Мыльников Николай Дмитриевич

1797 - 1842 гг.

Николай Дмитриевич Мыльников – художник первой половины 19 века. Мыльникова можно считать «классиком» провинциального купеческого портрета. Однако сведений о его биографии сохранилось мало.

Он родился в Ярославле. Его отец Дмитрий Петрович принадлежал, очевидно, к цеху городских живописцев-ремесленников, так как брал заказы «на разные художественные работы». Его дядя, Афанасий Петрович, писал иконы и имел учеников: учил их «живописному делу». На формирование художественных вкусов и творческих принципов Николая Мыльникова повлияли городская среда с древними архитектурными памятниками, храмовыми росписями и сохраненными иконописными традициями.

Остальные сведения о жизни художника Мыльникова – это только гипотезы и анализ художественных полотен. Почти везде на картинах - обязательная авторская подпись латинскими буквами (на французский манер) с точной датой завершения работы.

Наиболее ранние картины относятся к 1824 — 1825. Это уже работы зрелого мастера. По уровню мастерства художника можно предположить получение им хорошего профессионального образования как художника-портретиста.

Мыльников Николай Дмитриевич

Портрет старушки

В 1826 он пишет серию портретов московских купцов Рахмановых, в которых нашел тип «купеческого» портрета: фигуры персонажей представлены монументально и репрезентативно, костюм также является одним из важных компонентов портретного образа (много точных деталей без излишней мелочности). В 1827, наряду с другими портретами ярославцев, Мыльников пишет знаменитую чету Астаповых, из которых «Портрет Прасковьи Астаповой» стал своеобразным «эталоном» женского образа в купеческих портретах. Это погрудное изображение фигуры, наброшенная на плечи светлая шаль придает композиции устойчивость и уравновешенность. Плотно сжатые губы, настороженный взгляд придают лицу строгое замкнутое выражение, подчеркивают тяжелый и властный характер купчихи. Даже многочисленные украшения, вырисованные художником достаточно скрупулезно, выполняют смысловую роль, но не отвлекают внимания от личности героини портрета.

Мыльников Николай Дмитриевич

Портрет Прасковьи Астаповой

В портретах 1828 - 1833 снова запечатлены москвичи уже из разных сословий. «Портрет О.М. Головиной» – это изображение московской барыни: горделивая осанка, надменно поднятые брови. «Портрет помещика Н.П. Милюкова» – из серии дворянских портретов, где Мыльников не стремится изменить ранее найденную схему: они также статичны, неподвижны, фон не загружен модными в то время деталями интерьера.

Зрелый период творчества Мыльникова (1830-е годы) представлены серией портретов купцов Соболевых. Известные в Ярославле купеческие семьи, видимо, не случайно обратились к ставшему особенно «модным» в Ярославле живописцу. Несмотря на то, что только один из этой группы портрет имеет авторскую подпись и дату, все они написаны в одно время и составляют единый ансамбль. Серия состоит из парных семейных портретов двух братьев — Ивана и Даниила Соболевых и портрета сына Даниила — Александра.

Мыльников Николай Дмитриевич

Портрет И.С. Соболева

Среди известных произведений Мыльникова есть ряд портретов, характеризующих разные грани творчества художника. Особенно интересен «Портрет И.И. Свидерского» (1836). Точность в передаче аксессуаров, столь многочисленных и важных в военном мундире, помогла в определении, кто изображен на картине (ранее считалось, что это изображение «неизвестного»). Оказалось, что это наш земляк, полковник Клястицкого гусарского полка, участник войны 1812−1814, награжденный многими высокими наградами. В 1836 при военных действиях на Кавказе он получил ранение и для излечения прибыл на родину, где и запечатлел его Мыльников.

Мыльников Николай Дмитриевич

Портрет И.И. Свидерского

Часто провинциальных живописцев просили выполненить копии произведений. В имении «Пятницкая гора» ярославских дворян Карновичей была семейная портретная галерея. Для восполнения недостающих портретов предков в 1835 по оригиналам XVIII века Мыльников написал портрет С.Е. Карновича и его супруги. Из них только женский портрет подписан автором, но внешние стилистические признаки, всегда легко узнаваемые в неподписных работах Мыльникова, позволяют приписать и второй портрет его кисти.

Завершающий период творчества Мыльникова представляет серия портретов фабрикантов Гарелиных (1840). В портретах Мыльников сдержан в выборе цветовой гаммы, подробности костюмов решены еще более тонко, чем в ранних работах. Сухость и схематизм этих портретов связаны скорее всего с социально-мировоззренческой перемены вкусов и требований заказчиков. Да и авторитет портретного жанра, в основе которого были заложены мемориально-бытовые функции, был подорван новым способом создания «подобия» с помощью дагерротипа (первых фотографий).

Умер Н.Д. Мыльников в 1842 году в Ярославле. Творчество этого талантливого живописца было мало известно в России. Только после выставки портретов русских художников, организованной в 1905 году С. Дягилевым, имя Н.Д. Мыльникова стало известно широкому кругу лиц.

Ярославль © 2019