Богданович Максим Адамович

Богданович Максим Адамович

1891 - 1917 гг.

Богданович Максим Адамович - белорусский и русский поэт, переводчик, литературный критик.

Раннее детство Богдановича прошло в Гродно, в разносторонне одаренном семейном кругу. Прабабушка и бабушка были талантливыми сказительницами, отец Адам Егорович - ученым-этнографом, мать - Александра Павловна, урожденная Волжина, человеком яркого литературного и музыкального дарования. Она умерла, когда Максиму было 5 лет.

Свыше восьми лет из своей недолгой жизни прожил Богданович в Ярославле (сюда перевели по службе отца). В Ярославле Максим учился в губернской гимназии. Однажды одноклассник Николай Кокуев пригласил Максима в гости и познакомил со старшей сестрой Аней. Максим без памяти влюбился в нее, посвятил ей множество лирических стихотворений, в том числе цикл «Мадонны».

В 1911 году Богданович окончил гимназию и поступил в Демидовский юридический лицей. Но юриспруденция не увлекала Богдановича. Это было время углубленного самообразования, изучения белорусского языка и литературы, годы активного литературного творчества. Дебютировал стихотворением в прозе «Музыкант» (1907). Публиковался в ярославской ежедневной газете «Голос». В 1913 выходит единственный прижизненный сборник стихотворений - «Венок».

Осенью 1916, окончив лицей, осуществляет мечту вернуться на родину и уезжает в Минск, где поступает на службу в губернскую продовольственную комиссию. Наследственная болезнь, туберкулез, заставляет его в феврале 1917 поехать в Ялту. Там он умер на 26 году жизни.

Главная страсть короткой жизни Богдановича - любовь к далекой родине, к истории и культуре белорусского народа. Он посвятил себя формированию национально-культурного самосознания этнической общности, волей судеб оказавшейся на периферии европейского культурного процесса. Выдвинутые им культурные задачи сохранили актуальность. Как поэт Богданович испытал влияние двух культур - русской и белорусской. «Максим Богданович, чьим родным языком был русский, стал зачинателем и остается ведущим мастером белорусской поэзии, одарив ее своим русским языковым и литературным опытом» (Р. Якобсон). В стремлении к социальному и национальному освобождению белорусского народа Богданович был близок к таким поэтам, как Янка Купала, Якуб Колас. Болью за бесправное положение народа проникнуты его стихи «Межи», «Край мой родимый! Как проклятый Богом»

Не теряя интереса к социальной и гражданской теме, Богданович сумел сказать и о ценностях, которые, по его мнению, составляют основу бытия, об истоках душевной жизни народа. Цикл «В заколдованном царстве» из сборника «Венок» был построен на мотивах и образах древней языческой мифологии, являлся попыткой разгадать «древнейший» лик родного народа. Герои цикла «Старая Беларусь» раскрывают разные грани национального самосознания.

Богданович - поэт высокой культуры стиха, в его лирике гармонически слиты чувства и мысли, пластика и музыка. «Мое творчество, - писал он, - было направлено, главным образом, на расширение круга тем и форм белорусской поэзии». Богданович был и самобытным прозаиком (рассказы «Марина», «Весной», «Мадонна», «Сон-трава», «Безумец»), мастером поэтического перевода (переводил на белорусский язык Пушкина, Шевченко, Франко, Гейне, Верлена), литературным критиком, ученым-исследователем (исследовал и рецензировал литературу многих славянских народов, музыкальные и живописные произведения).

В Ярославле Максим Богданович общался с людьми, изучавшими историю Ярославского края, считавшими «родиноведение» задачей государственной важности. Печатался в «Голосе», в «Русском экскурсанте», где был объявлен в числе постоянных сотрудников. В издательстве К.Ф. Некрасова в серии «Библиотека войны» были изданы его брошюры о галичанах, угро-руссах.

В настоящее время Богданович считается классиком белорусской поэзии. В Минске и Ярославле открыты музеи поэта, установлены памятники. Столетний юбилей со дня рождения был внесен по решению ЮНЕСКО в календарь знаменательных дат человечества.

Ярославль © 2024