Папорков Михаил Алексеевич

Папорков Михаил Алексеевич

1906 г.р.

Педагог, натуралист, краевед.

В школьном музее Николо-Кормской средней школы центральное место занимает экспозиция, посвященная Михаилу Алексеевичу Папоркову. Со стенда на нас смотрят умные, добрые, все понимающие глаза уже немолодого человека. В витринах – тетради с фенологическими записями, с именами фронтовиков и книги, написанные Михаилом Алексеевичем. Рядом в стеклянном шкафу – чучела птиц, сделанные руками самого учителя и его учеников.

У всех, кто приходит в музей, возникают вопросы: «Что сделал этот человек для школы? Каким он был?» Михаил Алексеевич Папорков родился 23 февраля 1906 года в деревне Григорково Николо-Кормской волости Рыбинского уезда. В 1919 году окончил Николо-Кормскую начальную школу. Со школьных лет Михаил полюбил природу родного края, стремился больше узнать о том, что его окружало. Для Михаила Папоркова учителем и образцом для подражания стал Иван Васильевич Костоловский из Николо-Кормы. Костоловский занимался фенологическими наблюдениями, собирал образцы устного народного творчества, факты, связанные с историей родного края. Главным делом его жизни было бескорыстное служение науке.

Михаил начал заниматься самообразованием, особенно интересовался естественными науками, с 1920 года начал вести фенологические наблюдения и фиксировать их. В 1921 году он из таких же любознательных подростков организует краеведческое общество и музей краеведения.

В мае 1924 года в Николо-Корме образуется комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами стали Михаил и его брат Петр. Осенью 24-го года по путевке комсомола Михаил Папорков поехал учиться в Москву на рабфак. После рабфака он закончил агрономическое отделение сельхозакадемии имени Тимирязева. Первым местом работы стал Дальний Восток. В 1933-36 годы Михаил Алексеевич работает участковым агрономом в Мышкинском районе. Ему много приходилось ездить по колхозам. Преподавательскую работу он начал в Мышкинском сельхозтехникуме, а с сентября 1939 года продолжил в Николо-Кормской школе. Из автобиографии: «С сентября 1939 г. - июнь 1971 г. работаю в Николо-Кормской средней школе, до августа 1958 г. учителем и директором школы, с августа 1958 г. - только учителем биологии».

Перерыв в работе был со 2-го июня 1942 по 16 сентября 1945 года, когда лейтенант Папорков защищал Родину и освобождал ее от фашистов.

Биография Михаила Алексеевича может уместиться на одной странице, но чтобы описать занятия, увлечения, деятельность Михаила Алексеевича потребуется книга. Агроном, преподаватель сельхозтехникума, учитель, директор Николо-Кормской школы – этапы его трудовой деятельности. Основное призвание Михаил Алексеевич нашел в учительском труде.

Михаил Алексеевич Папорков возглавлял школу в общей сложности 15 лет. Первые приказы как директор школы Михаил Алексеевич подписал в начале 1940 года. В это время учеников в школе было около 300, были параллельные классы. Николо-Кормская школа была в округе единственной семилеткой, поэтому учились ребята не только Николо-Кормского и Насоновского сельсоветов, но и с левого берега Волги из деревни Синицыно и др. и из деревни Елино Большесельского района. Школа занимала 5 зданий. Отопление – печное, освещение – керосиновые лампы. Был большой штат не только педагогов, но и технических служащих. В таких условиях на директоре школы лежала большая ответственность.

Папорков Михаил Алексеевич

Центральное здание Николо-Кормской семилетней школы. 40-е годы XX века

Начало деятельности М.А. Папоркова как директора пришлось на предвоенные и первые военные годы. Война наложила свой отпечаток и на взрослых и на детей. Многие мужчины ушли на фронт. Школьникам вместе с учителями приходилось работать в колхозе. В таких условиях приходилось принимать очень трудные решения. Директору пришлось издать приказ об освобождении учителями школьных квартир, так как в первую очередь необходимо было обеспечить жильем детей-ленинградцев.

Сам Михаил Алексеевич так пишет об этом времени: «Николо-Кормская НСШ в 1941-1942 уч. г. работает в особо трудных условиях: стесненность в помещениях, работа в 2 смены, полуторамесячный перерыв в занятиях, недостаток квартир для отдаленно живущих учеников и т.д. и т.д. ... При таком положении школа может нормально работать только при добросовестном и самоотверженном отношении к работе всего педагогического коллектива школы...». Были приказы об увольнении за халатное отношение к работе (например, невыход на посадку картофеля), отчисление учеников из школы за плохую дисциплину и неответственное отношение к учебе, но были и поощрения и награждения работников за добросовестный труд (например, премирование мануфактурой, отрезом ткани на платье).

В 1942 году М.А. Папорков ушел на фронт. В 1945 он был демобилизован из 65-й армии, которой командовал П.И. Батов, в числе первых 40 учителей, чтобы в сентябре быть в школе.

Сразу же после войны начали ремонт школьного здания, его делали своими силами, ученики помогали во всем и делали очень много, начали разработку пришкольного участка. Возглавил эту работу Михаил Алексеевич.

Воспоминания ветерана педагогического труда Глафиры Николаевны Колпаковой, работавшей в школе с 1953 по 2004 год, раскрыли нам особенности Михаила Алексеевича как директора:

«Меня всегда поражало его умение везде успевать. Он с утра до вечера был в школе, всегда вместе с ребятами (то ли это кружок фотографии или прививка плодовых деревьев), готовился к лекции, читал, любил делать записи в блокнот. Где он брал время, как мог распределить те 24 часа, что составляют сутки? Подлинные клады мастерства Михаила Алексеевича как директора составляли знания, умения и трудолюбие. Он прекрасно понимал требования времени и простую истину, чем лучше он будет трудиться, тем лучше успехи и авторитет школы».

Обучение биологии он проводил не только на уроках и не только по учебникам, поэтому ученики Папоркова могли многое: различить домового и полевого воробья, объяснить, почему осень окрашивает листья в багряные и фиолетовые цвета. Они знали, какие птицы просыпаются раньше всех,а какие первыми выводят птенцов. Знали, когда самая благодатная пора для сева, для косьбы. Учебно-воспитательному процессу были подчинены все формы внеклассной деятельности: работа на пришкольном участке, в теплице, занятия в кружке юннатов, экскурсии в природу, труд на полях колхоза.

В любое время года, вооружившись блокнотами и карандашами, фотоаппаратами и биноклями, ребята с учителем отправлялись в увлекательные походы по родному краю. Вот названия некоторых походов: «Навстречу осени», «По снежной тропе», «День следопыта», «Лучший день весны». Даже самая обычная экскурсия в лес не превращалась просто в прогулку. Залезая на ель, школьники изучали гнездо белки, потом исследовали следы лося, заглядывали в гнезда рябчиков, зимой разбирались в «лесной грамоте» на снегу. Перед каждой экскурсией или походом перед участниками ставилась определенная цель: что узнать, изучить, какой материал собрать.

Зимой проводились лыжные однодневные походы, связанные с изучением природы и фенологическими наблюдениями. Летом же были однодневные пешие или велосипедные походы по изучению и природы, и родного края. Ежегодно в течение почти 30 лет проводились 1-2 многодневных похода. К этим походам тщательно готовились. Желающих было много – брали тех, кто лучше подготовился. В таких походах передвигались не только пешком, но и на пароходе, поезде, машине. Любимым был маршрут в Дарвинский заповедник. В этих походах не только изучали природу, а знакомились с родным краем: городами, деревнями и колхозами, с производствами - добычей смолы, переработкой рыбы на рыбзаводе, работой пилорамы.

Многим запомнился поход 1952 года на биологическую станцию «Борок». Со школьниками встретился легендарный И.Д. Папанин.

Папорков Михаил Алексеевич

Участники похода слушают рассказ Ивана Дмитриевича Папанина о будущем поселка Борок

Гордостью школы и Михаила Алексеевича был пришкольный участок. Он занимал большую территорию и был разделен на делянки. Каждую делянку отделяли кусты смородины, крыжовника, яблони. В 50-е – 60-е годы в школе работал кружок юннатов, в котором были секции: садоводов, цветоводов, полеводов, овощеводов и зоологов. В некоторые годы в кружке было до 180 человек. Руководителем кружка юннатов был Михаил Алексеевич Папорков, ему помогала старшая пионервожатая и она же начинающий учитель биологии Попова (Ивушкина) Мария Ивановна.

Юннаты зимой изучали теорию на кружке, затем на участке применяли свои знания. Кропотливо, под руководством Михаила Алексеевича и Марии Ивановны, проводились опыты с овощами, зерновыми, ягодными и декоративными культурами. Так юннаты прививали помидоры на картофель и получали сверху урожай томатов, а снизу – картофеля. Прививая на декоративный подсолнечник астры, получали букеты на одном стебле.

Каждый год проводились экскурсии родителей по участку и цветникам. Родителей угощали помидорами, яблоками, ягодами, дынями и арбузами, выращенными ребятами. Благодаря работе юннатов, на приусадебных участках колхозников появились помидоры, сортовые смородина и крыжовник, яблони. Юннаты Николо-Кормской школы в 50-60-е годы были известны своими опытами не только в районе, но и в области. Даже в Москве. В 1954 - 56 годы школа показывала достижения юннатов на ВДНХ (ВСХВ). Делегации до 40 человек ездили в Москву.

Папорков Михаил Алексеевич

Москва, ВСХВ, 1956

Михаил Алексеевич продолжал работу на пришкольном участке, даже находясь на заслуженном отдыхе. Для него это было в радость. Вот до чего человек любил свое дело.

Михаил Алексеевич хотел, чтобы люди понимали природу, знали ее изнутри. Плодом работы, уложившейся в десятилетия, стала книга сельского педагога «Школьные походы в природу», выпущенная издательством «Учпедгиз» в Москве в 1960 году. В свое время эта книга была очень популярна среди юных биологов области и учителей, но постепенно забылась. Только уже поседевшие ученики Михаила Алексеевича не забывают, какой необыкновенный это был человек, какие конкретные знания он давал, например, о редких съедобных грибах и кореньях - как их разыскать и отличить.

Живой материал для этого пособия почерпнут во время экскурсий и походов по родным местам. Здесь отображены природные особенности правого берега Волги по направлению к Рыбинску и Угличу. Этой книгой сейчас можно пользоваться как справочником. Многие ли теперь знают, когда, например, их предки начинали жать рожь? Так вот, по данным Папоркова, самое раннее начало жатвы в наших краях было в 1921 году. Тогда с серпами вышли в поле 11 июля. А самое позднее за те же 40 лет - в 1923 году, когда рожь жать начали 10 августа. А самый ранний ледоход на Волге в наших краях был зафиксирован Папорковым 28 марта 1937 года. Самый поздний - 30 апреля 1929 года. Задокументировано здесь дотошно и появление первого комара весной, первая летняя роса, первая песня иволги и многое-многое другое - всего по 154 пунктам.

В описаниях экскурсий автор рассказывает о растениях, на которые стоит обратить внимание; рассказывает о птицах, животных, которых можно встретить в лесу или в поле. Эти материалы сейчас можно использовать при подготовке экскурсий и походов в природу в рамках образовательного туризма. Книга сельского учителя, вышедшая полвека назад, не только не устарела, но, наоборот, может стать своеобразным справочником для педагогов, работающих в современных условиях.

Полезной может быть сейчас и вторая большая книга Михаила Алексеевича Папоркова – «Учебно-опытная работа на пришкольном участке», которая вышла в 1959 году, а потом несколько раз переиздавалась. Многие опыты с овощными растениями могут быть сейчас выполнены как проекты.

Книги М.А. Папоркова и пособия, разработанные им, начали издаваться с 1951 года в Ярославле и центральных издательствах. В этой статье мы рассказали о самых значительных его творениях. Последняя публикация М.А. Папоркова появилась в хрестоматии для внеклассного чтения «Стихи и рассказы о животных» в 2001 году, через пять лет после его смерти.

В 60-е годы вместе с учениками Михаил Алексеевич начал собирать сведения о земляках-участниках войны. Благодаря этой работе, в Никольском в 1968 году был установлен обелиск погибшим землякам, а в 1975 - мемориальная доска с именами погибших. В 1972 году дважды Герой Советско­го Союза, председатель Советского Ко­митета ветеранов войны, генерал армии Павел Иванович Батов вручил Михаилу Алексеевичу «Почетный знак Советского Комитета ветеранов войны» за участие в военно-патриотичес­ком воспитании молодежи.

Михаил Алексеевич Папорков оставил добрый след на родной земле. Он болел душою за родной край и стремился сделать его лучше, красивее. Испытав огромное воздействие личности учителя, многие его ученики стали духовно богаче.

Деятельность Михаила Алексеевича Папоркова помогла Николо-Кормской школе стать одной из передовых в 1950-е годы XX века. Благодаря юннатским опытам, школа несколько раз показывала свои достижения на Всесоюзной выставке в Москве. Благодаря книгам Михаила Алексеевича, об опыте работы Николо-Кормской школы узнала вся страна. Книги «Школьные походы в природу» и «Учебно-опытная работа на пришкольном участке», написанные почти 70 лет назад, не устарели. Мысли, идеи, заложенные в них, опыт сельского учителя могут помочь современному педагогу.

Подвижничество, самоотдача Михаила Алексеевича – это пример того, как надо выполнять свою работу, чтобы принести пользу людям.

Демидова Елена, Капотов Даниил, Куркина Александра, Митрошкина Татьяна Федоровна, Удальцова Наталья Валентиновна.
Николо-Кормская СОШ

Ярославль © 2019