1955 г.р.
Искусство «рисования» - это точная наука, как математика или физика, требующая над собой героических усилий и знания истории предмета. Ремесло нарабатывается с годами, но и оно не главное: главное, на мой взгляд, это «твое» восприятие окружающего мира со всеми его радостями и бедами (Н. Мухин).
Николай Мухин – самый известный современный ярославский художник и самый знаменитый иконописец новой России. Он расписывал вновь отстроенный храм Христа Спасителя в Москве и десятки других церквей и часовен, восстановленных или построенных в последнее время. Наш современник.
Родился Николай в 1955 г. в Костроме, в рабочей семье. С раннего детства ему всегда дарили альбомы, карандаши, кисточки и краски, потому что интерес к творчеству проснулся в нем очень рано. Самым чудесным открытием для мальчика стало самостоятельное смешение 2 красок: получился совсем другой цвет. Николай занимался в кружке изобразительного искусства при Костромском Дворце пионеров. Там же окончил художественную школу. С 1970-го по 1974 гг. изучал основы живописной теории и практики в Ярославском художественном училище. После 2 лет службы в армии, вернулся снова в любимый Ярославль. В 2000-2005 годах Н.А. Мухин - студент МГАХИ (Московский государственный академический художественный институт) имени Сурикова.
Еще в начале 1980-х Николай Александрович заметил, что в картинах художников из разных регионов страны не отражаются особенности, традиции живописи именно этого края или области. Отрыв от традиций означает всегда и забвение самого художника. Понимая это, он начал серьезно изучать прославленную школу ярославской иконописи, история которой насчитывает несколько веков.
В советское время интерес к иконописи и целенаправленная работа в этой области для художника означала, как минимум, официальную опалу через исключение из творческих союзов и крест на «светской» карьере. Но Николая Александровича это не остановило. Он стал тщательно исследовать историю православия на Ярославской земле, опыт и приемы великих ярославских иконописцев прошлых веков, копировал их работы для изучения техники письма, создавал что-то свое... С годами иконописные работы и созданные в той же манере живописные произведения Н.А. Мухина заслужили высокую оценку специалистов. Пошли заказы на росписи храмов.
В середине 1990-х годов у Мухина появился собственный узнаваемый стиль. «...Невозможно слепо следовать традициям XVII века. Поскольку я живу в Ярославле, то каждый день вижу наши храмы, очень часто захожу в них, любуюсь настенной живописью, которая, конечно, наложила отпечаток на мое сознание. Но... куда деть искусство XX века? Я думаю, что самое главное не копировать то, что делали мастера в XVII веке, - это будет мертвое искусство, фальшь, а именно через свой темперамент, через свое понимание религии, через свое представление о Боге создавать религиозную живопись», - говорит Н. Мухин.
В 1992 г. Н.А. Мухин создал школу «Ярославская икона». За 1980-е-2000-е годы Николаем Александровичем и его учениками были расписаны 12 православных храмов в России и за ее пределами. В 1996 году «Ярославская икона» как организация, имеющая опыт росписи православных церквей, получила предложение принять участие в общенациональном конкурсе на роспись главного храма страны - храма Христа Спасителя в Москве. За полтора месяца Н.А. Мухин написал по фотографии конкурсную картину с фрагментом уничтоженных фресок храма, которая была признана лучшей.
На правах победителя Николаем Александровичем для росписи был выбран сюжет Рождества Христова (полное название храма - храм Рождества Христова во Имя Христа Спасителя) для главной заалтарной композиции «Дева днесь Пресущественного рождает», в XIX веке созданной В.В. Верещагиным. Многомесячная работа над росписью сопровождалась помощью с неожиданных сторон, словно помогали высшие силы. Например, было очень мало исторических исходных материалов для восстановления росписей Верещагина, и однажды Н.А. Мухин работал в музее храма, а с ним заговорил незнакомый человек. Как оказалось, он был потомком Верещагина и оказал в результате бесценную помощь в работе над росписью. Интересно, что и В.В. Верещагину, и Н.А. Мухину в момент работы над фресками храма Христа Спасителя было ровно по 44 года...
Работа над росписью в Храме Христа Спасителя
В ставшем для Н.А. Мухина родным Ярославле в 1995 году была открыта его скульптурная композиция «Троица», которую все могут видеть у Успенского собора на Стрелке. Ныне «Троица» по праву является одним из светлых и популярных символов Ярославля, любимых его жителями и гостями. Здесь многие бросают монетку на счастье. Эта традиция своими корнями уходит в посвящении чудотворным иконам крестиков, колечек и других личных предметов, которые подвешивались перед иконами в поминание о молящихся. На круглом постаменте – слова молитвы: «Прими нас, Господи, такими, какие мы есть, и дай нам силы жить дальше».
Идея этой скульптурной композиции «Троица Святая Живоначальная» возникла у Николая Мухина еще в 1994 г., когда Успенского собора еще не было. Взорванный в 1931 г., Успенский храм имел славную историю: здесь венчали на княжество ярославских князей, сюда к чудотворным иконам приезжал на поклон Иван Грозный, Екатерина Вторая. Работая над «Троицей», Николай Александрович предрекал последующее восстановление близ нее Успенского кафедрального собора. Кроме того, в Ярославле Н.А. Мухин расписывал Свято-Введенский собор и Крестовоздвиженскую церковь Толгского монастыря, часовню Александра Невского. Художник руководил реконструкцией восстановленной часовни Святителя Николая в Рыбинске, создал лепные украшения на фасаде часовни.
Николай Александрович пишет и картины, многие из которых хранятся в российских и зарубежных музеях, в том числе в Третьяковской галерее, Московском музее современного искусства, и частных коллекциях. В живописи он также связывает современные тенденции и образы с библейскими сюжетами. Мухин не успокаивается на достигнутом. Ему одинаково близки достижения мастеров Средневековья и Возрождения, открытия художников Барокко и Классицизма. Он принимает в качестве источника вдохновения и авангард начала ХХ и абстракционизм начала XXI вв. Видеоарт и компьютерная графика - последние увлечения мастера.
Мухин очень бережно относится к проявлениям прекрасного в окружающем его мире. Он ищет и находит присутствие «божественной» красоты в самых привычных и обыденных ситуациях. Но его художественные открытия часто носят ироничный и провокационный характер. Тематические картины Мухина не имеют отношения ни к историческому, ни к библейско-мифологическому жанру. Это особый род творчества, который можно назвать ролевым жанром. Понять смысл представленной на холсте сцены и действий ее участников можно только в контексте личной жизни художника, состояния его умственного, эмоционального и психического «я».
Современный, окружающий Николая Мухина мир, включающий в себя город, природу и общество, в его произведениях отражения не находит. Художник изображает себя, жену, дочь, сына, собак и кошек. Понятие дом имеет для художника сакральное значение. Хранителями дома и его обитателей являются в мухинских композициях прекрасные Ангелы, которые вместе с людьми работают, радуются, печалятся и торжествуют.
Монументальная живопись – это роспись крупных объектов. Фресковые росписи Мухина есть в православных храмах в России, Японии, США, Мальте, Азербайджане, Грузии, Сербии, Хорватии.
Традиция просто не живет в истории культуры, если не вбирает в себя дух той или иной эпохи. Художник, который работает в русле традиций, имеет всего лишь два пути: либо механически копировать образцы старого искусства, либо привносить в эти образы мысли и идеи своего времени. Наш современник Николай Мухин выбрал второй путь, и поэтому его творчество представляет собой несомненный интерес... «Искусство Мухина очень эмоционально, оно обращено в глубины человеческой души. Картины вызывают особое впечатление, поскольку соединяют мощное новаторство с истинным пониманием и верностью традициям, духу. Когда душа художника соединяется с гением места и гений художника соединяется с душой удивительной природы, Волги, то все зрители наполняются новыми чувствами», – сказал ректор МАРХИ, вице-президент Российской академии архитектуры и строительных работ Дмитрий Швидковский.
Десятки работ нашего земляка - это автопортреты. Художник изображает себя в самых различных ролях. Например, Мухин - Адам и счастливый отец семейства: «Чтобы людей не мучить, проще себя изобразить, по себе изучать натуру. Модель иногда непросто найти, иногда она не так позирует, а зеркало всегда под рукой!». Мухин первый догадался использовать люминофор в качестве пигмента (красителя): «Картина набирает свет днем. Свет гаснет - картина гаснет, ночью картина - темный квадрат, а сейчас картину можно наблюдать и ночью».
Николай Мухин, которого одна из западных газет назвала русским Микеланджело, как последователь древнерусских иконописцев сегодня знаменит на весь мир.
«Мы и дальше намерены помогать людям видеть, что в мире не так все плохо, как кажется, что в нем есть настоящая красота – иконы», - сказал Н.Мухин.
Ярославскому иконописцу Николаю Мухину присвоено звание народного художника Российской Федерации.
Николай Мухин – действительный член Российской академии художеств, народный художник России, лауреат Государственной премии Российской Федерации, с 2001 года входит в Президентский совет по вопросам культуры и искусства, имеет государственные награды РФ, Русской православной церкви и зарубежных православной церкви и зарубежных православных церквей.