1861 - 1939 гг.
Константин Алексеевич Коровин - русский живописец, театральный художник, педагог и писатель.
Коровина называют первым русским импрессионистом. Современники оценивали его творчество по-разному. Одни говорили о небрежности и аляповатости мазков, другие уловили главное – новаторскую игру света и тени. Первые считали картины Константина Коровина декадентством и мазней, вторых восхищали пейзажи и натюрморты художника. Певец Федор Иванович Шаляпин одним из первых увидел его талант, назвал художника «Паганини в живописи».
Родился будущий живописец в зажиточной купеческой семье. Деда, старообрядца и купца первой гильдии, называли московским «королем возниц». Дед Михаил Коровин держал почтовый тракт и распоряжался сотнями ямщиков. Отец художника Алексей Коровин получил университетское образование и был весьма одаренным человеком. Алексей Коровин взял в жены знатную невесту – дворянку Аполлинарию Волкову, девушку образованную и с передовыми взглядами. Но семейное счастье длилось недолго. В стране строились железные дороги, ямщики отошли в прошлое. Выстроенный Коровиным-старшим бизнес не приносил прибыли, богатый купеческий дом в Москве ушел с молотка. Коровины перебрались в Мытищи.
Воспитанием детей в семье занималась мать. Она много рисовала акварелью и играла на арфе. Коровин вспоминал: «Я любил смотреть, когда у матери моей на столе лежали коробочки с разными красками. Такие хорошенькие коробочки и печатные краски, разноцветные. И она, разводя их на тарелке, кистью рисовала в альбом такие хорошенькие картинки - зиму, море, - такие, что я улетал куда-то в райские края. Отец мой тоже рисовал карандашом. Очень хорошо, говорили все - и Каменев, и Прянишников. Но мне больше нравилось, как рисовала мать».
В возрасте 14 лет Константин Коровин поступил на архитектурное отделение в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако вскоре он перевелся на живописное отделение - в пейзажный класс Алексея Саврасова. «И вот я в мастерской Школы живописи в Москве. Сам Саврасов, живой, стоит передо мной. Он огромного роста, у него большие руки, а лицо его, как у бога, и все, что он говорит, как от бога. До чего я любил его!»
Из-за тяжелой болезни Алексей Саврасов оставил училище. После его ухода Коровин поступил в петербургскую Академию художеств, но не проучился там и месяца: молодого художника угнетали «условность и серьезничанье по поводу несерьезного». Он вернулся в училище и попал в мастерскую Василия Поленова. Поленов познакомил талантливого ученика с меценатом Саввой Мамонтовым, а тот пригласил Костю в имение Абрамцево, ставшее средоточием культурной жизни столицы. В хлебосольной усадьбе Мамонтова собиралась культурная элита России, бывали Илья Репин, Валентин Серов, Виктор Васнецов, Михаил Врубель. Коровин обладал потрясающим талантом дружить. Композитор Сергей Рахманинов и певец Федор Шаляпин, художник Валентин Серов и писатель Максим Горький считали Константина Алексеевича своим самым близким другом.
Творческая биография импрессиониста открывается «Портретом хористки», написанным в начале 1880-х. Картина поразила современников, назвавших ее «первой ласточкой» нового направления – импрессионизма. Репин, увидевший эту картину, был поражен цветовым решением, смелостью техники и замысла, потребовал немедленно показать творца произведения.
Коровин К. Портрет хористки
Первые произведения в новаторской манере живописец создал в деревне Жуковка, на даче учителя Поленова. Эти первые импрессионистские работы объединили как «жуковский цикл». Главной целью Константина Коровина стала передача на полотне света и воздуха. Картина «За чайным столом» – яркое доказательство достижения поставленной задачи. Композиция полотна построена сообразно художественному направлению импрессионизма – как случайный кадр. Герои расслаблены, центр композиции смещен.
Коровин К. За чайным столом
Картины модернистов сложно уложить в рамки одного жанра: в них черты портрета, пейзажа, натюрморта. Это видно в ранних импрессионистских работах Коровина «В лодке» и «Москворецкий мост».
Коровин К. Москворецкий мост
У Мамонтова живописец познакомился с художником Серовым. Коллеги отправились путешествовать по Северу, где появились новые картины. Картину «Зима в Лапландии» приобрел галерист Павел Третьяков. Поездка в Крым и Гурзуф с Мамонтовым навеяла полотна «Крым. Гурзуф» и «Пристань в Гурзуфе». Коровин делал зарисовки, путешествуя по Причерноморью на машине: в понравившихся местах останавливался и набрасывал пейзажи.
В 1888 году меценат профинансировал поездку Константина Коровина во Францию. Там появились знаменитые полотна «Париж. Бульвар Капуцинок», «Парижское кафе», «После дождя». В Париже, столь полюбившемся живописцу, он познакомился с импрессионистами, поразившими его техникой цветовой передачи. После возвращения мастер преподавал в столичном училище живописи и через пару лет стал академиком.
В конце XIX - начале XX века стало модно иметь дачу. Константин Коровин покупает у Саввы Мамонтова участок земли и строит в 1902 году из свежих душистых сосновых бревен дом в деревне Охотино (сейчас это Переславский район Ярославской области). С тех пор в течение почти 20 лет жизнь и творчество Константина Коровина было тесно связаны с Ярославской землей. Из огромных окон веранды открывается прекрасный вид на поля. Здесь Константин Алексеевич устраивает себе мастерскую. Федор Шаляпин выкупает у Константина Коровина участок леса - так называемую Ратухинскую пустошь, и по проекту Коровина строит себе дом. Между дачами друзей - 1,5 километра лесом по высокому берегу Нерли. Друзья каждый день навещают друг друга. Сейчас осталась только липовая аллея, лично посаженная Федором Ивановичем. А дом Коровина стоит.
Дом Коровина в деревне Охотино
Погостить в Охотино и Ратухино приезжали многие известные люди. Здесь бывали композитор Сергей Рахманинов, художник Валентин Серов, литераторы Максим Горький, Николай Телешов, Александр Куприн, Дмитрий Мамин-Сибиряк, историк Василий Ключевский, директор императорских театров Владимир Теляковский и даже легенда советского кино Любовь Петровна Орлова, тогда еще маленькая девочка, родители которой дружили с Шаляпиным.
Константина Алексеевича знают как талантливого создателя натюрмортов с цветами, которых в его наследии десятки. Особенной любовью мастера пользовались сирень и розы. Художник отдал дань всем сезонам года: в его галерее представлены осень, зима, весна и лето.
Разразившаяся Первая мировая война заставила Коровина отправиться на фронт, где он консультировал военных по вопросам маскировки. Константин Коровин избежал репрессий после Октябрьской революции, так как после упадка бизнеса из купеческого сословия семья перешла в мещанское. Новая власть доверила художнику организацию аукционов и выставок, учет и сохранность памятников искусства. Коровин преподавал в государственных мастерских, сотрудничал с театрами и охотно рисовал декорации. Приняв изменения строя, Константин Алексеевич сторонился политики, сбегая то в Крым, то на дачу в Охотино под Ярославлем.
В 1920-х политика вмешалась в жизнь Константина Коровина: дачу отобрали, столичную квартиру «уплотнили». В 1923 году модернист по настоянию Анатолия Луначарского эмигрировал во Францию, объяснив отъезд необходимостью лечить сына. Но жизнь в когда-то любимом Париже оказалась трудной. Модернисты вышли из моды, безденежье изматывало, друзья остались в России. Константин Коровин тосковал по родине, по Абрамцево и Охотино. Ко всем несчастьям добавилась утрата зрения. Чтобы занять себя, художник взялся за мемуары, открыв в себе дар литератора. Он писал рассказы и воспоминания, заполняя тоску по работе с красками.
С будущей супругой Анной Фидлер живописец познакомился в юности. Любимую девушку Константин изобразил на картине «Бумажные фонари». С хористкой Анной Коровин встречался тайно, а под венец пара пошла после рождения первенца. Вскоре мальчик умер, в чем Константин Коровин винил себя: в доме царила бедность, денег на докторов и лекарства для заболевшего сына не было. Романтика испарилась из отношений супругов, но бросить жену и сына Коровин не мог, эмигрировав в Париж с Анной и вторым сыном Алешей, инвалидом (в 16 Алексей попал под трамвай и остался без ног).
Депрессии сына и болезнь жены стали постоянным источником страданий Константина Коровина. Он разрывался в поисках денег, выбивался из сил, подыскивая подработку. Дома его ждала раздраженная супруга и мрачный сын, художник не находил поддержки и понимания у родных людей, был очень одинок.
Константин Коровин умер неожиданно в сентябре 1939 года из-за сердечного приступа на парижской улице. Ему было 77 лет. Похоронили Константина Коровина на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Похороны художника напоминали проводы в последний путь нищего: желающих дать денег на достойное прощание с Коровиным не оказалось.
Сегодня картины первого русского импрессиониста можно увидеть в Русском музее в Санкт-Петербурге, Эрмитаже, Третьяковской галерее, во Франции в Лувре.