1656 - 1918 гг.
Оловянишниковы прославились в колокололитейном деле, но и в ювелирном деле они оставили яркий след, создав великолепные произведения в «русском стиле» (его еще называют «неорусским стилем» или неодобрительно – «псевдорусским»).
Богатая ярославская купеческая семья Оловянишниковых к началу ХХ века владела 35 каменными лавками, колокольно-литейными и свинцо-белильными заводами в Ярославле, свинцово-белильным, краскотерочным и свинцово-прокатным заводами в деревне Волокуши Ярославской губернии, а также торговыми отделениями в Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Ярославле, Нижнем Новгороде и Вологде, фабрикой церковной утвари в Москве. Изделия ювелирного религиозного искусства производились на московской оловянишниковской фабрике, на которой в 1917 году работало 206 рабочих. По своей значимости эта фабрика в Москве уступала лишь ведущей фабрике ювелирной отрасли, принадлежащей фирме «И.П. Хлебникова Сыновья и Ко».
Оловянишниковы – это ярославский купеческий род, происходивший из монастырских крестьян села Савинское (вотчина Спасо-Преображенского монастыря). Семья была большой, но объединяло их одно любимое и благородное дело.
Осип сын Ермолаев (1656 – после 1717) в 1709 году купил на Рошковой улице в Ярославле двор умершего попа и переселился туда со всей семьей. В 1717 г. о нем уже имелись сведения, что «делает оловянишное и сидит в овощном ряду в лавке». У него были сыновья Иван, Григорий и Федор.
Григорий Осипович (1697-1773), средний сын Осипа Ермолаевича. После смерти отца занялся торговлей. Иван и Федор (1703-1778) Осиповичи, старший и младший сыновья, перешли от литья олова к работе с медью. Примерно с 1736 года они начали отливать колокола. Оловянишниковы были в свойстве с виднейшими предпринимателями Ярославля Затрапезновыми. Видимо, с их участием Д.М. Затрапезнов отлил в 1754 и 1755 годах впервые зафиксированные ярославские колокола.
Климент Григорьевич (1758-1786), сын Григория Осиповича, имел в 70-80-е годы XVIII века заведение по производству сурики и белил, сандаловую мастерскую и лавку с «немецким» товаром (чай, табак и др.). Оборотный капитал оценивался в 3000 рублей (внушительная для XVIII века цифра).
Григорий Федорович (1732-1811), сын Федора Осиповича, в 1766 году изготовил колокол для Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, вес которого составлял 163 пуда 8 фунтов (2673 кг), с надписью: «...лит во граде Ярославле на заводе Федора Григорьева Оловянишникова». Это одно из самых ранних упоминаний о прославившемся на всю Россию колокололитейном заводе.
Уже его сын, Порфирий Григорьевич (1755-1830), - купец I гильдии, увеличил отцовское наследство, добавив к нему медный, свинцово-белильный заводы и шелковую фабрику. Медный завод постоянно выпускал медную посуду, а под заказ - колокола. В какой-то мере Порфирий кооперировал все производство колоколов в Ярославле: поскольку его завод работал постоянно и имел запасы меди, то все колокололитейные мастера города (Мартыновы, Чарышниковы, Крепышевы) получали от него медь для производства колоколов и отдавали ему для реализации свою продукцию. Порфирий Григорьевич был женат на Стефаниде Ильиничне Сунгуровой. В 1818 году усердием Порфирия была построена и оборудована в Ярославле больница для бедных. В 1821 году на его средства был построен первый (деревянный) мост через реку Которосль.
У него был один сын и несколько дочерей. Иван Порфирьевич (1783-1859), сын Порфирия Григорьевича, купец I гильдии, мануфактур-советник, один из первых в России получил звание потомственного почетного гражданина. Он был городским головой в 1833-35 годах.
Иван Порфирьевич Оловянишников
Во второй четверти XIX века на заводе Оловянишниковых при Иване Порфирьевиче были отлиты колокола для Санкт-Петербургского Троицкого собора (1834, 1000 пудов), для придворных церквей в Петергофе и Царском Селе, для звонниц Ростовских Петровского и Авраамиева монастырей, для многочисленных церквей сел Ярославской губернии. В 1856 году мастером С.Д. Чарышниковым был отлит для звонницы Ростовского Успенского собора знаменитый «Голодарь». При Иване Порфирьевиче шелковая фабрика стала достопримечательностью Ярославля и все члены царской семьи (например, Николай I в 1834 году) и другие видные посетители города осматривали ее. Эта фабрика была посессионным предприятием, т.е. на ней работали крепостные.
Иван Порфирьевич в 1825-1832 гг. исполнял обязанности эконома при доме общественного призрения. Перестроил и обновил Власьевскую церковь. Был женат на Ольге Ивановне Коровайниковой, имел четырех сыновей.
Порфирий Иванович (1822-1881), сын Ивана Порфирьевича, переоборудовал колокольный завод, превратив его из мануфактуры в современное предприятие. Он с семьей уехал в Москву, открыл там магазин по продаже москательных товаров (сейчас мы скажем «бытовой химии») и колоколов. При нем оловянишниковские колокола «поехали» по всему миру: в Черногорию, Грецию, Австрию, Турцию и др. Особенно много – в Болгарию. В память освобождения ее от османского ига ярославские мастера изготовили летом 1877 года 11 колоколов, 5 из которых были даром переданы болгарскому народу. Они были доставлены в Болгарию самим заводчиком, при их вручении император Александр II лично благодарил Порфирия Ивановича.
На свои средства Порфирий Иванович построил каменный двухэтажный дом для причта Леонтьевской кладбищенской церкви (1860-61) и трехэтажную колокольню к Власьевской церкви (1866) и отлил для нее 1000-пудовый колокол с надписью «В память умерших отца и матери». Незадолго до своей смерти он вместе с другими прихожанами учредил при Власьевской церкви попечительство о бедных.
В знак уважения к отцу его сыновья Иван (1844-1898) и Сергей (1856-1890) Порфирьевичи назвали созданную ими в начале 80-х годов XIX века фирму «П.И. Оловянишникова сыновья». Сергей был глухонемым, поэтому производством и финансами занимался Иван. После смерти братьев вдова Ивана Евпраксия Георгиевна, дочь именитого ярославского купца Г.С. Горошкова, продолжила дело рода. Она построила новые здания лакокрасочного предприятия в деревне Волкуши под Ярославлем (сейчас это крупнейшее в России объединение «Свободный труд»), основала в Москве фабрику церковной утвари (1889), построила шестиэтажный доходный дом в Москве. При ней во Власьевском приходе была организована богадельня, содержавшаяся на ее средства. Она сумела сохранить, преумножить и передать детям семейное дело. В 1901 году фирма была преобразована в «Торгово-промышленное товарищество «П.И. Оловянишникова сыновья» с объявленным капиталом 1,5 миллиона рублей.
Духовская улица (ныне - Республиканская). Дом С.П. Оловянишникова
К 1916 года товариществу принадлежали два свинцово-белильных завода, свинцово-прокатный, краскотерочный и колокололитейный заводы. Продукция колокольных мастеров завода много раз участвовала во всероссийских и международных выставках и всегда удостаивалась самых высоких наград. Николай Иванович, сын Ивана и Евпраксии, инженер-технолог по образованию, выпустил два издания книги о русском колокололитейном деле, которая до сих считается энциклопедией этого производства. На оловянишниковской фабрике производилась различная церковная утварь из серебра, золота и бронзы, священнические облачения, мебель и церковная скульптура из дерева и мрамора, церковные главки, раки для мощей. Делали и изделия светского назначения (например, лампы и посуда).
Возникновение неповторимого «русского стиля» церковной утвари фирмы Оловянишниковых связано с именем талантливого художника Сергея Ивановича Вашкова (1879-1904, любимый ученик В.М. Васнецова), который более 15 лет возглавлял художественный отдел фабрики. Вашков считал, что назначение художественных изделий фабрики – воспитывать эстетическое и нравственное чувство человека. Идеи, заложенные в художественном изделии, должны быть понятны тем, кто приобретает вещь. Идеи Вашков находил в искусстве ранних христиан и в искусстве Древней Руси.
Семья Оловянишниковых. Сидят (слева направо): Иван Иванович, его жена Вера Николаевна (урожденная Масленникова), Георгий Иванович, Порфирий Иванович, Евпраксия Георгиевна, Николай Иванович, Татьяна Ивановна; стоят (слева направо): Владимир Иванович, Мария Ивановна (в замужестве Балтрушайтис), Екатерина Николаевна (урожденная Зыбина), ее муж Виктор Иванович. Фото начала ХХ в.
В честь празднования 300-летия Императорского Дома Романовых фирма Оловянишниковых выполняла заказ на отливку ансамбля колоколов и церковной утвари для строящегося в Санкт-Петербурге Собора во имя Феодоровской иконы Божией Матери на Миргородской улице у Николаевского (ныне Московского) вокзала. Свита Государя заказала фирме Оловянишниковых серебряную дарохранительницу в виде уменьшенной копии Успенского собора в Кремле как подарок Феодоровскому собору. Оловянишниковская фирма изготовила для собора литургические сосуды, скопировав сосуды XVII века из костромского Ипатьевского монастыря, и были отлиты колокола с именами членов царской семьи.
По проекту Вашкова был создан подлинный шедевр – ажурное бронзовое паникадило в виде шапки Мономаха диаметром три сажени. Действительным событием в жизни русского ювелирного искусства стало изготовление на московской фабрике фирмы Оловянишниковых по проекту Вашкова верноподданнической грамоты русского дворянства по случаю 300-летия Дома Романовых, ларец и блюдо для поднесения ее Государю.
В 1911 году Оловянишниковы выпустили альбом-сборник «Русское религиозное искусство», где представили изделия фабрики за 1901-1911 годы. Альбом содержал 188 листов тоновых фотографий с изображениями более чем 300 предметов церковной утвари, 41 образца парчи ручной работы и 38 предметов светского назначения. Сейчас эти фотографии из этого издания используются ныне для воссоздания интерьера и церковной утвари Феодоровского собора в Санкт-Петербурге.
В 1913 году московская фабрика Оловянишниковых получила высокое и почетное звание Поставщика Высочайшего Двора. Перед началом Первой мировой войны императорская фамилия успела разместить на фабрике крупный заказ – герб и раку для мощей Святого патриарха Гермогена для Успенского собора московского Кремля. Эта работа оказалась последней для замечательного русского художника и ювелира Вашкова. Он скончался в 1914 году.
В 1918 году пришедшие к власти большевики закрыли ярославское колокольное производство и московскую фабрику церковной утвари, национализировали свинцово-белильный завод в Ярославле (ныне это фабрика «Красный перекоп»). Большинство лучших произведений фирмы Оловянишниковых погибло.