Теляковский Владимир Аркадьевич

Теляковский Владимир Аркадьевич

1860 - 1924 гг.

Владимир Аркадьевич Теляковский - русский театральный деятель, администратор, мемуарист, последний директор Императорских театров. Родился 26 января 1860 года в Петербурге в семье потомственных дворян Ярославской губернии Аркадия Захаровича и Юлии Васильевны Теляковских.

Его отец, Аркадий Захарович Теляковский (1806–1891) – генерал-лейтенант, военный инженер, ученый, окончил инженерное училище, участвовал в русско-турецкой войне 1828–1829 гг., автор научного труда по фортификации, переведенного почти на все европейские языки. «Фортификация» Теляковского стала первым русским и европейским учебником для военных учебных заведений. С 1863 по 1865 года Аркадий Захарович исполнял обязанности председателя Технического комитета Главного инженерного управления. Он любил искусство и литературу, был знаком с Пушкиным, Лермонтовым, Крыловым, Тургеневым, знал несколько иностранных языков.

В родительском доме юный Володя Теляковский познакомился с П. И. Чайковским, который часто посещал их дом, музицировал в четыре руки с сестрой Владимира. Частыми гостями семейства Теляковских были военная элита, профессора петербургской Консерватории, артисты и писатели. Устраивались музыкальные и литературные вечера, где выступали не только дети, но и ведущие музыканты того времени, друзья дома.

Аркадию Захаровичу принадлежало несколько имений в Романов-Борисоглебском и Пошехонском уездах Ярославской губернии. Каждое лето вся семья отдыхала в имении Отрадное в живописной местности на берегу Волги, которое позже в 1891 году досталось в наследство Владимиру Аркадьевичу. Семья Теляковских, хотя и жила в Петербурге, но относилась к приходу церкви Воздвиженнское на Волге села Шашково. Связь с романовской землей у Владимира Аркадьевича никогда не прерывалась в течение всей его жизни.

Дед Владимира Аркадьевича Захар Николаевич Теляковский - участник Ярославского ополчения войны с Наполеоном 1812 года, похоронен вместе с женою у церкви села Белое Пошехонского уезда. Когда Владимира Аркадьевича спросили, не польское ли у него происхождение, он ответил, что его Польша находится в Пошехонском уезде Ярославской губернии.

По утверждению краеведа Д.А. Селицкого, фамилия происходит от названия села в Романов-Борисоглебском уезде Теляково – родового имения Теляковских. До самой революции 1917 года Теляковым владел Николай Леонидович Теляковский – троюродный брат Владимира Аркадьевича. Род ярославских дворян Теляковских древний, известный на Романовской земле со времен царя Алексея Михайловича. Предки Владимира Аркадьевича жили бок о бок с предками адмирала Ф.Ф. Ушакова.

В.А. Теляковский получил разностороннее домашнее образование. С малых лет занимался языками (французский, немецкий и английский), живописью, особенно любил музыку (и даже был изрядным пианистом). Но отцом ему была уготована военная карьера. Двадцати лет он окончил Пажеский корпус и пошел служить в полк Конной гвардии. В 1888 году окончил Академию генерального штаба, дослужился до звания полковника Конной гвардии, имел много наград.

Неожиданно, по инициативе министра царского двора барона Фредерикса, в прошлом командира Теляковского, он в мае 1898 года стал управляющим Московской конторой Дирекции императорских театров: в его ведении находились Большой, Малый и Новый театры. С 1901 до мая 1917 года Теляковский - глава Дирекции Императорских театров, но оставил за собой непосредственное руководство московскими Императорскими театрами.

Теляковский продолжил и развил реформы сцены, начатые его предшественником князем С.М. Волконским, стремился совершенствовать репертуар, повышать художественный уровень постановок, был способным администратором. При формирования театральных коллективов Теляковский считал главным привлечение свежих художественных сил, «омоложение» театральных трупп, и некоторые современники упрекали его в том, что Теляковский разгоняет заслуженных артистов, мастеров. Теляковский привлек в свои театры из частных антреприз Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, других талантливых молодых артистов, поддержал балетмейстеров А.А. Горского, М.М. Фокина, однако при нем покинули театр хореографы Мариус Петипа, его помощник А.В. Ширяев, Э. Чекетти, А.Ф. Бекефи, оперные артисты Долина, Каменская, Фигнер, Яковлев, Морской и ряд других театральных деятелей.

Теляковский Владимир Аркадьевич

Теляковский на костюмированном балу

Теляковский способствовал формированию института режиссуры на императорской сцене. В 1915 году он пригласил Станиславского проводить занятия с оперной молодежью Большого театра; со временем образовалась оперная студия под руководством Станиславского. При нем в театре создают свои постановки режиссеры А.А. Санин, В.Э. Мейерхольд, А.Н. Лаврентьев, А.Л. Загаров, Н.В. Петров и другие. Теляковский считал необходимым реформировать декорационное искусство, исходя из принципа независимости художника. В опере он привлек к работе художников группы «Мир искусства» К.А. Коровина, А.Я. Головина, А.Н. Бенуа, Л.С. Бакста. Но его попытки вмешательства в постановки Малого театра вызвали серьезный конфликт.

Главное, что он сделал – избавился от засилья иностранных трупп, привлек в императорские театры выдающихся актеров Шаляпина и Собинова, художников Коровина и Головина.

Революционные события 1917 г. ставят крест на карьере Теляковского. Его даже арестовали, но вскоре освободили. В 1917-1918 годах Теляковский работает кассиром на железнодорожном вокзале, с 1918 года - финансовым инспектором Народного банка при Николаевской железной дороге. В это время он пишет мемуары. В 1923 году отказался от предложенной должности заведующего хозяйственной частью петроградских академических театров. К концу 1923 года Теляковскому назначена пожизненная пенсия по болезни. В марте 1924 года, незадолго до смерти Теляковского, выходит его книга «Воспоминания 1898-1917». Мемуары и дневниковые записи Теляковского, обширные и подробные, представляют собой ценный исторический документ.

Умер последний директор императорских театров 27 октября 1924 года в Ленинграде. Но всю жизнь он духовно был связан с малой родиной.

Старинное село Шашково, находящееся недалеко от села Хопылево, где в церкви Богоявления на Острову был крещен адмирал Ф.Ф. Ушаков, когда-то относилось к Романов-Борисоглебскому уезду, с 1934 года вошло в Рыбинский район. Рядом с Шашковым на обрывистом берегу Волги располагалась усадьба дворян Теляковских под названием «Отрадное». Имение было небольшим. Теляковские, постоянно проживавшие в Петербурге, называли его дачей. В начале двадцатого столетия Теляковский часто посещает свое романовское имение Отрадное, к нему приезжают сюда в гости ставшие близкими друзьями Шаляпин, Собинов, Головин и Коровин. Имение Отрадное становится неким культурным центром, где пребывают и черпают вдохновение великие артисты и художники.

Многих знаменитых артистов, музыкантов и художников Владимир Аркадьевич приглашал в гости в имение Отрадное. В своих воспоминаниях В.А. Теляковский писал в мемуарах: «Летом Шаляпин приезжал к Коровину и подолгу гостил у него в свободное от гастролей время, нередко заезжал в мое имение Отрадное, находившееся недалеко от Рыбинска. Часто приезжал он с Коровиным и гостил у меня по нескольку дней». В Отрадном художник Константин Коровин не только отдыхал, но и работал. Здесь он писал этюды к декорациям для спектаклей. В июне 1901 года художник создал здесь портреты В.А. Теляковского и его жены Гурли Логиновны. В июле 1905 года Коровин в Отрадном написал один из лучших портретов Шаляпина, который хранится в Государственной Третьяковской галерее.

«Жду не дождусь, когда сяду на пароход, чтобы ехать в Отрадное», – писал Теляковскому из Италии Федор Шаляпин. Его знала вся Россия, поэтому телеграфисты даже «прослеживали» телеграммы, которыми обменивались Шаляпин и Теляковский. Так, рыбинский телеграфист Константин Полтевский, узнав, что Шаляпин находится в Отрадном, явился к нему на прослушивание. Федор Иванович похвалил его и посоветовал учиться оперному пению. И с легкой руки великого артиста молодой тенор получил путевку в театральную жизнь, в будущем стал оперным певцом и выступал на одной сцене с Шаляпиным.

Уже в советские годы в 1957 году усадьба сгорела, сохранился только один деревянный флигель, значительно перестроенный.

Ярославль © 2020