Кустодиев Борис Михайлович

Кустодиев Борис Михайлович

1878 – 1927 гг.

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани. Рано потерял отца. Мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми, жили впроголодь. Но, несмотря на трудности, детям хватало материнской доброты, нежности, любви. Екатерина Прохоровна привила своим детям любовь к искусству, поэтому Борис уже в девять лет определился с выбором профессии. Ему нравилось наблюдать за любыми изменениями в природе, переносить на лист бумаги любые природные явления. Впервые он стал рисовать в возрасте пяти лет.

Кустодиев - русский советский художник. За всю свою жизнь написал огромное множество картин. Многие из них полны ярких красок, солнца, веселья. Лишь немногие знают, что большую часть своей жизни он провел в инвалидном кресле. Из-за своего страшного заболевания (опухоль спинного мозга) он был вынужден носить корсет от подбородка до поясницы. Он продолжал писать картины лежа. Его силой воли можно только восхищаться. Несмотря на все мучительные боли, которые ему довелось пережить, его картины пронизаны яркими красками и жизнерадостностью. Кажется, что даже болезнь на какое-то время отступала перед великой силой таланта.

Кустодиев Борис Михайлович

Борис Михайлович Кустодиев по праву считается одним из лучших художников прошлого столетия. Он мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, театральный художник. Занимался и скульптурой. Его учителем был великий Илья Ефимович Репин. Работы Кустодиева находятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в Астраханском, Костромском, Ярославском и других художественных музеях страны, в частных коллекциях. Но мало кто знает, что творчество этого удивительного художника тесно связано с городом Тутаевом (Романов-Борисоглебск) Ярославской области. Здесь написаны его знаменитые «Провинция», «Гуляние», и большинство работ, на которых запечатлены живописные уголки этого города.

Кустодиев Борис Михайлович

Сто лет назад великорусский Романов-Борисоглебск был исполнен провинциальной благодати. Романов-Борисоглебск был крепким купеческим поселением, в котором, по выражению путешественника XIX века И. Троицкого, «процветали художества здешних жителей: шубное, натойчатое, крашенинное, портное, кузнечное, хлебное, сбитенное и квасное». Город прославили купеческие фамилии Блиновых, Коровайниковых, Кайдаловых, Надежиных, Алаевых, Трутневых, прилагавших всяческие усилия к украшению родного края, а так же наполнявшие окружающий пейзаж деталями, которые мы сейчас называем «колоритом русской провинции».

В 1903 году Кустодиев вместе с женой едет по Волге от Рыбинска до Астрахани. И, видимо, тогда Романов-Борисолглебск очаровал тогда еще молодого и пышущего здоровьем живописца. Это был один из самых живописных волжских городков. В 1905 году Кустодиев строит себе под Кинешмой (Ивановская область) дом с мастерской, впоследствии названный им «Терем». Оттуда в октябре он отправляется в Санкт-Петербург, но из-за всеобщей забастовки задерживается в Ярославле. Из Ярославля художник совершает поездку на пароходе в Романов-Борисоглебск, знакомится с городом. Возможно, тогда же у него созрели замыслы новых работ.

В 1906 году Кустодиев специально приезжает в Романов-Борисоглебск с двумя большими холстами. Известно, что на этюды Кустодиев не ездил ни в один волжский город кроме Романова-Борисоглебска. Остановился он в гостинице «Эрмитаж» в левосторонней части города на Волжском бульваре. Из окон той же гостиницы Борис Михайлович написал огромный этюд «Гулянье», на котором изображен приволжский бульвар с павильонами, скамейками, гуляющей публикой, широкий вид на Волгу и противоположный берег, а среди зелени возвышается Воскресенский собор.

К этому этюду Кустодиев возвращается в 1909 году, когда начинает большую работу над «Гулянием». Он меняет композицию: бульвар виден не сверху, вся композиция разворачивается фронтально. Усиливает настроение праздничности духовой оркестр в павильоне. По набережной прогуливается богатая публика. Красочное решение картины стало более декоративным: здесь изысканные градации голубого, сиреневого, фиолетового, сине-зеленого, золотистого цветов. Картина была окончена в 1910 году и имела большой успех на международной выставке в Брюсселе, где она экспонировалась: ее удостоили серебряной медали. Затем она представлена на VII выставке «Союза русских художников», а в 1911 году – на международной художественной выставке в Риме под названием «В провинции».

Картина «Гулянье на Волге» отображает левобережную часть города, где располагалась тогда редакция районной газеты, и самое высокое и красивое место – так называемый бульвар. Вековые березы, молоденький тополь, скамейки, летние павильоны, праздная публика в старинных нарядах и удивительный вид на Волгу, Борисоглебскую ее сторону с Воскресенским собором и сбегающей от него к берегу крутой улочкой – этот уголок узнаваем и сейчас, хотя уцелел лишь тополь, вымахавший за столетие в огромное дерево: все тот же изумительный вид на Воскресенский собор, сбегающая к Волге улица и белый двухэтажный дом на берегу вниз по течению.

Считается, что Кустодиев дописал свой этюд, создав работу «Гулянье на Волге», ввел одиннадцать новых фигур, конкретизировал детали пейзажа. Усилил впечатление праздничности. Ввел движение: по бульвару прогуливаются толпы людей, каждый человек – со своим характером. Павильон, где «заиграл» духовой оркестр, облепила детвора, вместо кассы открылась палатка «Воды». Ожила и Волга: появился плот с костром, пароход, отчаливший от пристани, по лестнице поднимаются приехавшие. В начале 1915 года картина была представлена на выставке «Мир искусств», где ее приобрели в частную коллекцию, а в 1918 году она поступила в Русский музей.

Кустодиев Борис Михайлович

Такова судьба двух самых известных полотен, связанных с нашим городом.

Неизгладимое впечатление на художника произвело и живописное местоположение Казанской церкви Романова-Борисоглебска. Церковь и бульвар изображены в работах «Купание», «На Волге» и других. Кустодиев воспроизводил по памяти образы купеческого городка в картинах «Купчихи», «Девушка на Волге». В этих полотнах автор сосредоточился на загадке красоты русской женщины, пытался постичь тайну женского очарования, на них легко узнаются очертания берегов и церквей Романова-Борисоглебска. Романов-Борисоглебск он продолжает писать и позже, по памяти. В 1923 году Кустодиев, уже будучи очень больным, пишет картину «Летний праздник», в котором использует необычный прием: он пишет самого себя в толпе, прогуливающегося с собакой, причем здорового, веселого, каким он был когда-то.

В 1983 году художники России подарили городу бюст Б.М. Кустодиева работы московского скульптора Маргариты Воскресенской, который до сих пор не установлен, как предполагалось, на городском бульваре. В Тутаевском филиале Ярославского художественного музея находится портрет Бориса Михайловича работы петербургского художника Николая Николаевича Баскакова, который, как и Кустодиев, родился в Астрахани.

В Тутаеве не забыли Кустодиева. Хотя гостиницы «Эрмитаж» уже нет (она сгорела), зато набережную на Романовской стороне, ту самую, которая изображена в «Гулянии на Волге», назвали Кустодиевским бульваром. Раз в год этот бульвар вдруг как бы «ныряет» на сотню лет назад. Манерные дамы в платьях по той моде, с ридикюлями и в чепчиках, неспешно прогуливаются вдоль Волги. За столом гуляет купечество. Играет духовой оркестр, парочки танцуют, дымят самовары, звенят колокола церквей. Здесь в день города проходит костюмированное театрализованное действие «Кустодиевские гуляния».

Борис Кустодиев умер в возрасте 49 лет. Художник до конца своей жизни писал картины. Он не изменил своему стилю написания, и даже последние его работы пронизаны светом, добром и счастьем. Перед смертью художник попросил на его могиле посадить только березу. Вместо могильной плиты.

Кустодиев на пароходе
В наш город прибыл неспроста.
Писал картины о народе,
Ценил прекрасные места.
Любил Казанский храм и Волгу,
Любил Романовский бульвар.
Трудился тщательно, подолгу,
Используя свой божий дар.
В известном полотне «Гулянье»
Бульвар мы видим городской.
Какие моды, одеянья!
Народ на празднике какой!
И в полотне, названье скромно
«Гулянье на Волге», тут
Народной жизни пласт огромный,
Тут видим, люди как живут.
Играют что-то оркестранты,
Гуляют в публике тузы.
Здесь дамы, кавалеры, франты,
Здесь ленты, шляпки, картузы.
Все ярко, сочно, все типично,
Официально б надо дать
Название (вопрос практичный) –
Бульвар Кустодиев назвать.
(Капитон Конюшев)

«Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, но если я когда-нибудь видел в человеке действительно высокий дух, так это в Кустодиеве...» (Федор Иванович Шаляпин)

«...настоящий Кустодиев - это русская ярмарка, пестрядина, «глазастые» ситцы, варварская «драка красок», русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями... Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость...» (А. Бенуа)

Ярославль © 2019