1878 - 1980 гг.
Елизавета Александровна Градусова - учитель, профессионал высокой квалификации, работавшая не из-за материального вознаграждения или из-за семейных традиций, а из-за внутренней потребности в личностной ориентации через педагогическую деятельность и интеллектуальность творчества.
Из зерен добра и справедливости выращивала она души учеников, из кирпичиков знаний - их разум, помогала найти свой путь в жизни, свой гражданский долг.
Красноперекопцы старшего поколения помнят учительницу Елизавету Александровну Градусову, вспоминают о ней самыми теплыми словами. Многие из них были ее учениками. Ее всегда интересные живые уроки открывали для них замечательные богатства русской литературы, помогали постигать законы русского языка.
Елизавета Александровна Градусова родилась под г. Ковровом Владимирской губернии в крестьянской семье 20.07.1878 г.
В 1894 году после успешной сдачи выпускных экзаменов в городском училище шестнадцатилетняя Лиза Остроумова проводила лето в городе Коврове. «Как жить дальше?» - думала девушка и никак не могла решить для себя этот вопрос. Если бы жив был отец, она бы и не сомневалась - только учиться. В Москву - на Высшие государственные курсы или в Петербург - на Бестужевские. Но отец умер, а без него жить семье становилось все труднее. Нужно искать работу. Однажды в дом Остроумовых завернули, как это часто бывало при отце, крестьяне из деревни Авдотьино. Попросили Лизу написать прошение.
- Слыхали мы, хозяйка, что дочка у тебя грамотная, - обратились они к матери. - Пусть и нас считать-писать научит. В селе сто дворов, а грамотных всего двое. Так что вы уж не откажите.
Лиза согласилась. Было это в 1894 году... В ее памяти хорошо сохранилось, как, покачивая бородами, мужики гудели матери: «Да она у вас грамотейка. Вот бы нашим ребятишкам такую учительницу».
Это предложение отвечало неизвестно когда пробудившемуся в ней желанию учить. Под ее школу в Авдотьине отвели целую избу-пятистенку, в которой каждый день собирались тридцать - сорок крестьянских ребятишек. Жадно ловили каждое слово юной учительницы. Расходясь, говорили меж собой: «Толковая». Сами мужики определили жалование - по полтиннику с человека. Скоро авторитет молодой учительницы стал таким, что к детям присоединились и взрослые. И не знала тогда Елизавета Александровна, как уважительно все звали ее в Авдотьине, какая гроза собралась над ее маленькой школой.
Как-то раз в деревню нагрянул инспектор из Коврова. Прямо на уроки явился - и ну распекать учительницу:
- Кем дозволено? Почему школу открыли?
Смутившаяся, но не оробевшая Лиза возразила:
- Так ведь нужна школа. Желающих учиться много, а учителя нет.
Учительница так горячо вступилась за своих учеников, что инспектору пришлось сменить гнев на милость.
Учила она потом и в других деревнях - в Мошке, в Красном селе, но тот первый свой год работы запомнила особо: первые уроки, первые ученики.
Через десять лет учительствования сбылась ее заветная мечта. В 1904 году, поехала она на Высшие женские государственные курсы в Москву. Закончив их, в первые годы революции преподавала в гимназии. Теперь ее фамилия по мужу стала Градусова. В 1910 году с отличием окончила историко-философский факультет по отделению русской истории и получила работу в Кологривской женской гимназии Костромской губернии в должности учительницы русского языка и педагогики.
Новая школа в советские годы дала возможность учиться всем детям без социальных различий, открыла невиданные перспективы и для учеников, и для учителей. Обучать детей для Елизаветы Александровны - большое счастье, она просто не мыслила своей жизни без детей, без их маленьких забот и больших мечтаний. С 1 августа 1921 года по 30 августа 1924 года Е.А. Градусова преподавала литературу и историю культуры в школе фабрично-заводского ученичества при фабрике «Заря социализма» в г. Гаврилов-Ям Ярославской области. С 1924 года Градусова преподает русский язык и литературу в Ярославле: сначала в 40-й школе и на профтехкурсах при фабрике «Красный Перекоп», потом с 1936 по 1953 гг. - в 32-й школе.
Градусова Е.А. в первом ряду, 3-я справа
Из почти 60-ти лет педагогической деятельности она 30 лет проработала в школах Красноперекопского района.
Доброта - вот первая ценность, почитающаяся как высшая добродетель русского человека. На своих уроках Елизавета Александровна учила не только понимать, но и чувствовать, сострадать. «Она никогда не повышала голос в классе, это значило бы не уважать чувство собственного достоинства в юном человеке», - вспоминает золотая медалистка 1957 года Лилия Царапаева (Клеопатрова), кандидат филологических наук. Для своих воспитанников Градусова стала не просто отличным учителем, но прежде всего чутким и умным старшим товарищем. «Когда Елизавета Александровна открывала журнал, чтобы поставить оценку, - вспоминал ее ученик Ю. Хутмахер, директор кордной фабрики г. Ярославля, - лицо ее делалось задумчиво и серьезно. Было видно, что она тщательно взвешивает в уме все «за» и «против», и когда после этого твердым почерком в журнал вносила ту или иную цифру, чувствовалось, что она поставлена обдуманно и справедливо».
Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека. Судьба воспитанников стала частью ее собственной судьбы. К ней, к любимой учительнице, человеку большого и щедрого сердца, всегда обращались ее ученики. Окончив школу, они постоянно поддерживали связь с любимой учительницей, писали ей как «самому главному для себя человеку», делились самым сокровенным, обращались за жизненно важным советом. Как-то к ней зашел бывший воспитанник, уже немолодой человек: «А помните, как Вы ко мне домой приходили?» Трудно ей было вспомнить, ведь у стольких ребят побывала она дома. Нужны они были эти посещения, если и через 30-40 лет они приходили, писали ей как самому главному для себя человеку.
Не щадя сил и времени Елизавета Александровна постоянно вела большую общественную работу: руководила школьной методической секцией, читала лекции в районной партшколе, во время войны - деятельный агитатор, выступала в госпиталях, занималась с отстающими ребятами в рабочем поселке. Избиралась депутатом Ярославского городского Совета депутатов трудящихся 2-го и 3-го созывов (1947-1953 гг.)
Е.А. Градусова имела глубокие и обширные познания в области всеобщей и русской истории, логики и психологии, истории и философии, общей теории права и государственного права. Всю жизнь повышала свой квалификационный уровень. Предъявляла высокие требования к себе и к учащимся, тщательно готовилась к каждому уроку. Из воспоминания выпускницы 1948-1949 годов Долухановой Марии Абрамовны, классным руководителем которой была Градусова Е.А.: «Ее уроки были глубоко познавательны, знания преподносились без излишнего пафоса, но с глубокой любовью к предмету и искренним уважением к нам. На нашем выпускном экзамене присутствовали представители Академии Педагогических наук. Все очень волновались, но никто не подвел Елизавету Александровну - все сдали на «5». Долуханова М.А. закончила литфак ЯГПИ, имеет педагогический стаж 40 лет и в своей работе всегда следовала тому, чему учила ее наставница.
Особенно ребятам нравился литературный кружок, организованный Елизаветой Александровной, на котором ученики знакомились с поэмами Гомера, баснями Эзопа, Лафонтена. Это был настоящий праздник, ликование, таинство сообщества Добра и становления Личности. Учитель отдавала своим воспитанникам всю себя без остатка, не требуя ничего взамен. Каждый получал частичку ее сердца.
Особенно дороги для Елизаветы Александровны те письма, которые писали ее ученики в самые трудные моменты своей жизни.
«Сегодня получили газеты с самолетом. Прочел о Вашем награждении орденом Ленина и очень обрадовался. Вы вместе с В.М. Кузнецовым навсегда останетесь в нашей памяти как главные наставники в жизни. Я и сейчас чувствую ваше воздействие на свои поступки, свой характер. Мы честно и прямо смотрим на действительность, с полной силой помогаем стране. За это я получил два боевых ордена...» (Семен Работнов)
Поток писем особо увеличился накануне знаменательного юбилея - 100-летия со дня рождения заслуженной учительницы РСФСР Е.А. Градусовой, награжденной за свой труд двумя орденами Ленина.
Вот письмо от И.Д. Нуждина, выпускника 40-го года:
«Дорогая Елизавета Александровна!
Вы дали нам путевку в эту жизнь. Все то доброе, вечное, что есть в нас, в значительной степени мы получили от Вас - нашего замечательного учителя и Человека. Я благодарен жизни за то, что на ее романтических перекрестках - школьных годах - стояли Вы. И в годы Великой Отечественной войны, и в тяжелые послевоенные годы возрождения, и сейчас, когда мы уже стали дедами. Вы помогаете нам в решении самых сложных жизненных проблем, ибо заложили в нас искорку стремления к добру, справедливости, прекрасному. Сама Ваша удивительная жизнь - пример, к которому мы всегда стремимся».
Е.А. Градусова своей самоотверженной работой заслужила огромный авторитет и всеобщее уважение. Указом Президиума Верховного совета РСФСР от 7 августа 1943 года Елизавете Александровне первой в городе Ярославле было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», также за заслуги в воспитании молодого поколения, за многолетнюю безупречную добросовестную работу награждена двумя орденами Ленина. Ее имя занесено в книгу Почета города Ярославля.
Елизавета Александровна прожила долгую удивительную жизнь, она скончалась 5 марта 1980 года на 102-м году жизни, похоронена в Ярославле на Леонтьевском кладбище. К сожалению, за могилой сейчас никто не ухаживает, так как у Елизаветы Александровны не было своих детей.
Жизнь и педагогическая деятельность Елизаветы Александровны должны стать настоящим примером всем учителям: и работающим сегодня в школе, и молодым специалистам, впервые переступающим порог школы. Своим педагогическим мастерством, высоким уровнем педагогической культуры она заслужила авторитет учащихся, коллег, родителей, общественности. Почти 60 лет самоотверженного труда учителем русского языка и литературы Через ее руки, ум и сердце прошли сотни и сотни детей. Строгая, требовательная, но вместе с тем чуткая и душевная, она находила «ключик» к сердцу каждого ученика.