Калашников Василий Иванович

Калашников Василий Иванович

1849 - 1908 гг.

Родился конструктор 30 октября (11 ноября) 1849 г. в городе Углич Ярославской губернии. Василий Калашников окончил 3 класса угличского уездного училища в 1860 году и отсюда в одиннадцать лет отправился на Николо-Абакумовский судостроительный завод, куда удалось ему устроиться конторским мальчиком. Чрезвычайная пытливость ума юного Калашникова и пристрастие его ко всяким механизмам были замечены сразу же. Узнал об этом хозяин верфи. Побеседовав с юношей, он обнаружил у него необыкновенную тягу к знаниям и решил определить Василия в ученики к механикам.

С 1865 года работал чертежником на механическом заводе в городе Рыбинске. В навигацию 1869 года повзрослевший Василий Калашников плавает в должности машиниста на буксирном пароходе «Восток». По окончании навигации он предлагает владельцу парохода проект полной переделки паросиловой установки, но получает отказ. Весной 1870 года Калашников добирается до Нижнего Новгорода, где начинает работать на заводе Колчина, располагавшемся на берегу Волги под Откосом в Фабричной слободе.

Уже в 1872 году тут по его проекту и под его руководством был построен пароход «Истобенец», на котором он установил самостоятельно разработанные им высокоэкономичные паровые машины с двойным расширением пара, названные «компаунд». Через год для известного нижегородского предпринимателя Рагозина Василий Иванович создал комплект оборудования нефтеперегонного завода. Осенью 1875 года расположившийся рядом с предприятием Колчина первый не только в России, но и во всем мире завод по производству нефтяных смазочных масел, используя оборудование конструкции Калашникова, выпустил первую свою продукцию… Весть об удачном эксперименте облетает весь научный мир.

Еще большую славу Калашникову приносит изобретение паровой машины с двумя последовательно работающими цилиндрами. За этот механизм Курбатовский завод удостаивается Большой золотой медали на Всероссийской промышленной выставке 1882 года. В 1885-м году Калашников представляет на Нижегородской кустарной выставке новое изобретение — форсунку для более экономного сжигания мазута в топках, за что получает золотую медаль Русского технического общества. А в 1886 году с завода выходит пароход «Всеволод» с машиной тройного расширения пара. Калашников первым в мире создает пароходные машины компаунд тройного расширения мощностью в 400, 800 и даже 1000 лошадиных сил!

Прослышав о талантливом самоучке, Максим Горький просит Владимира Короленко познакомить его с Калашниковым. Друзья едут на Курбатовский завод и обнаруживают Калашникова... в машинном отделении, где тот возится у котла прямо во фраке! Оказывается, заподозрив в машине неполадку, инженера срочно вызвали с какого-то званого обеда. Горький был так впечатлен увиденным, что тут же дал Калашникову прозвище – «человек с форсунками».

В возрасте тридцати лет Калашников женился на дочери фабриканта Александре Александровне, урожденной Смирновой. Это был старинный род, к которому принадлежал известный краевед Дмитрий Николаевич Смирнов. Молодые люди прекрасно подошли друг другу. Александра Александровна хорошо играла на рояле и пела, а Василий Иванович подпевал ей. Сам он часто исполнял под гитару старинную песню «Вот на пути село большое». Любил театр, где слушал великого Шаляпина. Познакомился с Владимиром Короленко. Все вокруг было ему интересно, многое он хотел постигнуть и во многом преуспел.

В 1887 году в городе было открыто первое в России учебное заведение для речников - Нижегородская речная школа, в создании которой принимал активное участие Калашников, став затем преподавателем изученных им самостоятельно механики и геометрии.

Рассказывают, что Калашников, ступив на пароход, по характеру дрожания люстр в пассажирских помещениях мог определить, в каком узле или механизме следует устранить неисправность. Одним из важнейших его изобретений явились «форсунки Калашникова» для распыления нефти в топке парового котла, которые получили распространение на пароходах по всей Волге.

Василий Иванович долгое время возглавлял Нижегородское отделение Императорского технического общества. В 1894 году стал редактором журнала «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Редакция находилась на Ильинке. Когда Максим Горький поселился на этой улице, он стал соседом Калашникова. Одно время их портреты были выставлены рядом в витрине фотоателье Дмитриева. В 1896 году, во время проведения Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде Калашникову за изобретения и книгу «Записки конструктора» были присуждены диплом первого разряда и грамота о почетном потомственном гражданстве. На выставке экспонировалась построенная по его проекту паровая машина парохода «Орел».

Одно время Василий Иванович работал главным механиком Сормовского завода, где было спущено на воду несколько пароходов, построенных при его активном участии. Затем он основал свою судостроительную верфь на Мочальном острове, которая вскоре, к сожалению, была продана. Предпринимателя из Калашникова, увы, не получилось.

После роспуска Государственной думы он написал в Петербург графу Игнатьеву: «Ваше сиятельство, предохранительный клапан закрыли, а шуровать продолжаете, как бы давление пара не превысило предела упругости материала». Механик Калашников весьма образно, но четко сказал, что может произойти в России.

Как и многие неординарные люди, Калашников слыл оригиналом. Авторитетов для него не существовало. Все восхищаются Шаляпиным? А он до хрипоты будет кричать «браво» малоизвестному артисту. На званом ужине все демонстрируют любовь к заморским яствам? Василий Иванович требует подать гороху! Никогда изобретатель не заискивал и перед власть предержащими. Когда завершилась выставка 1896 года, нижегородский губернатор Баранов задумался: кому отдать оставшиеся от мероприятия деньги. Калашников заявил, что деньги должны поступить в фонд технического общества.

– Что это за общество такое? – будто бы пренебрежительно заметил Баранов.
– Оно носит название Императорского, ваше превосходительство! – парировал Василий Иванович.

Баранов не нашелся, что ответить, и деньги отдал.

Помимо того, что Василий Иванович Калашников создал оригинальные образцы судовых паросиловых установок, впервые применил для речных судов паровые машины с многократным расширением пара, ему еще принадлежат и другие изобретения: форсунка для распыливания мазута, пароперегреватели, воздуходувные машины и т.п.

Применение своим талантам Калашников нашел и в следующих проектах:

- В 1873 году Василий Иванович создает оборудование для нефтеперегонного завода - первого в мире по производству нефтяных смазочных масел. Первыми в России завод выпустил и нефтеналивные баржи, которые также разработал Калашников. Так началась история танкерного флота России.
- В 1887 году в Нижнем при активном участии Калашникова было открыто первое в России учебное заведение для речников - Нижегородская речная школа.
- Когда в верхней части города была смонтирована водонапорная башня, куда предполагалось подавать воду по трубам с Оки насосами, Василий Иванович категорически заявил, что английские насосы на гору воду не поднимут. Так оно и произошло. А вот с водонапорными установками изобретения Калашникова дело пошло веселее. С их помощью вода подавалась «на гору» в течение 46 лет - до 1926 года, пока их не заменили более мощными дизелями.
- В 80-90-е годы Калашников создает проект постоянного, вместо плавучего, моста через Оку. Однако денег на его строительство в городской казне не нашлось.
- Калашников первым создал автомат для электросварки листового железа.
- В 1884 году он изобрел «снаряд для углубления мелей и чистки фарватеров».

Имя изобретателя Василия Калашникова с 1949 года носит Рыбинское речное училище.

Ярославль © 2024