1906 г.р.
Педагог, натуралист, краевед.
В школьном музее Николо-Кормской средней школы центральное место занимает экспозиция, посвященная Михаилу Алексеевичу Папоркову. Со стенда на нас смотрят умные, добрые, все понимающие глаза уже немолодого человека. В витринах – тетради с фенологическими записями, с именами фронтовиков и книги, написанные Михаилом Алексеевичем. Рядом в стеклянном шкафу – чучела птиц, сделанные руками самого учителя и его учеников.
У всех, кто приходит в музей, возникают вопросы: «Что сделал этот человек для школы? Каким он был?» Михаил Алексеевич Папорков родился 23 февраля 1906 года в деревне Григорково Николо-Кормской волости Рыбинского уезда. В 1919 году окончил Николо-Кормскую начальную школу. Со школьных лет Михаил полюбил природу родного края, стремился больше узнать о том, что его окружало. Для Михаила Папоркова учителем и образцом для подражания стал Иван Васильевич Костоловский из Николо-Кормы. Костоловский занимался фенологическими наблюдениями, собирал образцы устного народного творчества, факты, связанные с историей родного края. Главным делом его жизни было бескорыстное служение науке.
Михаил начал заниматься самообразованием, особенно интересовался естественными науками, с 1920 года начал вести фенологические наблюдения и фиксировать их. В 1921 году он из таких же любознательных подростков организует краеведческое общество и музей краеведения.
В мае 1924 года в Николо-Корме образуется комсомольская ячейка. Первыми комсомольцами стали Михаил и его брат Петр. Осенью 24-го года по путевке комсомола Михаил Папорков поехал учиться в Москву на рабфак. После рабфака он закончил агрономическое отделение сельхозакадемии имени Тимирязева. Первым местом работы стал Дальний Восток. В 1933-36 годы Михаил Алексеевич работает участковым агрономом в Мышкинском районе. Ему много приходилось ездить по колхозам. Преподавательскую работу он начал в Мышкинском сельхозтехникуме, а с сентября 1939 года продолжил в Николо-Кормской школе. Из автобиографии: «С сентября 1939 г. - июнь 1971 г. работаю в Николо-Кормской средней школе, до августа 1958 г. учителем и директором школы, с августа 1958 г. - только учителем биологии».
Перерыв в работе был со 2-го июня 1942 по 16 сентября 1945 года, когда лейтенант Папорков защищал Родину и освобождал ее от фашистов.
Биография Михаила Алексеевича может уместиться на одной странице, но чтобы описать занятия, увлечения, деятельность Михаила Алексеевича потребуется книга. Агроном, преподаватель сельхозтехникума, учитель, директор Николо-Кормской школы – этапы его трудовой деятельности. Основное призвание Михаил Алексеевич нашел в учительском труде.
Михаил Алексеевич Папорков возглавлял школу в общей сложности 15 лет. Первые приказы как директор школы Михаил Алексеевич подписал в начале 1940 года. В это время учеников в школе было около 300, были параллельные классы. Николо-Кормская школа была в округе единственной семилеткой, поэтому учились ребята не только Николо-Кормского и Насоновского сельсоветов, но и с левого берега Волги из деревни Синицыно и др. и из деревни Елино Большесельского района. Школа занимала 5 зданий. Отопление – печное, освещение – керосиновые лампы. Был большой штат не только педагогов, но и технических служащих. В таких условиях на директоре школы лежала большая ответственность.
Центральное здание Николо-Кормской семилетней школы. 40-е годы XX века
Начало деятельности М.А. Папоркова как директора пришлось на предвоенные и первые военные годы. Война наложила свой отпечаток и на взрослых и на детей. Многие мужчины ушли на фронт. Школьникам вместе с учителями приходилось работать в колхозе. В таких условиях приходилось принимать очень трудные решения. Директору пришлось издать приказ об освобождении учителями школьных квартир, так как в первую очередь необходимо было обеспечить жильем детей-ленинградцев.
Сам Михаил Алексеевич так пишет об этом времени: «Николо-Кормская НСШ в 1941-1942 уч. г. работает в особо трудных условиях: стесненность в помещениях, работа в 2 смены, полуторамесячный перерыв в занятиях, недостаток квартир для отдаленно живущих учеников и т.д. и т.д. ... При таком положении школа может нормально работать только при добросовестном и самоотверженном отношении к работе всего педагогического коллектива школы...». Были приказы об увольнении за халатное отношение к работе (например, невыход на посадку картофеля), отчисление учеников из школы за плохую дисциплину и неответственное отношение к учебе, но были и поощрения и награждения работников за добросовестный труд (например, премирование мануфактурой, отрезом ткани на платье).
В 1942 году М.А. Папорков ушел на фронт. В 1945 он был демобилизован из 65-й армии, которой командовал П.И. Батов, в числе первых 40 учителей, чтобы в сентябре быть в школе.
Сразу же после войны начали ремонт школьного здания, его делали своими силами, ученики помогали во всем и делали очень много, начали разработку пришкольного участка. Возглавил эту работу Михаил Алексеевич.
Воспоминания ветерана педагогического труда Глафиры Николаевны Колпаковой, работавшей в школе с 1953 по 2004 год, раскрыли нам особенности Михаила Алексеевича как директора:
«Меня всегда поражало его умение везде успевать. Он с утра до вечера был в школе, всегда вместе с ребятами (то ли это кружок фотографии или прививка плодовых деревьев), готовился к лекции, читал, любил делать записи в блокнот. Где он брал время, как мог распределить те 24 часа, что составляют сутки? Подлинные клады мастерства Михаила Алексеевича как директора составляли знания, умения и трудолюбие. Он прекрасно понимал требования времени и простую истину, чем лучше он будет трудиться, тем лучше успехи и авторитет школы».
Обучение биологии он проводил не только на уроках и не только по учебникам, поэтому ученики Папоркова могли многое: различить домового и полевого воробья, объяснить, почему осень окрашивает листья в багряные и фиолетовые цвета. Они знали, какие птицы просыпаются раньше всех,а какие первыми выводят птенцов. Знали, когда самая благодатная пора для сева, для косьбы. Учебно-воспитательному процессу были подчинены все формы внеклассной деятельности: работа на пришкольном участке, в теплице, занятия в кружке юннатов, экскурсии в природу, труд на полях колхоза.
В любое время года, вооружившись блокнотами и карандашами, фотоаппаратами и биноклями, ребята с учителем отправлялись в увлекательные походы по родному краю. Вот названия некоторых походов: «Навстречу осени», «По снежной тропе», «День следопыта», «Лучший день весны». Даже самая обычная экскурсия в лес не превращалась просто в прогулку. Залезая на ель, школьники изучали гнездо белки, потом исследовали следы лося, заглядывали в гнезда рябчиков, зимой разбирались в «лесной грамоте» на снегу. Перед каждой экскурсией или походом перед участниками ставилась определенная цель: что узнать, изучить, какой материал собрать.
Зимой проводились лыжные однодневные походы, связанные с изучением природы и фенологическими наблюдениями. Летом же были однодневные пешие или велосипедные походы по изучению и природы, и родного края. Ежегодно в течение почти 30 лет проводились 1-2 многодневных похода. К этим походам тщательно готовились. Желающих было много – брали тех, кто лучше подготовился. В таких походах передвигались не только пешком, но и на пароходе, поезде, машине. Любимым был маршрут в Дарвинский заповедник. В этих походах не только изучали природу, а знакомились с родным краем: городами, деревнями и колхозами, с производствами - добычей смолы, переработкой рыбы на рыбзаводе, работой пилорамы.
Многим запомнился поход 1952 года на биологическую станцию «Борок». Со школьниками встретился легендарный И.Д. Папанин.
Участники похода слушают рассказ Ивана Дмитриевича Папанина о будущем поселка Борок
Гордостью школы и Михаила Алексеевича был пришкольный участок. Он занимал большую территорию и был разделен на делянки. Каждую делянку отделяли кусты смородины, крыжовника, яблони. В 50-е – 60-е годы в школе работал кружок юннатов, в котором были секции: садоводов, цветоводов, полеводов, овощеводов и зоологов. В некоторые годы в кружке было до 180 человек. Руководителем кружка юннатов был Михаил Алексеевич Папорков, ему помогала старшая пионервожатая и она же начинающий учитель биологии Попова (Ивушкина) Мария Ивановна.
Юннаты зимой изучали теорию на кружке, затем на участке применяли свои знания. Кропотливо, под руководством Михаила Алексеевича и Марии Ивановны, проводились опыты с овощами, зерновыми, ягодными и декоративными культурами. Так юннаты прививали помидоры на картофель и получали сверху урожай томатов, а снизу – картофеля. Прививая на декоративный подсолнечник астры, получали букеты на одном стебле.
Каждый год проводились экскурсии родителей по участку и цветникам. Родителей угощали помидорами, яблоками, ягодами, дынями и арбузами, выращенными ребятами. Благодаря работе юннатов, на приусадебных участках колхозников появились помидоры, сортовые смородина и крыжовник, яблони. Юннаты Николо-Кормской школы в 50-60-е годы были известны своими опытами не только в районе, но и в области. Даже в Москве. В 1954 - 56 годы школа показывала достижения юннатов на ВДНХ (ВСХВ). Делегации до 40 человек ездили в Москву.
Москва, ВСХВ, 1956
Михаил Алексеевич продолжал работу на пришкольном участке, даже находясь на заслуженном отдыхе. Для него это было в радость. Вот до чего человек любил свое дело.
Михаил Алексеевич хотел, чтобы люди понимали природу, знали ее изнутри. Плодом работы, уложившейся в десятилетия, стала книга сельского педагога «Школьные походы в природу», выпущенная издательством «Учпедгиз» в Москве в 1960 году. В свое время эта книга была очень популярна среди юных биологов области и учителей, но постепенно забылась. Только уже поседевшие ученики Михаила Алексеевича не забывают, какой необыкновенный это был человек, какие конкретные знания он давал, например, о редких съедобных грибах и кореньях - как их разыскать и отличить.
Живой материал для этого пособия почерпнут во время экскурсий и походов по родным местам. Здесь отображены природные особенности правого берега Волги по направлению к Рыбинску и Угличу. Этой книгой сейчас можно пользоваться как справочником. Многие ли теперь знают, когда, например, их предки начинали жать рожь? Так вот, по данным Папоркова, самое раннее начало жатвы в наших краях было в 1921 году. Тогда с серпами вышли в поле 11 июля. А самое позднее за те же 40 лет - в 1923 году, когда рожь жать начали 10 августа. А самый ранний ледоход на Волге в наших краях был зафиксирован Папорковым 28 марта 1937 года. Самый поздний - 30 апреля 1929 года. Задокументировано здесь дотошно и появление первого комара весной, первая летняя роса, первая песня иволги и многое-многое другое - всего по 154 пунктам.
В описаниях экскурсий автор рассказывает о растениях, на которые стоит обратить внимание; рассказывает о птицах, животных, которых можно встретить в лесу или в поле. Эти материалы сейчас можно использовать при подготовке экскурсий и походов в природу в рамках образовательного туризма. Книга сельского учителя, вышедшая полвека назад, не только не устарела, но, наоборот, может стать своеобразным справочником для педагогов, работающих в современных условиях.
Полезной может быть сейчас и вторая большая книга Михаила Алексеевича Папоркова – «Учебно-опытная работа на пришкольном участке», которая вышла в 1959 году, а потом несколько раз переиздавалась. Многие опыты с овощными растениями могут быть сейчас выполнены как проекты.
Книги М.А. Папоркова и пособия, разработанные им, начали издаваться с 1951 года в Ярославле и центральных издательствах. В этой статье мы рассказали о самых значительных его творениях. Последняя публикация М.А. Папоркова появилась в хрестоматии для внеклассного чтения «Стихи и рассказы о животных» в 2001 году, через пять лет после его смерти.
В 60-е годы вместе с учениками Михаил Алексеевич начал собирать сведения о земляках-участниках войны. Благодаря этой работе, в Никольском в 1968 году был установлен обелиск погибшим землякам, а в 1975 - мемориальная доска с именами погибших. В 1972 году дважды Герой Советского Союза, председатель Советского Комитета ветеранов войны, генерал армии Павел Иванович Батов вручил Михаилу Алексеевичу «Почетный знак Советского Комитета ветеранов войны» за участие в военно-патриотическом воспитании молодежи.
Михаил Алексеевич Папорков оставил добрый след на родной земле. Он болел душою за родной край и стремился сделать его лучше, красивее. Испытав огромное воздействие личности учителя, многие его ученики стали духовно богаче.
Деятельность Михаила Алексеевича Папоркова помогла Николо-Кормской школе стать одной из передовых в 1950-е годы XX века. Благодаря юннатским опытам, школа несколько раз показывала свои достижения на Всесоюзной выставке в Москве. Благодаря книгам Михаила Алексеевича, об опыте работы Николо-Кормской школы узнала вся страна. Книги «Школьные походы в природу» и «Учебно-опытная работа на пришкольном участке», написанные почти 70 лет назад, не устарели. Мысли, идеи, заложенные в них, опыт сельского учителя могут помочь современному педагогу.
Подвижничество, самоотдача Михаила Алексеевича – это пример того, как надо выполнять свою работу, чтобы принести пользу людям.
Демидова Елена, Капотов Даниил, Куркина Александра, Митрошкина Татьяна Федоровна, Удальцова Наталья Валентиновна.
Николо-Кормская СОШ