Саврасов Алексей Кондратьевич

Саврасов Алексей Кондратьевич

1830 - 1897 гг.

Алексей Кондратьевич Саврасов - русский художник-пейзажист, член-учредитель Товарищества передвижников, автор ставшего архетипическим и культовым пейзажа «Грачи прилетели», академик Императорской Академии художеств.

Алексей Саврасов родился 12 (24) мая 1830 года в Москве, в семье небогатого купца, торговца галантерейными товарами. Лет с 12 Алексей начал активно рисовать, учась это делать самостоятельно. Он писал акварельными красками романтические пейзажи, подобные тем, что видел в журналах. Его отец, Кондратий Соврасов (именно так писалась его фамилия) был против такого увлечения. Он хотел, чтобы сын пошел по торговой части, поскольку считал рисование делом неприбыльным. Однако талант Алексея поддерживала бабушка, а после за него проголосовали рублем торговцы Замоскворечья – они покупали рисунки юного художника и перепродавали их с неплохой наценкой.

В 14 лет Алексей накопил денег, продавая рисунки, и поступил в Московское училище живописи и ваяния. Но вскоре учебу пришлось оставить – тяжело заболела мать, и несколько лет юноше пришлось почти все время уделять домашним делам. Когда мать будущего художника скончалась от чахотки, отец женился второй раз. Мачеха, вопреки распространенным шаблонам, встала на сторону пасынка, и уговорила Кондратия не противиться учебе сына. Саврасов вновь начал учебу в училище, и ему повезло попасть в класс в Карлу Рабусу, прекрасному преподавателю, который помог раскрыться таланту Алексея.

Уже в 19 лет Саврасова назвали «надеждой русского искусства». Один из преподавателей училища, Николай Рамазанов, писал о его пейзажах в журнале: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Алексей Кондратьевич закончил учебу и получил звание художника.

Середина 19 века в русском изобразительном искусстве была эпохой перемен в восприятии действительности. Старые нормы уже не «работали», а новых еще не было. Молодой Саврасов ставит перед собой грандиозную задачу - найти прекрасное в обыденном и перенести его на холст, не нарушая правды жизни. Художник отходит от романтических канонов и изображает на своих пейзажных полотнах обычных людей – бегущую от дождя женщину, крестьян, рыбаков.

Известным имя Саврасова сделала работа «Вид на Кремль от Крымского моста в ненастную погоду», выполненная в 1851 году. По замечанию Николая Александровича Рамазанова, «художник передал момент чрезвычайно верно и жизненно. Видишь движение туч и слышишь шум ветвей дерева и замотавшейся травы - быть ливню».

Саврасов Алексей Кондратьевич

А.К. Саврасов. Вид на Кремль с Крымского моста в ненастную погоду. 1851

В начале 1857 года умирает Карл Рабус, и Алексея Саврасова приглашают на его место - преподавать в том самом Московском училище живописи и ваяния, которое он недавно окончил. Саврасов-преподаватель отличался особым подходом к студентам своего пейзажного класса. Он стремился учить их находить красоту в природе и нередко вместо занятий в аудитории уводил их в парк писать, например, распускающиеся листья деревьев. Один из его учеников, Константин Коровин вспоминал Саврасова, как человека «совершенно особой кротости», доброго, умного, который «никогда не сердился и не спорил». Вместе с Василием Владимировичем Пукиревым А.К. Саврасов работал над созданием учебника рисования, куда вошли его русские пейзажи.

С начала 1860-х годов в жизни и творчестве Алексея Кондратьевича начинается расцвет. В 1862 году Саврасова командировали за границу для изучения европейской живописи. Он с семьей посещает Францию, Англию, Данию и Германию. В этой поездке Саврасов окончательно сформировался как русский лирический пейзажист, художник, которого позже Исаак Левитан с полным основанием назовет создателем национального русского пейзажа. В его картинах больше не найти академической прилизанности, «красивости». Его полотна отныне – это не «без пяти минут Италия», а Россия – не приукрашенная, такая, как есть, но изображенная с огромной любовью и лиризмом. Сам Саврасов говорил об этом так: «Манер в живописи много. Дело не в манере, а в умении увидеть красоту». Работы Саврасова этих лет свидетельствуют, что это умение у Алексея Кондратьевича было развитым. Исаак Левитан, бывший его учеником, вспоминал о таких словах своего наставника: «Лови всегда весну, не просыпай солнечных восходов, раннего утра. Природа никогда не бывает более разнообразной и богатой. Пиши ее так, чтобы жаворонков не видно было на картине, а пение жаворонков было слышно».

В декабре 1870 года А.К. Саврасов вместе с женой едет на Волгу. Он живет в Ярославле, под Костромой, в Нижнем Новгороде, Юрьевце. Художник буквально влюбляется в волжские просторы, проникается их масштабом. Великую реку он видит, как саму Русь, «убогой и обильной, забитой и всесильной», и в ближайшие пять лет именно Волга будет в центре его творчества. Ярославская земля оказала огромное влияние на творчество мастера. Именно здесь, в Ярославле, он пережил одни из самых страшных и одни из самых прекрасных дней в жизни. «Тихая жизнь в Ярославле позволяет мне сосредоточенно заниматься искусством», - пишет художник П.М. Третьякову. Именно на нашей земле у художника появился замысел самой известной его картины – «Грачи прилетели». Появлению картины предшествовали этюды с натуры, написанные художником в Ярославле и в селе Молвитиново близ Костромы.

Саврасов Алексей Кондратьевич

А.К. Саврасов. Грачи прилетели

Неяркий и тонкий колорит, построенный на мягких сочетаниях серых, коричневых, белых и голубых тонов, передает перламутровую нежность весенних красок. В северной природе после долгой зимы пробуждение наступает медленно. Снег долго лежит на полях, коченеют на ветру деревья, и вдруг все наполняется легким трепетом жизни, радостным гомоном птиц. Белоствольные березки тонкими ветвями устремляются к легким облакам, голубеющему небу, под теплым дуновением ветра розовеют и набухают почки, шумные грачи вьют гнезда. Воздух весенний, легкий, прозрачный и ясно видны высокая каменная церквушка с шатровой колокольней и широкие просторы полей с рекой вдалеке.

Иван Крамской так описывал свое впечатление от выставки: «Пейзаж «Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это – деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в «Грачах».

Картина «Грачи прилетели» была представлена на первой выставке Товарищества передвижных художественных выставок (одним из учредителей которого был Саврасов) и сразу стала настоящей сенсацией в мире искусства. Зрители увидели на полотне гармонию рисунка и живописи, состояния природы и человеческой души. Типичнейший для России ландшафт и каждый год повторяющееся природное явление предстали перед посетителями выставки как откровение.

«Какая простота! – писал Исаак Левитан. – Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу». Никто до Саврасова не мог так глубоко и поэтично раскрыть красоту и лиричность русского пейзажа. Художник и искусствовед Александр Бенуа писал: «Грачи прилетели» – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна... И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни. И от ласки этого дуновения растаял пруд, встрепенулись, ожили деревья, а снежный саван быстро исчезает...»

Картину для своего собрания купил Павел Третьяков за внушительную по тем временам сумму в 600 рублей. Он опередил императрицу Марию Александровну, которой пришлось довольствоваться копией полотна.

Жаль, неизвестно, где именно в Ярославле жили Саврасовы. Рассказывают, что несколько десятилетий назад было решено увековечить память о пребывании великого художника в Ярославле. Но не смогли найти дом, где жил Саврасов – за прошедшее время он был снесен.

Вскоре спокойную жизнь разрушает смерть новорожденной дочери и тяжелая болезнь жены. Саврасов с трудом переносит эти невзгоды, он разочарован в жизни. Требуется время, чтобы он нашел силы вернуться к работе. Отголоски горестной потери еще долго сопровождают его. Его размышления о краткости жизни и ее горечи отразились в элегической картине «Могила на Волге».

Саврасов Алексей Кондратьевич

А.К. Саврасов. Могила на Волге

Очень любил это полотно Исаак Левитан, который писал: «Возьмите картину «Могила на Волге». Широкая, уходящая вдаль, могучая река с нависшей над ней тучею; впереди одинокий крест и облетевшая березка – вот и все, но в этой простоте целый мир высокой поэзии».

До конца 1870-х годов Алексей Кондратьевич продолжает творить и преподавать, но в его жизни появляются новые трагические ноты. Публика начинает относиться к его работам хуже, картины критикуют. Обостряются конфликты в семье. Исаак Левитан вспоминал: «Я был у него в доме, его не любят и дома. Все против, он чужд даже своим». Жена с детьми окончательно уходит от него. Саврасов болеет, у него начинаются проблемы со зрением.

Особенно тяжелым положение Саврасова стало после 1882 года, когда его уволили из училища и лишили казенной квартиры. Он продолжал писать картины и за бесценок отдавал их перекупщикам. Старшая дочь художника, Вера Алексеевна Саврасова, имевшая в детстве художественные способности, вспоминала: «Отец не хотел учить меня рисовать или лепить, находя, что художники обречены на полуголодное существование, даже имея талант. Этот взгляд оправдался на нем самом. В борьбе за существование он прямо изнемог и, не имея со стороны семьи крепкой моральной поддержки, стараясь забываться от жизненных невзгод, он начал пить, погубил этим себя, свой талант, разрушил семью».

В итоге в конце жизни академик, бывший преподаватель московского училища живописи и ваяния, воспитавший таких художников, как Михаил Нестеров, Константин Коровин, Лев Каменев, Исаак Левитан, протеже великой княгини Марии Николаевны, как в детстве, сбывает свои рисунки на рынке, чтобы хоть как-то заработать на жизнь. В 1894 году архитектор Александр Померанцев после случайной встречи с Саврасовым писал в докладной записке в Академию художеств: «Достигнув преклонного возраста, этот больной человек вынужден подвергаться самым крупным лишениям... Он за последние годы попал в руки некого эксплуатирующего его талант торговца, который, продавая его картины по дорогой цене, сам оплачивает их грошами, постоянно держа художника в состоянии задолженности... что известно и самому художнику, и на что он даже и не жалуется, по-видимому, почти примирившись со своей тяжелой долей».

Алексей Кондратьевич Саврасов умер в 1897 году в Москве в больнице для бедных. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В некрологе, опубликованном после смерти мастера, Исаак Левитан писал: «Да, покойный Саврасов создал русский пейзаж. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Нам остались наполненные красотой и поэзией образы его картин – картин жизни русской природы. Приветливые многоцветные радуги; омытые дождем, сияющие на солнце заливные луга; плакучие ивы, склонившиеся у заросших прудов; утренние и вечерние зори; покрытые пушистым инеем, «очарованные» зимние леса; скромные деревенские околицы; стаи перелетных птиц над сжатыми полями – таковы любимые сюжеты художника, мечтавшего о светлом и одухотворенном согласии человека и природы.

Петр Павлов. Последний фотопортрет А.К. Саврасова. 1897

Ярославль © 2020