Семенишин Владимир Григорьевич

Семенишин Владимир Григорьевич

1910 - 1943 гг.

Родился Владимир Семенишин в 1910 году в городе Пошехонье-Володарске Ярославской области, в семье рабочего. Окончил там же 7 классов средней школы. Вместе с другими пошехонскими мальчишками свободное время проводил на реках Согоже и Соге, рубашками и мешками ловили рыбу.

Запоминающимся событием в тогдашней жизни было создание в Пошехонье первого отряда юных пионеров на кожевенном заводе. Летом 1924 года в пионеры вступил и Володя. В отряде были созданы звенья «Летчик», «Моряк», «Красноармеец», «Рабочий». Вожатым, или, как ребята тогда говорили, вожаком звена «Летчик» стал Володя Семенишин. Стал старше - вступил в комсомол.

Потом семья Семенишиных переехала в Одессу, а затем - в Ленинград.

Владимир работал некоторое время шофером в Ленинграде. С 1932 года нес воинскую службу на пограничной заставе. Но мечтал он о другом: о небе. По комсомольской путевке он уехал учиться в Качинскую авиационную школу, которую окончил в 1936 году.

В предвоенные годы Семенишин проходил службу в частях Дальневосточного и Западного особого военных округов. В 1940 году участвовал в боях с белофиннами. А потом снова учеба, еще более напряженная, упорная. Владимир настойчиво решал тактические задачи, упорно изучал новую технику, прилежно испытывал парашюты последних конструкций. На пороге стояла война.

22 июня 1941 года Владимир поднял в воздух свой истребитель и направил его огонь уже против немецких захватчиков. Он уже был командиром эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка. Летал на самолетах И-16.

В ноябре 1941 года в представлении к награде (ордену Ленина) командир написал:

«Делу партии и социалистической Родине предан. Идеологически выдержан, морально устойчив. Военную тайну хранить умеет. Способный организатор, хороший руководитель, в своих решениях настойчив, дисциплинирован. Требователен к себе и подчиненным. Среди товарищей пользуется заслуженным авторитетом. Летает на самолете И-16 днем и ночью в любых метеоусловиях. С начала Отечественной войны против германского фашизма показал себя храбрым, смелым летчиком-истребителем, бесстрашно идет на врага, увлекая за собой летный состав эскадрильи на уничтожение фашистских пиратов как на земле, так и в воздухе. Имеет 52 боевых вылета...»

Во время штурмовки немецкого аэродрома в районе г. Белая Церковь Владимир и его товарищи по звену уничтожили 9 самолетов и 2 зенитные точки. Под Новомиргородом он вывел из строя немало вражеской техники и фашистов, но прямым попаданием в самолет зенитного снаряда был тяжело ранен в ноги и руки. Владимир привел сильно поврежденный истребитель на свою базу и после посадки потерял сознание. В госпитале врачи обнаружили на его теле 18 ран. Чтобы быстрее вернуться на фронт, летчик ежедневно заставлял себя выполнять мучительные упражнения: в госпитальном саду бросал впереди себя костыли и, превозмогая боль, шел за ними.

В одном из документов, составленном командованием 131-го полка, о Владимире говорится:

«В бой летал ведущим и под его руководством самолеты уничтожали войска противника, огневые точки, обозы и транспорт. На этом участке фронта самолетами полка с его непосредственным участием уничтожено 5 танков и бронемашин, 247 автомашин с разными грузами и боеприпасами, подавлено 13 вражеских огневых точек и уничтожено более 1060 человек. За период Отечественной войны против германского фашизма имеет 146 боевых вылетов... За проявленное мужество, отвагу и героизм по разгрому и уничтожению войск германского фашизма на подступах к Ростову достоин правительственной награды - ордена Красного Знамени».

В мае 1942 года летчик снова тяжело ранен, с переломом 4-х шейных позвонков и сотрясением мозга. Врачи в госпитале вынесли заключение: снять с летной работы совершенно. Не согласился с вердиктом врачей только сам Владимир. Выйдя из госпиталя, он скрыл ранение в голову и при помощи старых и верных друзей вернулся на фронт.

В конце 1942 года его направили в 25-й запасной авиаполк на новый тип истребителя - американскую «Аэрокобру» Р-39. Из пришедшего пополнения была сформирована эскадрилья Владимира Семенишина, которую он в короткий срок подготовил к боевым действиям и с 16 февраля 1943 года стал лично водить в бой. Ему было присвоено звание майора. Позже он стал штурманом полка, заместителем командира, а затем и командиром полка.

Герой Советского Союза полковник Александр Александрович Вильямсон так рассказывает о своем командире:

«Я летал в качестве ведомого... С первых же полетов я понял, что Семенишин - огонь, врагов бил с ходу, из любого положения. В бою ходил на предельных скоростях, с громадными перегрузками. Никакой враг не в состоянии был уйти от него в бою. Мне оставалось только одно: зорко охранять его от атак врага. Мы с ним быстро поняли друг друга и спокойно лезли парой в любой бой. После первых же боев мы поняли, что нам очень повезло: полком командует достойный человек. Так он вошел в нашу боевую семью».

Весной 1943 года на Кубани произошло одно из крупнейших воздушных сражений Великой Отечественной войны. Опыт этих боев был позже использован в последующих операциях, в том числе в Курской битве.

В выпущенной «Воениздатом» книге Полковника А. Калинина «Истребители над «Голубой линией», в которой многократно упоминается наш земляк Владимир Семенишин, так говорится о сложившейся на Кубани обстановке:

«Немецко-фашистским войскам удалось закрепиться на заблаговременно подготовленных рубежах и остановить продвижение советских войск на Новороссийском направлении. Сузив фронт и перегруппировав свои силы, войска противника перешли к упорной обороне, продолжая поспешно укреплять занятые рубежи. Так в низовьях Кубани возник плацдарм, представляющий собой сложную систему инженерных сооружений. Главная полоса обороны противника - «Голубая линия» - проходила от берега Азовского моря через многочисленные мелкие реки, каналы, озера. Эти водные рубежи были основательно укреплены и усилены дотами и дзотами и представляли серьезную преграду на пути наступавших советских войск... Ставка Верховного Главнокомандования поставила войскам Северо-Кавказского фронта задачу уничтожить кубанскую группировку противника».

С 18 июля 1943 года майор Семенишин командует 298-м истребительным авиаполком. С 17 Марта, когда самолеты полка приземлились на аэродроме Кореновская, и до 20 августа, когда полк вошел в состав 9-й «покрышкинской» ГвИАД, летчики полка сбили 167 самолетов противника, потеряв 30 своих... Раньше многих других поняв суть вертикального маневра в бою, майор Семенишин одержал в те дни несколько блестящих побед. Одну из своих ярчайших схваток он провел 3 мая, когда, сковав своей тройкой 12 истребителей прикрытия, дал возможность паре летчика В. Дрыгина сбить три фашистских самолета и сорвать бомбометание. Сам Семенишин сбил в этом бою 2 Ме-109 (мессершмитты). 27 мая он отметил присвоенное ему звание Героя, сбив в этот день 4 самолета противника.

Высокое летное мастерство сочеталось у него с отвагой и упорством. Также он обладал особым даром разгадывать тактические уловки врага и быстро находить контрманевры. Этому учил и других летчиков. Семенишин всегда глубоко анализировал тактические приемы противника, недостатки свои и товарищей. Это давало ему возможность вырабатывать верную линию поведения в любой непредвиденной ситуации и обеспечивало победу над врагом.

Однажды в середине апреля группе наших истребителей пришлось вести воздушный бой с большой группой истребителей противника. Горючее было на исходе, а выйти из боя никак не удавалось. В это время поблизости появилась восьмерка советских истребителей под командованием майора В. Семенишина. Благодаря их помощи, истребители вышли из боя без потерь. Но восьмерке Семенишина 40 минут пришлось вести упорный воздушный бой, в котором противник увеличил число самолетов до 30. Победу одержали советские летчики. Они не только выручили своих боевых товарищей, но и сбили 2 самолета врага.

Вот что писал в мае 1943 года военный корреспондент «Правды» М. Мержанов о другой воздушной схватке:

«Их было пятеро. В районе северо-восточнее Новороссийска они встретились с 12 «Юнкерсами» и 9 «Мессершмиттами». Ведущий пятерки майор Семенишин вместе с Бочаровым и Лобановым навязал бой немецким истребителям, а Дрыгин в паре с Александровым врезались в строй «Юнкерсов». Начался напряженный бой. С земли было видно, как Дрыгин и Александров вынудили немецких летчиков сбросить бомбы, не долетев до наших позиций, то есть на головы немецких же войск. Два наших летчика, остроумно меняясь местами, провели несколько удачных атак. Василий Дрыгин сбил один Ju-87 и продолжал преследовать самолеты уже разбитого строя бомбардировщиков. В эти же минуты несколько правее от меткой очереди майора Семенишина загорелся и рухнул на землю «Мессер». Там тоже шел горячий бой. Наши летчики не только отбивали атаки, но и сами переходили, в наступление. Вскоре Дрыгину удалось сбить второй «Юнкерс», а Семенишину – второй «Мессер». Сейчас инициатива полностью была в руках наших летчиков. Немцы, отстреливаясь, начали отходить. Одного из них догнал и сбил летчик Александров. Семенишин, Бочаров и Лобанов подбили третий Ме-109 и погнали его на восток, заставив немецкого летчика приземлиться и сдаться в плен...
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года майору Семенишину и капитану Дрыгину присвоено звание Герой Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Владимир Григорьевич Семенишин - один из опытнейших пилотов. Он совершил сотни боевых вылетов, сбил лично 8 фашистских самолетов и 10 - в группе с товарищами».

Именно на Кубани в полной мере раскрылся талант Семенишина, как непревзойденного воздушного бойца. Именно здесь он одержал значительную часть своих побед. 24 мая 1943 года Владимир Григорьевич Семенишин был удостоен звания Героя Советского Союза. В последующих воздушных схватках удача так же сопутствовала ему. 27 мая 1943 года с самого раннего утра фашистские бомбардировщики под прикрытием истребителей стали наносить массированные удары по нашим войскам. Владимир Семенишин в тот день несколько раз вылетал на боевые задания и возвращался с победой: под его командованием было уничтожено 11 вражеских самолетов, причем 4 из них он сбил лично.

Газета 4-й Воздушной армии «Крылья Советов» напечатала корреспонденцию под крупным заголовком «Выдающаяся победа советского аса. Вчера Герой Советского Союза майор В. Семенишин сбил 4 самолета противника». Всю обложку очередного номера журнала Главного политического управления Советской Армии «Фронтовая иллюстрация» занял портрет Владимира Семенишина, снятого на крыле своего истребителя.

Семенишин Владимир Григорьевич

Всего Владимир Григорьевич уничтожил в воздушных боях 23 вражеских самолета лично и 13 - в группе с товарищами. Владимир Семенишин считался одним из лучших авиационных командиров и организаторов воздушного боя, летчик-ас. Особенно его летный талант проявился в Кубанских боях. Награжден орденами Ленина (дважды), Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

О новом подвиге нашего земляка узнала вся страна. В опубликованной в газете «Правда» корреспонденции «Небо Кубани» рассказывалось:

«Королем воздуха в эти дни оказался майор Владимир Семенишин, только что получивший звание Героя Советского Союза. На маленьком своем быстроходном истребителе он вел тяжелый бой над передним краем линии фронта и добился исключительного успеха. Семенишин мастерски сбил 4 «Мессершмитта», которые попытались прикрыть большую группу «Хейнкелей» и «Юнкерсов». В этом бою Семенишин еще раз продемонстрировал высокий класс пилотажа».

Владимир не таил секретов своего летного мастерства. Наоборот, он стремился как можно полнее передавать свой богатый опыт фронтовым товарищам. В изданной в 1943 году брошюре «Мастерство Гвардейцев» была помещена его статья «О тактике немецких истребителей». В ней Владимир подробно разобрал некоторые новые тактические приемы вражеских летчиков, рассказал, как противодействовать этим приемам.

Война продолжалась. Ставший Гвардейским, полк под командованием Владимира Семенишина громил врага близ Мариуполя и Мелитополя.

Это случилось 29 сентября 1943 года. В тот день группа «Аэрокобр», возглавляемая командиром 104-го ГвИАП майором Семенишиным, над рекой Молочной (близ Мелитополя), вступила в бой с 10 немецкими истребителями. На этот раз Семенишин вылетел с другим ведомым: Александр Вильямсон в одном из предыдущих боев был тяжело ранен в голову и находился в госпитале. Владимир взял себе в пару, прибывшего в полк для прохождения практики летчика-инструктора. В этом неравном бою Семенишин сбил 3 вражеских самолета. Однако противнику удалось оттеснить от него ведомого. Яростно бросался в атаки Семенишин, маневрировал, уходил от наседавших «Мессеров». Но слишком неравны были силы. Противнику удалось подбить нашего аса. Самолет рухнул вниз. И никто уже никогда не узнает, что же тогда произошло - то ли у тяжелораненого пилота не хватило сил раскрыть парашют, то ли он был убит уже в воздухе... Семенишин упал на землю, так и не раскрыв парашюта...

К тому моменту отважный летчик совершил около 300 боевых вылетов и уничтожил в воздушных боях 36 самолетов противника - 23 сбил лично и 13 в группе с товарищами.

Александр Вильямсон вспоминает:

«Ко мне в лазарет приходит страшная весть - погиб мой ведущий, наш командир полка, наш Вовка. Нет больше Гвардии майора Семенишина, этого веселого, жизнерадостного, общительного боевого друга. Не стало человека, горячо любившего свою Родину».

Вот что пишет в своих воспоминаниях трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин:

«Боевые вылеты крупными группами всегда оправдывали себя. Недооценка такого метода, распыление сил и средств, приводили к меньшим успехам в боях, неоправданным потерям даже опытных летчиков. Именно так и произошло в 104-м полку, когда командир этой части, герой боев за Кубань, Владимир Семенишин вел неравный бой небольшой группой. Противник имел тогда значительное превосходство, и отважный летчик погиб в этом бою. Это была большая потеря. Она горько отозвалась в наших сердцах. Мы хорошо знали этого отважного летчика, не раз дрались в одном небе...»

Владимир упал на «ничейной» полосе. Видевшие этот бой наши пехотинцы тотчас же послали к летчикам своих представителей узнать, кто же это из советских богатырей так бесстрашно сражался и кого уже погибшего, но в глазах советских солдат и офицеров по-прежнему живого, их святой долг доставить в свое расположение. В свою очередь и немцы стремились, во что бы то ни стало овладеть телом советского аса.

Двое суток немцы не подпускали к телу Владимира наших воинов, непрерывно обстреливая «ничейную» полосу. Не давали приблизиться к нему немцам и советские бойцы. Наконец ночью наши пехотинцы сумели вынести мертвого Владимира. В Мелитополе в ту пору шли жестокие бои, а Мариуполь был уже освобожден. Узнавшие о гибели командира полка майора Семенишина рабочие мариупольского завода «Азовсталь» попросили командование похоронить Героя в их городе, защищая который, он отдал свою жизнь.

Летчику было 33 года... Имя Героя помещено на обелиске в городе Жданове (Мариуполе) Донецкой области. В Мариуполе есть средняя школа имени Героя Советского Союза Владимира Григорьевича Семенишина, улица его имени.

Владимир был отзывчивым, простым в обращении с людьми человеком. Он любил цветы, музыку, песни. Любил детей, хотел растить собственных ребят. Он необычайно заботливо относился к своему другу и товарищу Екатерине Петровне, в тяжелом состоянии доставленной из Ленинграда, с берегов Невы, в Ярославль и здесь, в городе на Волге, возвращенной к жизни.

Хочется привести здесь несколько строк из хранящихся у Екатерины Петровны писем Владимира:

«Здравствуй, моя милая, славная Катюша! Только что получил от тебя довольно обширное и к тому же глубоко патриотическое письмо. Мне очень приятно читать эти письма, они все пропитаны именно моим настроением и мыслями. Мне тоже, дорогая Катюша, как можно скорее хочется рассчитаться с этой ненавистной гадиной и зажить счастливой, радостной жизнью. Но это связано далеко не только с моим желанием: это связано с нашей общей волей, способностью и умением, а для того, чтобы уметь, необходимо учиться. И вот нам, уже «старикам-воякам», приходится в процессе самого боя своим собственным примером не только уничтожать врага, а и учить молодежь воевать «продуктивно». И в этом - главное. Вручение Звезды Героя заставляет усиленней биться мое сердце и больше, сильнее ненавидеть врага. Моя ненависть, вооруженная замечательной, любимой и мощной техникой, превращается в неотразимые удары по оголтелым, зарвавшимся гадам».

И тут же - сердечные строчки о неожиданно полученных в день вручения Звезды Героя «моих любимых алых розах». Любовь его к цветам, главным образом розам, укрепилась в Ленинграде, очевидно, в тот день, когда девушка Катя купила где-то на Невском одну единственную небольшую красную розу. Как он тогда обрадовался этому цветку! И как несказанно он был доволен, когда в день вручения ему Звезды Героя получил от Екатерины письмо с вложенными в нем лепестками роз.

Так же чутко, сердечно относился он и к музыке. Не случайно в самый разгар боев на Кубани Владимир писал:

«Вчера вечером у нас была группа артистов московской эстрады. Дали очень хороший концерт. Весь народ даже сегодня ходит под впечатлением вчерашнего вечера. Все чрезвычайно довольны и чувствуют себя счастливейшими людьми!»

Жители города Пошехонье бережно хранят память о Владимире Григорьевиче Семенишине, чья жизнь является ярким примером беззаветного служения Родине. На Аллее боевой славы установлена стела с барельефом Семенишина В.Г. На здании школы, в которой учился Владимир Семенишин, помещена памятная доска. Одна из улиц города Пошехонье названа в честь Героя.

Ярославль © 2020