1838 – 1923 гг.
Опекушин Александр Михайлович - выдающийся русский скульптор.
28 ноября 1838 года в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии в крепостной крестьянской семье родился Александр Михайлович Опекушин. Азы грамоты будущий скульптор постигал у сына священника села Рыбницы, здесь же окончил сельскую школу. Когда в семье Михаила Опекушина его маленький сын Саша увлекся лепкой, никто это не посчитал пустым баловством. Отец видел, что сын его – мальчик талантливый. Да и другие мастера советовали отвезти Сашу в город, отдать в учение.
И вот Саша с отцом отправились в дальний путь. Шли пешком, ехали на телеге. Наконец прибыли в Петербург. Отец определил сына в артель лепщиков, штукатуров. Для двенадцатилетнего мальчика началась пора тяжелого труда: он бегал в лавку, таскал воду, подносил глину. Делал он все быстро и ловко. Опытные мастера заметили способности парнишки. Они постарались определить его в рисовальную школу Общества поощрения художеств. Вместо положенных трех лет он блестяще оканчивает школу в два года.
Дома в деревне был неурожай. Семья голодала. Пришлось мальчику бросить ученье и снова зарабатывать себе на хлеб. И он нанялся в знаменитую художественную мастерскую академика Иенсена. В его мастерской-фабрике изготавливались украшения для дворцов и парков. Здесь Саша и приобрел новые знания и навыки в лепке. Он много трудился. Исполнял тяжелую черновую работу и лепил сам по рисункам Иенсена. Еще он успевал побродить по улицам и паркам Петербурга, полюбоваться статуями, памятниками, дворцами, фонтанами.
Позже Иенсен помог Александру Опекушину получить от помещицы Ольхиной вольную. Также Иенсен добился разрешения для Опекушина на посещение занятий в Академии художеств. Талант и упорный труд помогли бывшему крепостному получить звание художника. И он смог посвятить себя любимому искусству.
В 1862 году заметивший его талант художник и скульптор М.О. Микешин приглашает никому неизвестного молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Опекушину доверили ваять фигуру Петра I. Эта скульптура оказалась лучшей среди фигур данного памятника, хотя над ними работали академики того времени. Позже художник Микешин приглашает Опекушина для работы над памятником Екатерине II в Петербурге. Над располагавшимися вокруг пьедестала девятью скульптурами ее сподвижников – Румянцева, Потемкина, Суворова, Державина, Дашковой, Безбородко, Бецкого, Орлова и Чичагова – трудится Опекушин. Сейчас этот памятник можно увидеть в Санкт-Петербурге в сквере перед Александринским театром.
В 1871 году в России произошло важное событие. Получено разрешение поставить памятник великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину. Для того чтобы стать автором памятника, надо было победить в конкурсе. Опекушин решил принять участие. Он открывает книги, всматривается в портреты поэта, перечитывает воспоминания друзей Пушкина, пытается представить себе, каким был поэт. А потом берет листы бумаги, рисует. Восемь месяцев упорно трудился скульптор над проектом памятника.
И вот день конкурса настал. Скульпторы показали комиссии свои работы. Их было 15. Ни одну модель не признали достойной. Но две работы всем запомнились. Обе модели были подписаны незнакомой фамилией – Опекушин. Через год на новый конкурс было представлено 19 моделей. Из них четыре признаны удачными. Автором всех четырех моделей опять оказался Александр Опекушин. Но победителем он снова не стал. И комиссия предложила двум скульпторам участвовать в следующем – третьем, решающем конкурсе. Еще год он трудился. Искал, размышлял, думал, как лучше показать Пушкина. Шесть новых моделей представил на конкурс Опекушин. Одну из них признали лучшей.
6 (18) июня 1880 года состоялось открытие памятника Пушкину.
С тех пор памятник Пушкину работы Опекушина считается одним из самых лучших в русской скульптуре.
Поэт стоит, слегка наклонив голову. Правая рука заложена за жилет, а левая держит за спиной шляпу. И, кажется, что шел он по бульвару, а потом остановился и глубоко задумался. На плечи поверх сюртука накинут широкий плащ. Лежит он свободно, собран крупными складками. Словно не бронза литая, а мягкая ткань! Особенно выразительно лицо поэта. Будто думает он о жизни, о своем народе. Пушкин как живой перед нами. На фасаде постамента, на передней его части, - гусиное перо. Венок из лавра – благодарность поэту за труд. И рядом высечено только одно слово: ПУШКИНУ. А на боковых сторонах – строки из знаменитого стихотворения «Памятник»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал...
Прошло сто с лишним лет, но каждый год в день рождения поэта дети и взрослые несут к подножию памятника цветы, выражая Пушкину свою любовь и признание. Мы также благодарны создателю замечательного памятника великому русскому скульптору, нашему земляку Александру Михайловичу Опекушину.
Из работ Опекушина наиболее известны: Памятник Пушкину в Москве (1880), Лермонтову - в Пятигорске (1889).
Творчество его высоко ценилось в Царственном доме. Крепостной, сын крепостного, Александр Михайлович своим трудом смог выбиться в люди и стать всемирно известным скульптором. Во многих городах Российской империи он устанавливал памятники правящим императорам. Им было выполнено великое множество мраморных и бронзовых бюстов: Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других.
Александру Михайловичу и его помощникам принадлежит скульптурная отделка многих московских особняков, зданий государственных учреждений и магазинов. Он также был автором многих изумительных ювелирных изделий: украшений для светильников, ваз, ларцов, декоративных скульптурных композиций из серебра, статуэток, серебряных блюд с чеканными изображениями... По церковным заказам он выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов.
Будучи уже знаменитым академиком, Александр Михайлович выделил капитал на создание при Рыбницком начальном училище ремесленного отделения по скульптурно-лепному делу, которое было открыто в 1914 году.
Дальнейшая судьба скульптора была непростой. После революции скульптор потерял все: дом, сбережения, мастерскую. В 1919 году ему было позволено вернуться на родину в Ярославскую область, где он и умер в нищете 4 марта 1923 года, почти в полном забвении. Похоронен на кладбище села Рыбницы Ярославской области.
В 1988 году был открыт Дом-музей скульптора-академика А.М. Опекушина в селе Рыбницы Некрасовского района Ярославской области - на малой родине скульптора. Он находится в 30 километрах от Ярославля и является единственным в России, экспозиция которого посвящена жизни и творчеству великого русского скульптора, который своим упорством, талантом и трудолюбием добился звания академика, хоть и родился крепостным в крестьянской семье.