Шаляпин Федор Иванович

Шаляпин Федор Иванович

1873 - 1938 гг.

Ф.И. Шаляпин – один из величайших певцов первой половины 20 века. Представитель русского реалистического исполнительного искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя. Его голос – бас – был известен всему миру. Он был оперным певцом, но выступал и как камерный певец (исполнял русские народные песни, романсы), ставил оперы (как режиссер), любил рисовать.

Родился Федор Шаляпин в крестьянской семье. Закончил в 1885 г. церковно-приходское училище на отлично. Постигал сапожное, токарное, столярное, переплетное искусство, но манило его только искусство оперное. Хоть с 14 лет и работал Шаляпин в земской управе Казанского уезда писарем, все свободное время он отдавал театру, выходя на сцену в статистах. С детства он пел в церковном хоре, но карьера артиста началась для Шаляпина в 1889 г. С тех пор он пел в различных труппах, гастролировал по России с театрами. Федор Иванович стало серьезно заниматься голосом, совершенствовал исполнительское мастерство. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация вместе с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Императорских театров в состав Санкт-Петербургской оперной труппы, но одновременно мог выступать на сценах разных театров.

Меценат С.И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве уговорил его перейти в свою труппу. Шаляпин пел в мамонтовской «Частной русской опере» в 1896-1899 годах, и за эти четыре сезона приобрел громкую известность. Здесь он развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в ряде сольных партий. Он пел главные партии Бориса Годунова (опера Мусоргского «Борис Годунов»), Ивана Сусанина (Глинка, опера тогда называлась «Жизнь за царя», позже – «Иван Сусанин») и другие партии известных русских и зарубежных опер.

В 1899 году Шаляпин вновь поступил на службу в Императорские театры - на этот раз он пел в Москве, в Большом театре, где пользовался громадным успехом. А через 2 года его бас покорил жителей Италии, известных ценителей оперного пения.

В революцию 1905 года Шаляпин жертвовал сборы от своих выступлений рабочим. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации. Во время Первой мировой войны (1914г) певец открыл на собственные средства два лазарета для раненых солдат, не оповещая общественность о своей благотворительности.

В 1915 году состоялся дебют Шаляпина в кино, он исполнил роль Ивана Грозного в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»). Кино тогда еще было немым (без звука). С 1917 года он пробует себя как режиссер (ставит оперы, в том числе оперу Даргомыжского «Русалка»). С 1918 года Шаляпин - художественный руководитель бывшего Мариинского театра. В том же году он первым получил звание Народного артиста Республики. Но он уезжает на зарубежные гастроли. Его долгое отсутствие раздражает революционный народ. В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было истолковано как поддержка белогвардейцев. 24 августа 1927 года Постановлением Совнаркома РСФСР он был лишен звания Народного артиста и права возвращаться в СССР.

Современники отмечали превосходную дикцию певца, полетный голос, слышный даже в самых удаленных от сцены местах. Свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с выразительными чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене. Он часами репетировал какой-нибудь жест, поворот головы, добивался мощного эффекта от своей игры.

Жертвуя деньги беднякам, он не давал спуску состоятельным людям. Княгиня Тенишева писала:
«...я затеяла устроить им обед, наняв для этого большой павильон «Каскад» в Булонском лесу. Обед прошел очень оживленно и весело, чему много содействовал Шаляпин. После обеда столы были убраны, и балалаечники, чтобы отблагодарить меня, с большим огнем исполнили несколько номеров. Притащили пианино, Шаляпин стал петь с увлечением свои любимые вещи, меня просили петь, и я также охотно пела ... Хотя Шаляпин назвался ко мне сам, я все-таки хотела его отблагодарить за участие и перед отъездом преподнесла ему на память небольшую вещицу. Это была булавка для галстука из бриллиантов в виде маленькой урны. Отдавая ее Шаляпину, я сказала, что в эту урну я собрала те слезы, которые он заставил меня пролить своим чудным исполнением. Он был очень растроган и благодарил. Однако спустя несколько дней снова приезжает ко мне Андреев и говорит, что Шаляпин очень обижен, не получая платы за свое участие в музыкальном утре. Я очень удивилась и пошла к мужу объяснить, в чем дело. Муж был опытен в обращении с артистами, много имел с ними дела и потому тут же сделал мне серьезный выговор, сказав, что артисты вообще никакого внимания не обращают на подарки, не придают им значения и принимают как должное, а любят плату... Затем муж написал письмо Шаляпину, извинился за происшедшее недоразумение, объяснив, что я не поняла слов Андреева и сделала ему подарок, который, очевидно, ему не понравился, а потому он посылает ему деньги, булавку же просит вернуть. Князь вложил деньги в конверт и послал с человеком. Ответа на это не последовало. Муж послал человека вторично, и тогда Шаляпин ответил, что деньги он получил, а булавку оставляет на память».

Талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актерской деятельностью. Федор Шаляпин был замечательным рисовальщиком, пробовал себя в живописи и в скульптуре. Сохранилось множество портретов, автопортретов, рисунков и карикатур его работы. Проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность. «Если бы все знали, какой огонь тлеет во мне и угасает, как свеча...» - говорил Федор Шаляпин друзьям, убеждая их, что рожден быть скульптором.

Талант живописца проявлялся даже на сцене. Шаляпин был «виртуозом грима» и создавал сценические портреты, добавляя к могучему звучанию баса яркую картинку. Певец словно лепил свое лицо, современники сравнивали его манеру нанесения грима с полотнами Коровина и Врубеля. К примеру, образ Бориса Годунова менялся из картины в картину, проявлялись морщины и седина. Шаляпин-Мефистофель в Милане вызвал настоящую сенсацию. Федор Иванович одним из первых стал гримировать не только лицо, но и руки и даже тело. Шаляпин общался с лучшими живописцами того времени: Василием Поленовым и братьями Васнецовыми, Исааком Левитаном, Валентином Серовым, Константином Коровиным и Михаилом Врубелем. Художники создавали удивительные декорации, которые подчеркивали яркие сценические образы.

Шаляпин - целая эпоха русского искусства и с 1899 года ведущий солист двух главных театров страны - Большого и Мариинского. Успех настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас - Федор Шаляпин». Шаляпинский высокий бас знали и любили в Италии, Франции, Германии, Америке, Великобритании. Восторженный прием публики вызывали и оперные арии, и камерные произведения, и романсы. Где бы ни пел Федор Иванович, вокруг собирались толпы поклонников и слушателей. Даже во время отдыха на даче. Шаляпин создал целый «театр романса». Его репертуар насчитывал около 400 произведений. Он записал на пластинки около 300 арий, песен и романсов.

Оставив богатейшее наследие, на родину Федор Шаляпин не вернулся. Но до конца жизни так и не принял иностранное гражданство.

А еще знаменитый бас всегда ревниво наблюдал за успехами великого тенора Собинова: следил, чтобы его гонорары были выше, занимался благотворительностью, как и Леонид Витальевич Собинов, оба как режиссеры ставили оперы… Соревнования их шли постоянно.

Известен забавный случай. Шаляпин в новогоднюю ночь спешил после спектакля в гости. Не успел переодеться, в костюме Мефистофеля (дьявола) затормозил возницу... Он так испугал возницу, что тот не решился спросить денег. И только в гостях, хвастаясь этим случаем, Шаляпин понял, что был неправ. Позже он разыскал извозчика и дал ему денег.

В 1900-е и 1910-е гг. творческая судьба Шаляпина тесно связывает его с Ярославским краем. В 30 км от поселка Хмельники Ростовского района Ярославской области находится живописное местечко с необычным названием «Шаляпинская дача».

В 1904 году Федор Иванович Шаляпин приезжает по приглашению своего друга, художника Константина Алексеевича Коровина, который имел земли в деревне Охотино, к нему на дачу. Приглашение было не случайным. Коровин хотел, что бы Шаляпин посмотрел, как прекрасно он устроился, какие живописные места его окружают. Федор Иванович не замедлил себя ждать. Места ему понравились. И он решает строить дачу и покупает в этом же году под именем крестьянина Федора Иванова Шаляпина земли у Коровина. А еще он приобретает у помещика Полубояринова участок земли с необычным названием - Ратухинская пустошь.

По чертежам и рисункам Шаляпина, Коровина и Серова, без определенного проекта, плотниками братьями Чесноковыми , под руководством архитектора Мазырина (которого все в шутку называли Анчутка) строится деревянный дом из лучшего соснового леса. Сам Федор Иванович с восхищением отзывается о строительном материале, называя его «спрессованное красное дерево». Дом получился большим и немного безалаберным.

Из воспоминаний дочери Шаляпина Ирины:
«Отца все больше и больше начинает привлекать красота природы, и наконец, он покупает участок земли «Ратухинскую пустошь», ныне именуемую «Шаляпинской». Этот участок был расположен на высоком берегу речки Нерль. Место исключительно живописное. Кругом лес – сосновый и смешанный, напротив – через речку – заливной луг и дальше снова лес. Решив построить дачу, отец обратился за советом к своим друзьям – художникам, и вот в скором времени по рисункам Коровина и Серова строится дача. Дачу решено было строить деревянную. Плотники – братья Чесноковы – привезли замечательный строевой лес, славившийся в Ярославской губернии. И началась стройка. Никакого определенного стиля она не имела. Здесь полностью властвовала фантазия художников, и получалось нечто совершенно своеобразное, а потому интересное: были и своды в стиле русских теремов, и много балконов, и терраса».

Шаляпин Федор Иванович

Начиная с 1905 года Ф.И. Шаляпин с семьей периодически отдыхает в своем имении Ратухино на реке Нерль

Ф.И. Шаляпин в своих воспоминаниях пишет:
«Да, признаюсь, была у меня во Владимирской губернии дача близ деревни Охотино. И при ней было триста десятин земли. Втроем строили мы деревенский дом. Валентин Серов, Константин Коровин и я. Рисовали, планировали. Наблюдали, украшали. Был архитектор, некий Мазырин – по-дружески мы его звали Анчуткой. А плотником был всеобщий наш любимец – крестьянин той же губернии Чесноков. И дом же был выстроен! Смешной, по-моему, несуразный какой-то, но уютный, приятный, а благодаря добросовестным лесоторговцам срублен был точно скован из сосны, как из красного дерева...»

Имение Ратухино было настоящей находкой для Федора Ивановича и его семьи. И теперь уже друзья Шаляпина – живописец Валентин Серов и Константин Коровин, писатель Максим Горький, композитор Сергей Рахманинов и многие известные люди того времени с удовольствием подолгу гостили в просторном новом доме певца.

В Ратухино Ф.И. Шаляпин и его жена Иола Торнаги организовали любительский театр, где одной из актрис была будущая звезда советского кино Любочка Орлова. После окончания представления Шаляпин вдруг поднял Любу на руки и произнес пророческую фразу: «Эта девочка будет знаменитой актрисой!».

Шаляпин Федор Иванович

Шаляпин и Иола Торнаги

Имение на реке Нерль для Шаляпина было «раем». Незадолго до своей кончины во Франции он скажет своему другу К.А. Коровину: «А знаешь, Костя, живи я сейчас в Ратухине, я бы выздоровел. Как я там был здоров! Ты всегда говорил: это рай! Да, ты прав, это был рай». Об этом пишет в воспоминаниях и его дочь Ирина: «Но никакие ландшафты заморских стран не могли вытеснить из его сердца любовь к родному русскому пейзажу. Всегда, когда являлась возможность отдохнуть, отец стремился быть как можно ближе к природе. Наша русская деревня действовала на него благотворно. Здесь ему легко дышалось, забывались условности «света», жилось просто и радостно».

Последний раз Шаляпин отдыхал с семьей в Ратухино летом 1922 года. В конце июня он уезжает за рубеж, сначала на лечение, потом на гастроли, и уже больше никогда не возвращается ни в Ратухино, ни в Россию. В 1927 году 22 ноября решением президиума ВЦИК Шаляпин лишается права пользоваться домом и усадьбой Ратухино.

Ф.И. Шаляпин умер во Франции в 1938 году. Имение Ратухино ненадолго пережило своего хозяина. В 60-е годы дом с постройками в Ратухино ликвидируется.

На современной карте Ярославской области старые названия Ратухино и Ратухинская пустошь не сохранились.

Ярославль © 2024