1908 - 1979 гг.
Творчество Марии Сергеевны Петровых относят к поэзии «серебряного века». Произведения этой поэтессы не вошли в школьную программу и поэтому не все знакомы с ее стихами. Вместе с тем, открытие стихотворного чуда М. Петровых запоздало. Ее творчество было настолько особенным, даже можно сказать несвоевременным, что принятие его произошло уже после смерти поэтессы.
У каждого свой тернистый путь в литературе. Мария Петровых пришла к признанию через переводы. Поэтесса была близка с известными писателями того времени А. Ахматовой, Б. Пастернаком, О. Мандельштамом и др. Они высоко оценивали ее стихи, советовали публиковать их. Но первая попытка окончилась неудачей. Все рецензенты дали отрицательные отзывы. В суровые предвоенные и военные годы требовались патриотические стихи, они больше отвечали потребностям общества и власти. Тема одиночества и душевных переживаний, как было ей сказано, могла быть интересна лишь одиноким интеллигентным женщинам и ценителям стихотворной формы. После этого Мария Сергеевна не ставила цели публикации, писала для себя.
Основной ее работой были переводы. Она познакомила читателя с поэзией польских, андалузских, армянских, еврейских и других авторов, сама оставаясь в тени. Относясь очень бережно и осторожно к редактуре стихов (она должна была это делать при переводе), Мария Сергеевна не хотела вторжения в свое творчество. Слишком много было вложено туда своей боли, любое вмешательство было бы кощунственно.
Не все так просто было и в личной жизни поэтессы. Ее муж был репрессирован и 5 лет должен был отбывать заключение в лагерях, где и погиб. Она осталась одна с четырехмесячной дочерью. Возможно, поэтому ее стихи почти не касаются политики, и те остались в рабочих тетрадях. В условиях политических репрессий, ей, как жене и родственнице репрессированных, нельзя было позволить себе неосторожного слова. Душевные переживания и попытка их осмыслить тоже оказались политически окрашенными. Она ограничивалась переводами чужих стихов. Книга переводов с армянского и рядом ее стихов «Дальнее дерево» вышла в 1968 г. в Армении. Это единственный сборник ее стихов, опубликованных при ее жизни. Петровых получила звание «Заслуженный деятель культуры Армянской ССР (1970) и премию Союза (январь писателей Армении 1979). Основное поэтическое наследие было опубликовано только после ее смерти. Поэтому ничто не мешает обратиться к нему сейчас, открыв для себя творчество Марии Петровых.
Поэтесса родилась 13 (26) марта 1908 года в Норском посаде, который сейчас является частью Ярославля. Поэтому особый интерес представляет ярославский период ее жизни и творчества. Память о ней сохраняет и ведет исследовательскую деятельность ярославская библиотека-музей ее имени (Людмила Анкиндиновна Кухарчик).
В наше время часто интересуются, как стать успешным человеком, бизнесменом? Не менее интересен вопрос, как стать известным поэтом? Где был первый толчок? В семье? В любви? В дружбе с известными мастерами поэзии?
В семье Марии Сергеевны было семеро детей (в ряде статей указывается пятеро). Она была младшей. Отец Сергей Алексеевич более 25 лет (1892-1922) работал директором «Товарищества Норской мануфактуры». По образованию он был инженером-технологом. Мать занималась воспитанием детей. В доме были няня, гувернантка.
Сергей Алексеевич и Фаина Александровна Петровых с детьми: Стоят - Николай, Елена, Владимир. Сидят - Мария и Екатерина. 1915 г.
Первое четверостишие Мария написала в шесть лет, в восемь начала выпускать семейный журнал «Весенняя звездочка». Стихотворение сохранилось.
Солнце спряталось туда,
Нарождается луна,
Это в нашем вкусе,
С принцем обнимуся.
Местная речка Нора тоже нашла место в детских стихах. Как в «Плаче Ярославны», река приобретает человеческие черты и является собеседницей, которой можно доверить сокровенное.
Иду в низину скатами,
Тоска томит, тоска томит.
Нору я слышу с берега -
Журчанье как истерика,
О камни бьется струйками.
Родная, не горюй-ка, мы
С тобою сестры в горести -
Ведь этот стих - мой горе-стих.
Дом бабушки Екатерины Дмитриевны Смирновой, которая жила в Норском, и ближайшие окрестности тоже можно найти в поэтических строках. Стих взрослеет вместе с автором.
Побежим с тобой вперегонки
По крутому берегу реки.
Дом встречает окнами в упор.
Полутемный манит коридор...
Дай мне руки, трепетанье рук.
О, какая родина вокруг!
«Хозяйка дома была уважаемым человеком в городе, так как была незаурядной личностью. Она была высокой, статной женщиной, с правильными довольно крупными чертами лица, с большими светло-карими глазами. Одевалась во все темное и по моде ХIХ века на голове носила, как и многие пожилые женщины, сооружение из кружев и лент, которое называлось убором. У нее был ясный ум, смелые суждения, бодрый нрав, знание русской литературы ХIХ века и истории. Пенсия, на которую жила она, была мизерной, и покупать книги было для нее слишком большой роскошью. Поэтому она переписывала в толстую особую тетрадь понравившиеся ей стихи». Не она ли научила Марию любить поэзию?
К сожалению, дом бабушки не сохранился, но можно найти воспоминания о нем. Дом состоял из трех комнат, с двумя кухнями, двумя террасами и множеством чуланчиков, кладовок, боковушек. «В комнате царила идеальная чистота, везде связанные руками бабушки, туго накрахмаленные салфеточки, сверкающие белизной, на крашеном полу всегда лежали свежие дорожки-половики. В ее спальне в углу - большой киот с темными от времени иконами», - вспоминает Екатерина Петровых, сестра поэтессы. Улица, на которой стоял дом, называлась Новой, там было всего 10 домов. Сейчас это улица Д. Бедного.
Поэзия Марии Петровых глубоко духовна, но это не уход в религию. Достойные примеры в семье были. Это брат матери (дядя) - ярославский священномученик Димитрий Александрович Смирнов.
Протоиерей Димитрий Александрович Смирнов был причислен к лику святых Русской православной Церкви 17 июля 2001 года решением Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Другой ее дядя - Иван Семенович Петровых, церковный деятель и духовный писатель, митрополит Иосиф (многократно арестовывался советскими властями и был расстрелян). Он был канонизирован Русской православной церковью за границей. Не каждая семья может похвастаться такими родственниками.
Рядом с домом стоял Троицкий храм, где Мария была крещена. Крестил ее родной дедушка Отец Александр Смирнов, который был там настоятелем. Храм являлся приходским для служащих фабрики, в том числе, для семьи Петровых. Когда-то на этом месте была поставлена первая церковь Норского посада, она была посвящена Николаю Чудотворцу. В народе этот факт помнят и называют еще Никольской. Она осталась в стихах Марии.
Весна в детстве
В самый светлый день весенний,
В день Христова Воскресенья,
С церкви зимнего Николы
Разольется звон веселый
И с пяти церквей в ответ
То ли звон, то ли свет.
Поэль Карп, поэт и переводчик, считал, что Мария Сергеевна Петровых была глубоко религиозным человеком: «Ей казалось, что совесть обретает в вере подспорье. Но она соглашалась, что вера сама по себе не дает никаких гарантий...»
Три года Мария Петровых училась в частной начальной школе в Ярославле, готовилась поступать в гимназию. Помешала революция. С 1918 года она училась в норско-посадской школе. С 1922 года жила в Ярославле и училась в ярославской школе им. Некрасова, уже тогда посещала собрания местного Союза поэтов. Марию приняли в организацию в 15 лет, еще в школе.
Впоследствии А. Тарковский напишет: «У нее было удивительное свойство. С детства был прекрасно поставленный поэтический голос. Не было резких скачков в развитии ее дарования. Она развивалась ровно - от стихотворения к стихотворению. Ей сразу все было задано небом. Потому что она была, конечно, Богом вдохновлена».
Свою семью Мария Сергеевна создала в 1927 году. Соединила ее с будущим мужем студентом-агрономом Петром Грандицким поэзия. Познакомились они в Ярославле на собраниях Союза поэтов. Он был старше на 9 лет, а она еще школьница.
Первая публикация стихов Марии Сергеевны была в Ярославле в сборнике «Ярославские понедельники» в 1926 г. Там были и стихи Грандицкого. Они были еще вместе и в стихах и в жизни. Правда, он еще учился в Ярославле, а она уже жила в Москве у сестры и училась на Высших литературных курсах. В одном из своих писем Мария пишет: «Вот скоро вы соберетесь там. Счастливые! А я здесь одна, совсем одна. Любимый, почему же ты не пишешь?! Пришли мне стихи... Твои - для меня, а ханаевские хочу Есенину показать». В дневнике Петра Грандицкого появляется запись: «У М.С. горит в устах живым цветом такой чудесный цветок, как художественное слово».
Затем Петр Алексеевич перебирается в Москву, посещает вместе с Марией Литературные курсы, учится в аспирантуре Всесоюзного научно-исследовательского института сельскохозяйственной экономики, после ее окончания его направляют в Воронежский институт. Мария остается в Москве. Их пути расходятся.
Брак распался в 1934 году, но они остались друзьями. Петр Алексеевич помогал ей в трудные моменты. Сама Мария Сергеевна оценивала знакомство и брак с этим человеком так (из письма 1941): «Большой успех моих стихов. Я всегда помню о тебе, а в дни этого успеха помнила особенно - ведь стихи мои выпестованы тобою. А главное - мое чувство призвания сильно тобой утверждено. Я все это помню. Я родилась от тебя и никогда не утрачу это чувство».
Второй брак длился год. Мария Сергеевна вышла замуж за музыковеда и библиографа Виталия Головачева в 1936 г. Через год он был арестован и сослан в лагеря на 5 лет. Вернуться ему не удалось, он умер в 1942 г. С этого момента основная тема в поэзии М. Петровых любовь. Но этот период жизни целиком связан с Москвой.
Екатерина Чердынцева, Виталий Головачев, Мария Петровых
Мария Петровых с дочерью Ариной
Поэзия Марии Петровых дарит читателю удивительные рифмы, глубокие чувства. Говорят, чтобы стать писателем или поэтом, надо страдать. Только тогда текст будет интересен читателю, захватит чувства. Страданий в жизни поэтессы было достаточно. Но они в стихах М. Петровых удивительно тактичны. Она никого не обвиняет, она любит. Вместе с ней любим мы, ее читатели. Эта Любовь родилась в Ярославле.