Розов Виктор Сергеевич

Розов Виктор Сергеевич

1913 - 2004 гг.

Виктор Розов родился 8 (21) августа 1913 года в Ярославле в семье бухгалтера (счетовода, как тогда называли) Сергея Федоровича Розова (впоследствии участника Первой мировой войны) и его жены Екатерины Ильиничны. Во время белогвардейского мятежа 1918 года их дом в Ярославле сгорел, семья бежала в Ветлугу. Там Виктор Розов окончил первые три класса школы. С 1923 жил и учился уже в Костроме.

После школы его не приняли в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию из-за отсутствия рабочего стажа, и он устроился работать на текстильную фабрику в Костроме. В костромском Театре юного зрителя он начинает выступать как актер-любитель. В 1932 году поступил в Костромской индустриальный техникум.

В 1934 году актерский талант проявился при поступлении в училище при московском Театре Революции (класс М.И. Бабановой), потом Розов стал актером в этом театре.

В начале Великой Отечественной войны Виктор Сергеевич в составе народного ополчения Красной Пресни ушел на фронт. В бою он получил тяжелое ранение, год провел в госпиталях. Этот год стал важным для будущего драматурга. Бесценные встречи с ранеными героями, наблюдения за людскими судьбами и жизненными ситуациями. Именно тогда он окончательно решил посвятить свою жизнь литературному творчеству.

После выздоровления Розов поступил на заочное отделение Литературного института имени Максима Горького в Москве и, используя фронтовые впечатления, написал первую пьесу «Семья Серебрийских» (1943). Но поставить пьесу на театральной сцене не удалось. Только через 13 лет она была опубликована под названием «Вечно живые». В конце войны Розов оказался в Алма-Ате, куда был приглашен Наталией Сац в качестве режиссера и актера созданного ею Казахского театра для детей и юношества. Там он приобрел опыт постановок пьес.

Дебют Розова как театрального автора состоялся в 1949 с появлением пьесы «Ее друзья». На основе газетного очерка о судьбе молодой студентки, потерявшей зрение, но сумевшей окончить институт с помощью своей подруги. Следующая его пьеса - «Страница жизни» - это дипломная работа Розова, учившегося в Литературном институте. Ее, как и предыдущую пьесу, поставили на сцене ЦДТ.

Настоящее рождение Розова как драматурга произошло в комедии «В добрый час!» (поставлена там же в 1954 году режиссером А.В. Эфросом). Незамысловатый рассказ о поступлении выпускников школ в вузы автор превратил в реальное нравственное испытание личностей. Проблема «кем быть?» по ходу действия вытеснялась более важной - «каким быть?». Мера доверия и откровенности разговора с современниками по ходу пьесы была не совсем обычна для драматургии тех лет. По словам постановщика спектакля А. Эфроса, пьеса Розова внесла в литературу для театра «что-то более интимное, непосредственное, сердечное. Появление нового таланта в литературе приветствовали своими статьями такие опытные мастера драмы, как Н. Погодин и А. Крон. Четкая нравственная программа, впервые заявленная в «Добром часе», нашла свое продолжение и в более поздних пьесах Розова - «Затейник» (1964), «Традиционный сбор» (1966), обнаруживающих несоответствие между человеком и его делом, которое приводит к кризисным состоянием души героев.

Комедия «В поисках радости» (поставлена в ЦДТ, 1956. Режиссер А.В. Эфрос) начала новую для творчества Розова тему борьбы с «вещизмом», с мещанским бытом, внутренне опустошающим человека. В пьесе едкий юмор граничит с сатирой. Юноши, протестующие против засилья родительской опеки, не желающие жить среди обывателей и приспособленцев, стали одним из символов эпохи конца 1950-х. Эта тема развивалась в последующих пьесах Розова: «Неравный бой» (1960), «В дороге» (1962), «Перед ужином» (1963), «Гнездо глухаря» (1978). Мысль автора о том, что взрослые люди, часто «ведут неравный бой... против естества, против законов жизни и, желая добра своим детям, делают их духовно горбатыми и хромыми». Эта тема очень актуальна и сейчас.

Публикация драмы «Вечно живые» (1956), написанной еще в период войны, вторично открыла читателям Виктора Розова. «Вечно живые» стали не просто началом, но и творческим манифестом Московского театра-студии «Современник» под руководством Олега Ефремова. На основе пьесы Розова создан сценарий одного из лучших советских фильмов - «Летят журавли» (1956. Режиссер М.К. Калатозов), получившего международное признание - Золотую пальмовую ветвь на кинофестивале в Каннах.

Новое направление поисков Розова обозначилось в драме «В день свадьбы», напечатанной в «Новом мире» А.Т. Твардовского (1964). Здесь уже нет открытого поединка между персонажами, идет внутренняя борьба между правдой и ложью в душе человека.

В начале 1970-х в пьесах для театра стала популярной «производственная» тема, что у Розова проявилось в комедии «Ситуация» (1973). Но успеха она не имела. В другой комедии «Четыре капли» (1974), драматург пытался найти новую для себя драматургическую форму, введя «голос автора», разъясняющий читателю и зрителю вполне понятные, очевидные вещи. Но пьеса получилась излишне нравоучительной.

С годами позиция Розова-драматурга становилась жестче, что влекло за собой характерные внутрижанровые сдвиги. Еще в комедии «Неравный бой» обнаружилось, что «мягкий, деликатный Розов, оказывается, может быть злым и гневным». Новым подтверждением тому явилась его пьеса «Гнездо глухаря» (1978), неожиданно натолкнувшаяся на цензурные препятствия. Пьеса с большим трудом пробивалась на сцену, но в итоге стала очень популярной. Сам факт ее постановки в Московском театре сатиры (1980) говорил о ее сатирической направленности. Центральную роль Судакова, добытчика материальных благ, охраняющего «престижное» положение и быт своей разваливающейся семьи, сыграл в этом спектакле Анатолий Папанов.

В драме Розова «Кабанчик» говорится о том, «как грехи отцов тяжким бременем ложатся на души детей». Изменился здесь эмоциональный колорит драматургии Розова. Нет светлого обаяния мира юности прежних его произведений 1950-60-х. Главный герой этой пьесы - жертва неправедной жизни своих высокопоставленных родителей. Гнев против его родителей обернулся против него...

В конце 1980-х Розов опубликовал драму «Дома» о судьбе молодых воинов, вернувшихся из Афганистана, и комедию «Скрытая пружина» (о нравах нынешнего в творческого общества). Разочарования и горечь - мысли о современной действительности. Произведения Розова - это отражение исторических и автобиографических моментов жизни драматурга, портреты его современников.

Виктор Сергеевич Розов умер 28 сентября 2004 года в Москве. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Все пьесы Розова реалистично изображают действительность, приобретая общечеловеческое значение. Его персонажи - это колоритные характеры с живым современным языком, это поиск выхода из сложных жизненных и нравственных ситуаций.

Цитаты из произведений Виктора Сергеевича Розова:

По-моему, всегда нужно думать о тех, кто живет труднее тебя, и надо стараться сделать жизнь этих людей лучше, счастливее! Иначе зачем же жить?!

Любая ваша победа в жизни, пусть самая маленькая, любой ваш красивый поступок - это моя радость... Ваши неудачи, особенно измены человеческому достоинству, они просто пугают меня, хочется кричать от обиды! Я как будто падаю вниз, в грязь!.. Как будто рушится здание, которое я возводила своими руками в бессонные ночи, когда вы были крохотными, в тревоге, в слезах, в радости.

Русский дух для меня - это Чехов, Достоевский. Понятно, всех, даже очень ярких выразителей русского духа в великой русской литературе, не перечислишь. Вот говорят о загадочности русской души, и она действительно в чем-то загадочная, и для меня загадочная, удивительная, эта русская душа...

«Американский дух» - так можно сказать, но - полуиронически. Потому что американский дух - это как раз бездуховность. А у нас... В каком веке духовность наша возникла, в каком тысячелетии и как - на это я ответить не берусь, тут ученые пусть отвечают. Но это не только уклад жизни.

Семья - это дом. Я часто думаю, что нашему обществу нужно вернуть семью. Сейчас все больше замечаешь: семьи-то нет.

Ярославль © 2024