятельности на благо человечества».
Следует особо отметить принципиальность Бещева при обосновании значимости транспортного комплекса в общей структуре народного хозяйства страны. Это, в частности, относится к защите, сохранению МПС как системы централизованного управления транспортом, несмотря на неоднократные попытки реорганизации министерства, предложения о передаче части его функций «на места», о замене его Комитетом по транспорту и т.д. В этих вопросах Борис Павлович занимал очень четкую и твердую позицию. Зная в деталях работу железных дорог и МПС, взаимосвязи их с другими государственными органами и клиентурой, он всегда находил убедительные доказательства недопустимости развала МПС, с которыми были вынуждены считаться «реформаторы» любого уровня.
Жизнь полностью подтвердила не только целесообразность, но и необходимость сохранения МПС и сложившейся системы управления железными дорогами. Это официально признано и подтверждено указом президента России.
Работавшие с Б.П. Бещевым специалисты отмечали его деловой подход к рассмотрению любого вопроса, тщательную и всестороннюю проработку проблемы, убедительность доказательств се актуальности и необходимости разрешения. Характерно, что Борис Павлович не хватался за все хозяйственные и технические проблемы, доверяя их решение своим заместителям и руководителям главков и железных дорог. Сам же он концентрировал внимание на главных, наиболее принципиальных вопросах. Министр серьезно и внимательно относился к подбору кадров. Это было системой его работы и выражалось в том, что, назначив того или иного руководителя в МПС или на железную дорогу, он внимательно следил за его успехами, с пониманием относился к недоработкам, нередко допускаемым ошибкам, понимая их естественность на первом этапе работы в новых условиях. Главным для него были профессионализм, компетентность, добросовестное отношение к порученному делу и стремление быстрее освоить новые обязанности.
Несмотря на доскональное знание транспортного хозяйства и его реальных возможностей, Бещев обычно избегал поспешных единоличных решении. Они принимались им, как правило, после тщательной проработки и выяснения мнения специалистов и руководителей, ответственных за последующую их реализацию. Это не только говорило о внимательном отношении к мнению специалистов, но и способствовало принятию наиболее правильного решения, повышало персональную ответственность работников. Такая система работы отнюдь не означала, что Борис Павлович всегда был согласен со всеми проработками и предложениями главков или железных дорог. Выяснив мнения специалистов, оценив все аспекты и возможные последствия рассматриваемого вопроса, министр принимал решение, которое отвечало не частным интересам той или иной отрасли, а общегосударственным потребностям, проявляя в необходимых случаях принципиальность, настойчивость и волю.
Б.П. Бещев активно участвовал в общественно-политической жизни страны. Он был депутатом Верховного Совета СССР нескольких созывов, избирался членом Центрального Комитета КПСС.
Его заслуги перед государством высоко оценены присвоением ему звания Героя Социалистического Труда. Он награжден 10 орденами Советского Союза (в том числе семью орденами Ленина), медалями, удостоен наград многих зарубежных стран.
Умер Борис Павлович в мае 1981 г.
Именем Бещева назван электровозоремонтный завод в Ярославле. Его бюст установлен в здании Московского вокзала в Ярославле.