Райкин Аркадий Исаакович

Райкин Аркадий Исаакович

1911 - 1987 гг.

«Удача, как богатое наследство, случается с кем-то другим»

Аркадий Райкин

Юморист Аркадий Райкин – знаменитый мастер юмористических монологов, смело высмеивавший человеческие пороки, талантливый актер и режиссер, основатель одного из самых знаменитых театров Москвы - «Сатирикон».

Аркадий родился в семье Исаака Давидовича и Елизаветы Борисовны Райкиных в 1911 году в Риге. Отец - портовый бракер строительного леса, мать - акушерка. Семья, спасаясь от наступавших немецких войск, появилась в Рыбинске в конце 1916 года. В семье было трое детей: старший Аркадий пяти лет, брат Макс и младшие сестры Софья и Белла.

Аркадий Райкин ходил в еврейскую религиозную начальную школу. Он занимался в школьном драмкружке, а однажды вместе с родителями побывал на концерте певца Федора Шаляпина. Позднее Аркадий уже сам пробивался на спектакли. А в девять лет впервые выступил на сцене, в драмкружке.

Летом 1922 года Райкины переехали в Петроград. Будущий артист продолжал ходить на спектакли Александрийского театра, занимался в школьном драмкружке и рисовал. Чтобы купить билеты, мальчик тайно продавал тетрадки и учебники, за что неоднократно получал трепку от отца. Любовь к театру и живописи была сильной. Он даже не сразу решил, кем быть: артистом или художником. В 13 лет он заболел: после тяжелой простуды началась ангина, которая дала осложнение на сердце. Райкину поставили диагноз ревматизм и ревмокардит, девять месяцев постельного режима. После болезни он буквально заново учился ходить.

Для поступления в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие.

Аркадий Райкин поступил на режиссерско-актерский курс театрального режиссера Владимира Соловьева, который в 1910-х годах работал с Всеволодом Мейерхольдом.

В годы учебы Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса - шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина. Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века - композитора и шансонье Михаила Савоярова. Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев. Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты. Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа», полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера.

Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. Интересна история знакомства Аркадия Райкина с его единственной супругой Руфью Марковной Иоффе. Впервые Аркадий увидел ее, когда выступал со школьной самодеятельностью на концерте. Позднее, встретив девочку на улице, опять не решился познакомиться. Только через много лет, когда Аркадий уже оканчивал вуз, в студенческой столовой молодые люди в очередной раз столкнулись и договорились пойти в кино. После сеанса Райкин сделал своей Роме предложение. Прожили они 50 лет. Двое детей. Их сын – Константин Райкин, сейчас руководит созданным его отцом театром «Сатирикон».

Райкин Аркадий Исаакович

В 1935 году , окончив учебу, Аркадий Райкин по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Но вскоре перешел в будущий Ленсовет (тогда еще Новый театр). В 1938 году он впервые как конферансье заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Он снялся и в двух фильмах - «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина и «Доктор Калюжный» Эраста Гарина. Обе картины не имели особого успеха.

Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде: выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс. К 1939 году у него были два авторских танцевально-мимических номера - «Чаплин» и «Мишка». С ними он на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве заработал первое признание аудитории и звание лауреата второй премии конкурса. Его пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года Райкин его возглавил.

В 1939 г он выступал на банкете по случаю 60-летия Сталина в Кремле. Показал 14 сценок, очень понравилось его выступление Сталину.

Во время Великой Отечественной войны Райкин сочинял сатирические миниатюры. Коллектив его театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей, за что в 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны Второй степени. Также был награжден медалью «За оборону Кавказа».

Райкин Аркадий Исаакович

После войны Аркадий Райкин выступал на радио и телевидении, снимался в кино. Зрители оценили талант артиста в кинолентах Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и Михаила Слуцкого «Концерт фронту», которые снимались еще во время войны. Как киноактер Райкин стал на экран переносить собственные остросатирические сюжеты. Популярной и эффектной получился фильм «Мы с вами где-то встречались», мюзикл «Вчера, сегодня и всегда» и комедийная история «Волшебная сила искусства». Но самыми знаменитыми фильмами такого жанра являются сборники монологов «Люди и манекены» и «Мир дому твоему». Особенный успех вызывают те театральные и кинономера актера, где Райкин быстро меняет облик и создает серию разноплановых образов.

В Театре миниатюр вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».

Театр Райкина - это прежде всего театр одного центрального актера. Райкин сам по себе - это целый театр.

В Театре миниатюр под управлением Аркадия Райкина выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко, Михаил Жванецкий, Роман Карцев, Виктор Ильченко, Людмила Гвоздикова.

В 1964 году Райкин и Жванецкий создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».

Монологи Райкина отличались тонкой и острой сатирой, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы: дефицит, бюрократию, блат. Несмотря на беспощадность образов, фельетоны Аркадия Райкина всегда нравились публике. Он всегда аккуратно подбирал слова монологов и, по сравнению с коллегами по жанру, показывал по-настоящему интеллигентный и корректный юмор.

В 1968 году, после 33 лет работы на сцене, Аркадию Райкину присвоили звание народного артиста СССР. Но в начале 1970-х судьба сыграла с артистом злую шутку. Спектакль «Плюс-минус» зрители приняли восторженно, но в правительственных кругах его резко раскритиковали, спектакль грозились закрыть. Райкину советовали уйти из профессии, запретили выступать в Москве и Ленинграде. От переживаний у артиста случился инфаркт. Но народная любовь к творчеству Райкина не угасла. О гастролях Театра Райкина писала польская, болгарская, немецкая и даже японская пресса. В Англии и Чехии создали фильмы, посвященные советскому юмористу.

«Одна из самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой полную противоположность отвратительным, смешным до тошноты комикам, которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина есть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно изображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в пояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств... Мне никогда не приходилось видеть такой игры!» (Из статьи критика лондонской газеты Times, 1970-е годы)

Райкин Аркадий Исаакович

В 1980 году Райкину вручили Ленинскую премию, а через год он стал Героем Социалистического Труда. Но отношения артиста с властями Ленинграда ухудшались. Он обратился к генеральному секретарю КПСС Леониду Брежневу с просьбой перебраться в Москву вместе с театром. Генсек разрешил переезд. Театр переименовали в Государственный театр миниатюр, которому в апреле 1987 года дали имя «Сатирикон». Театр работал. Но Райкина покидали силы: он часто болел, терял память. Последние его гастроли прошли в Америке в сентябре 1987 года.

Обстоятельства этой поездки были уникальны. Я такого раньше никогда не видел и, наверное, не увижу. Представьте освещенный зал на две с половиной тысячи мест. И все до одного стоя рыдают. Плачут навзрыд и взрослые, и дети. В зале стоял стон. И мы на сцене тоже плакали. Мы чувствовали, что все родились на одной земле и тысячи нитей нас связывают... Отец был счастлив. (Константин Райкин, сын Аркадия Райкина)

В ноябре этого же года Райкина положили в Кунцевскую больницу. Он шел на поправку, готовился к выписке, планировал программу на предстоящее 50-летие театра. Но 17 декабря 1987 года Аркадий Райкин ушел из жизни. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.

А. Райкин и Рыбинск.

Как вспоминал сам Аркадий Исаакович, Рыбинск был выбран отцом, скорее всего, потому что здесь у главы семьи были «лесоторговые связи» (в Риге Исаак Давидович работал бракером по лесному делу на огромных лесных складах), и в Рыбинске у него был шанс устроиться на работу. Кроме того, Райкины не могли не знать, не слышать о хлебной славе Рыбинска.

Семья Райкиных сняла жилье на ул. Столыпинской (Румянцевская, Дзержинского), дом 50, кв. 2. Первое время жили трудно, лежали на полу вповалку. Но потом отец устроился на работу на лесопильное производство под Рыбинском.

Отец был суровым и жестким человеком. Когда Аркадию исполнилось шесть лет, отец повел его на представление передвижной труппы циркачей, где Аркадий открыл для себя какой-то неведомый, загадочный и заманчивый мир, неизмеримо более яркий, чем тот, который окружал его повседневно. Особенно запомнился клоун, и дома мальчик стал играть в клоуна: становился перед зеркалом и подражал его ужимкам. Отца это разгневало: «Быть клоуном?! Еврею! Никогда!»

С Рыбинском у Аркадия Райкина было связано много воспоминаний - и приятных, и неприятных. Здесь в Летнем городском театре (его называли Городской дачей), он вместе с родителями впервые слушал пение великого Шаляпина, здесь впервые он вместе с маленькими сестрами побывал на настоящем театральном представлении, спектакле по пьесе Эдмона Ростана «Шантеклер». Этот вечерний поход в театр окончился скандалом и поркой, поскольку культпоход в театр прошел без ведома родителей. Отец Исаак Райкин в поисках детей ворвался в кинотеатр, где проходило представление, и устроил шумный скандал. Скандалом же закончилась попытка семилетнего Аркадия показать младшим сестрам, лесопилку, где работал папа. Дети заблудились и после долгих приключений были доставлены в Рыбинск сердобольным машинистом. Мать сына пожалела и отцу ничего не рассказала.

Дом по улице Столыпинской, где жили Райнины, не сохранился. Он стоял рядом с теперешним зданием ФСБ. Недалеко от дома в сарае местные пацаны устроили любительский театр со сценой и декорациями. Здесь впервые Райкин сыграл роль купца.

В Рыбинске Райкин впервые пошел в школу, сразу в 3-й класс. Но проучился всего год, семья летом 1922 года переехала в Петербург. В Рыбинске Райкины пережили военный коммунизм и встретили первые признаки НЭПа. На местном базаре вдруг появились горы продуктов. Появились и суррогаты, и подделки. Однажды Елизавета Борисовна купила на базаре несколько фунтов сливочного масла. Когда же его дома разрезали, внутри оказалась вареная картошка. Один из старожилов вспоминал, что у Райкина в Рыбинске поначалу была обидная кличка - «сопля» - из-за постоянного насморка и его мягкого, податливого характера и хныкающего голоса.

Через некоторое время после отъезда в Петроград Райкина снова судьба забросит в наши края. Вместе с другими рабочими Охтинского завода он приедет в Рыбинский район бороться с кулаками.

Райкин вспоминал: «Это было страшно. Одного из наших ребят убили. Я тогда увидел много горя. Видел, как человек был запряжен в плуг. Помню, как пришло нам указание описать церковное имущество и как вокруг церкви всю ночь гудел народ: кто-то из городских разъяснял деревенским, что религия - опиум для народа. Деревенские не возражали, но не расходились, а некоторые, посмелее, говорили, что оно, конечно, религия - опиум, а имущество все же лучше бы не описывать».

О Райкине в Рыбинске до сих пор ходят легенды. Одна из них - это та, что якобы в 30-х годах он приезжал в Рыбинск еще раз, чтобы устроиться на работу в городской театр артистом. Якобы его прослушал тог­дашний режиссер театра и отказал ему, посчитав его актерские способности незначительными.

Уже в качестве знаменитого артиста Райкин посетил Рыбинск с концертом в конце января 1967 года. Своего дома, где они раньше жили, он так и не нашел. Выступление Райкина состоялось во Дворце культуры моторостроителей (теперешний «Авиатор»). Перед началом концерта Аркадий Исаакович сказал буквально следующее: «С большим волнением ехал я в Рыбинск. Знал, что увижу все, связанное с детством. Все это вызвало невероятные чувства, множество дорогих воспоминаний. Мне хотелось бы чаще бывать в Рыбинске...»

Из воспоминаний А. Райкина: «Странными были наши отношения с отцом. Если бы не скрытое, почти бессловесное сопротивление мамы (она умудрялась выгораживать нас, не переча ему), было бы и вовсе невесело. Достаточно сказать, что в нашей семье не имели обыкновения отмечать дни рождения детей. У нас почти не было игрушек. Нас не фотографировали (считалось дорогим удовольствием). Впрочем, как я понял позднее, не всегда это зависело от отца. В пору Гражданской войны и военного коммунизма (а это ведь тоже мое детство) он был вынужден на детское «хочется» отвечать «перехочется». Как бы то ни было, мы привыкли ничего не просить и не ждали сюрпризов».

Аркадий Райкин был гениальным человеком, актером. Судьба была не из легких. Но талант никуда не спрячешь. Райкин был праздником для людей.

Ярославль © 2019