1922 - 2001 гг.
Станислав Ростоцкий - советский кинорежиссер, известный публике по фильмам «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Его проекты дважды номинировались на престижную награду «Оскар» и получали государственные премии. Ростоцкий при жизни был признан зрителями и коллегами по цеху.
Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в городке под названием Рыбинск. Будучи единственным и обожаемым сыном врача Иосифа Болеславовича и домохозяйки Лидии Карловны, Стас рос в любви и внимании. В детские годы ребенок много времени проводил в деревне, где его научили ценить простое и вечное: труд, природу, честность и порядочность.
Юношеские годы мальчика пришлись на сложное время, когда бытовые условия были не приспособлены для комфортной жизни, а продуктов постоянно не хватало. Одежду приходилось донашивать за старшими, но это не заботило подростка. Он с любовью относился к привычной жизни, людям и тяготам, которые наблюдал. Знакомство будущего режиссера с миром киноискусства началось с картины Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин». Уже в 14-летнем возрасте Станислав Ростоцкий был утвержден на роль в его фильме «Бежин луг». Еще через два года Станислав вновь пришел к Эйзенштейну и сказал, что «согласен чистить ему ботинки, бегать в магазин и мыть посуду, если он за это будет его учить». Следуя наставлениям Эйзенштейна, Ростоцкий начал изучать литературу, искусство и другие науки, набираясь знаний и опыта. Получив образование в школе, поступил в Институт философии и литературы, планируя последующее обучение в Институте кинематографии. Но война не позволила его намерениям исполниться.
В феврале 1942 года его призвали в армию. Воевать ему довелось гвардии рядовым в 6-м гвардейском кавалерийском корпусе. В феврале 1944 года под городом Дубно, что на Западной Украине, Станислав Ростоцкий получил тяжелое ранение. Его, чудом выжившего, вытащила с поля боя медсестра Анна Чегунова, которой потом будет посвящена картина «А зори здесь тихие». Станислав Ростоцкий говорил, что ему «не дали погибнуть живые люди, которые были готовы пожертвовать собой ради товарища». И военная тема в творчестве режиссера - дань погибшим на поле боя и дань всем, кто живым прошел через тяжелые испытания.
Потом были госпитали в Ровно и Москве, многочисленные операции. В августе 1944 года он из гвардии рядового, кавалера ордена Красной Звезды превратился в инвалида войны второй группы. Из-за развившейся гангрены ему ампутировали ногу ниже колена, и всю оставшуюся жизнь он носил протез. При этом вел активный образ жизни, и многие даже не догадывались о его травме. Он отказывался ходить с палкой даже в конце жизни, когда испытывал особенно острые боли. «Он ходил легко и быстро, ловко танцевал, лихо водил машину, гонял на лодке с подвесным мотором, бросал спиннинг на добрую сотню метров и мастерски ловил на самую обыкновенную удочку. У него всегда было прекрасное настроение, он улыбался в любую погоду, умел поговорить с незнакомым человеком о самом главном и работать, даже если на улице шел затяжной дождь и все были раздражены».
Все талантливые люди рождаются дважды, а Ростоцкому судьба предложила родиться трижды. Предложила заново научииться ходить, бегать, танцевать, плавать, прыгать, водить машину. Предложила забыть, что он - инвалид, и он забыл. На всю жизнь. И только иногда перед сном, отстегнув протез, он на мгновение отпускал вожжи.
- Пятка ноет, будь она неладна.
А пятка - где-то под Корсунь-Шевченковским...
В сентябре 1944 года Ростоцкий стал студентом Института кинематографии.
В 1957 году была снята картина «Дело было в Пенькове», повествующая о герое по имени Матвей и конфликте, который имел место между ним и общепринятой системой ценностей. Главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Лента принесла актеру большую популярность и любовь публики. Новой картиной, врезавшейся в сердца миллионов, стал фильм «Доживем до понедельника». Он дал начало новому для советского кинематографа направлению юношеского кино. Съемки фильма проводили в кратчайшие сроки, и спустя 3 месяца после старта первых кадров проект был готов. Премьера планировалась на Всесоюзном съезде учителей, и мало кто был уверен в ее успехе. Вопреки ожиданиям, проект встретили с восторгом. В 1962 году лента получила Государственную премию СССР и стала обладателем приза Гран-при в рамках Московского международного кинофестиваля.
Одним из главных проектов в фильмографии Станислава Ростоцкого стала картина «А зори здесь тихие». Она получила номинацию на «Оскар» и была лауреатом международных кинофестивалей.
Проектом, берущим за душу каждого зрителя, оказался фильм «Белый Бим Черное ухо». Картина стала обладателем Ленинской премии и Гран-при Чешского кинофестиваля.
В своих работах режиссер уделял большое внимание героям, человеку и его эмоциям. Лучшие качества персонажей постановщик освещал в первую очередь. Образы в его фильмах узнаваемы. Героям хочется сопереживать и волноваться за их будущее. Биография Станислава Иосифовича Ростоцкого богата на события, а фильмография полна проектов, которые продолжают жить после кончины автора. Трижды, по опросам журнала «Советский экран», его картины признавались лучшими фильмами года.
Режиссер умер 10 августа 2001 года за рулем собственного автомобиля по дороге из Высоцка в Выборг, куда он был приглашен в качестве почетного гостя на кинофестиваль. Причиной смерти стал сердечный приступ. По словам жены, он целый день жаловался на сердце, однако машину повел сам. Когда до места назначения оставались считанные километры, Ростоцкий внезапно почувствовал резкую боль в груди, остановил машину. Сидевшая рядом жена, актриса Нина Меньшикова, вызвала «скорую», но бригада врачей сделать уже ничего не смогла...
Могила Ростоцкого находится на Ваганьковском кладбище. Там же похоронены его супруга и сын.