Щапов Борис Дмитриевич

Щапов Борис Дмитриевич

1921 - 1944 гг.

Имя Щапова особенно дорого для учеников 36 школы Ярославля, так как Б.Д. Щапов - ее выпускник 1937 года. Даже улица, на которой стоит школа, с 1965 года носит имя Б.Д. Щапова. В школьном музее был собран богатый материал о Щапове, включающий в себя и уникальные предметы, например его летный шлем.

Б.Д. Щапов – старший летчик 144 гвардейского штурмового авиаполка. К марту 1944 года совершил 133 боевых вылета на штурмовку войск противника. В воздушных боях сбил 8 вражеских истребителей. Погиб 30 мая 1944 года в бою в районе г. Яссы.

Родился он в городе Нерехта Костромской губернии, которая с 1936 по август 1944 года входила в пределы Ярославской области. Борис Щапов родился в семье мастера формовщика-литейщика Дмитрия Ивановича и Веры Васильевны Щаповой. Отец окончил 3 класса школы, а с 1930 года всю жизнь работал на Ярославском автозаводе (ныне моторный завод).

Раннее детство Щапова прошло в городе Нерехта. В 1930 году семья переезжает в Ярославль, так как отец Бориса, Дмитрий Иванович не мог найти себе подходящую работу в Нерехте, а в Ярославле в те годы развернулось крупное промышленное строительство, квалифицированных рабочих рук не хватало. Отец сначала работал на Ярославском автозаводе. Жили они тогда в квартире №7 дома №3 по Тутаевскому шоссе (ныне дом №57 по проспекту Октября), где и прошли детство и юность Героя.

Борис Щапов поступил в школу №36 города Ярославля, в 1938 году окончил 7 классов. Он был очень заинтересованным активным мальчиком. На пионерском форпосте Фибролитового поселка (район ул. Свердлова) он руководил авиамодельным кружком, с детства мечтал стать летчиком. Борис увлекался спортом (лыжи, коньки), пел в хоре и даже играл на мандолине. Страстью его стала фотография.

После окончания школы Борис пошел по стопам своего отца. В июне 1938 года он устроился электромонтером в электроцех автозавода, но в 1939 году перешел на Ярославский Шинный завод электриком в цех контрольно-измерительных приборов. Он был он веселым, улыбчивым, жадным до любого дела. Со школы любил ковыряться в приемнике, ломать голову над сложной радиосистемой. Здесь он быстро освоил ремонт и наладку контрольно-измерительной аппаратуры, сам сконструировал оригинальное приспособление для балансировки подвижных систем.

Работая на Ярославской шинном заводе, в 1939 году Щапов вступил в ВЛКСМ (Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи). В том же году его направили на учебу в Ярославский аэроклуб ОСАВИАХИМА. Мечта стать летчиком начала воплощаться в жизнь. В аэроклубе он учился без отрыва от производства. С 8 утра до 5 часов вечера был занят на заводе, после смены спешил на теоретические занятия в аэроклуб, а к 5 часам утра должен был являться на тренировочные полеты. Но хотелось и погулять, и в кино сходить. В клубе «Гигант» (ныне Дворец молодежи) он познакомился с девятиклассницей Варей, мечтал жениться на ней, когда она окончит школу. В срок он отлично окончил учебу в аэроклубе, получив звание пилота.

В апреле 1940 года Сталинским районным военкоматом Ярославля Б.Д. Щапов был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Амию, в Балашовскую авиационную школу летчиков. По окончании стал летчиком-инструктором с июля 1941 года в Бугурусланской авиашколе, а с мая 1942 года – в 1-ой Чкаловской авиационной школе пилотов в Оренбурге. Два года Щапов готовил военные кадры для фронта, а сам мечтал попасть в действующую армию, но рапорты всякий раз отклоняли.

Весной 1942 г. в боях под Харьковом погиб младший брат Бориса пулеметчик Виктор. Борис жаждал отомстить гитлеровцам за погибшего брата. Щапов записался на личный прием к начальнику школы. Тот отлично понял настроение и желание молодого пилота – сам потерял сына на фронте... В июне 1943 года, накануне Курской битвы, Борис Щапов прилетел на новеньком самолете Ил-2 на фронт. Эмблемой его полка на фюзеляже был зигзаг молнии, как символ быстроты и бесстрашия в бою.

Когда наши подходили к Харькову, Борис писал домой в Ярославль: «Сегодня сделал 25-й боевой вылет и жив. Мщу за Виктора!» За 25 успешных боевых вылетов произведенных в боях по освобождению городов Белгород и Харьков награжден орденом Красного знамени.

При выполнении каждого боевого вылета Щапов показывает образцы мужества и храбрости. На Белгородском и Харьковском направлениях уничтожил и поджег 8 танков, 31 автомашину, 2 дота, 1 полевое орудие, 1 склад с боеприпасами и до 95 гитлеровцев. Щапов был награжден орденом Отечественной Войны 1 Степени.

Мастерство атак показал Борис Щапов при штурмовке железнодорожных эшелонов на станциях Люботин, Кременчуг, Користовка, Долинская, где лично уничтожил 3 паровоза, 8 вагонов и 5 бензоцистерн. Отличился Борис Дмитриевич и 24 сентября 1943 года, когда группа из 12 самолетов, ведомая капитаном Пошевальниковым, вылетела на штурмовку переправы через Днепр у Кременчуга.

«Большое мужество и отвагу проявил тов. Щапов 24.09.1943 г. при разрушении переправы через р. Днепр в районе гор. Кременчуг. При заходе группы в 12 самолетов, ведомой гвардии капитаном Пошевальниковым, на атаку переправы тов. Щапов заметил, что с западного берега открыла интенсивный огонь по штурмовикам зенитная батарея в 4 орудия крупного калибра. Проявив разумную инициативу, храбрость и мужество тов. Щапов первым стремительно атаковал стреляющую батарею и, поразив, заставил ее замолчать. В результате такой дерзкой атаки самолет получил 3 крупных снарядных повреждения, а сам тов. Щапов легкое ранение лица осколками от снарядов 3А. Несмотря на сильное повреждение самолета и ранение, тов. Щапов не вышел из строя, а продолжал выполнять задание, защищая от нападавших истребителей своего ведущего командира и группу, обеспечив тем самым отличное выполнение задания и возращение группы без потерь». (Наградной лист к званию Героя Советского Союза на Щапова Б.Д.)

«Мужественно и отважно действовал тов. Щапов при занятии наземными войсками крупного железнодорожного пункта. Знаменка, куда произвел 11 боевых вылетов и уничтожил 1 паровоз, 2 вагона с боеприпасами, одну бензоцистерну, 2 танка, 12 автомашин, 3 орудия главного калибра, провел 3 успешных воздушных боя с истребителями противника, во время которых лично сбил 1 Ме-109, что подтверждается фотоснимками и экипажами истребителей прикрытия». (Электронный банк данных «Подвиг народа»)

На подступах к Кировограду зимой 1943-44 года гитлеровцы сосредоточили крупные силы пехоты, танков и артиллерии (Корсунь-шевченковская группировка). 5 января 1944 года началась Кировоградская операция. В эти дни, не считаясь с крайне неблагоприятными погодными условиями, Борис Щапов вместе со своими товарищами ежедневно по нескольку раз поднимался в воздух и выполнял самые ответственные задания. Щапов лично уничтожил 7 танков, 5 орудий, 17 автомашин, 3 склада с боеприпасами, 6 автоцистерн с горючим и подавил огонь 3-х зенитных батарей. В 7 воздушных боях с истребителями противника сбил 1 Ме-109 и 1 ФВ-190, все результаты подтверждены фотоснимками, истребителями прикрытия и экипажами групп. Б.Д. Щапов был награжден орденом Славы 3 степени.

Советское командование предъявило окруженному противнику ультиматум о капитуляции, а когда он был отклонен, приступило к уничтожению окруженной группировки. В свою очередь, немцы, поняв, что Корсунь-Шевченковский может стать для них вторым Сталинградом, отдали приказ своим войскам любой ценой вырваться из кольца, сосредоточив в ударный кулак всю технику и живую силу. Щапов при разведке посадочных площадок в районе Корсунь за 4 успешно проведенных боевых вылета своим звеном уничтожил 11 самолетов Ю-52 из которых 4 уничтожил сам лично.

21 февраля 1944 года Б.Д. Щапова представили к званию Героя Советского Союза. «За постоянный героизм, проявленный в 133 успешно выполненных боевых вылетах, произведенных в боях за освобождение Советской Украины, за проявленное мужество и самоотверженность в 53 проведенных воздушных боях и лично сбитых 8 истребителей противника, за нанесение большого урона в технике и живой силе противника, за участие в боях по уничтожению окруженной группировки в районе Кросунь тов. Щапов достоин высшей правительственной награды присвоения звания «Герой Советского Союза».

Однако сам Борис Дмитриевич сам об этом так и не узнал. 30 мая 1944 года состоялся боевой полет, который стал в его жизни последним. Вечером 30 мая 1944 года из штаба соединения поступил срочный боевой приказ: сорвать наступление фашистской танковой колонны севернее города Яссы. Девятку штурмовиков, как всегда, повел на задание Герой Советского Союза командир эскадрильи гвардии капитан Степан Пошевальников. Правым звеном командовал Борис Щапов. Штурмовики появились у цели внезапно. Фашистские зенитчики, выпустив четыре снаряда, были подавлены огнем ИЛов. Один из снарядов попал в самолет Щапова, оторвало хвостовую часть машины. Перевернувшись через двигатель, неуправляемый самолет рухнул вниз. Все ждали, что Борис выпрыгнет с парашютом. Увы, этого не произошло. Может быть, он был убит уже в кабине или находился без сознания...

Авиамеханик Владимир Грановесов, обслуживающий самолет Щапова, написал письмо его родителям: «Здравствуйте дорогие родители Бориса и сестра Роза! Как видите вместо обычного письма, которое Вы ждете от Бориса, Вы получаете письмо, написанное чужой рукой. Мне не легко его писать, но долг справедливости обязывает меня сообщить правду, насколько бы она горька ни была, тем более что я был его спутником во всех боевых полетах и другом на протяжении года жизни на фронте.
Борису не удалось дожить до счастливого Дня Победы. 30-го мая в 19 часов, выполняя боевое задание по штурмовке войск севернее гор. Яссы, он был сбит вражеским зенитным снарядом, его самолет, потеряв управление, врезался в гущу врагов, похоронив под обломками Бориса и тех, кто повинен в его преждевременной смерти. Мне не найти слов, чтобы выразить тяжесть понесенной утраты. Да и нужно ли это? Вам она понятна больше, чем кому-либо. Скажу только одно: наша часть в его лице потеряла одного из прекрасных летчиков, смелого и решительного, беззаветно преданного своему народу и всей душой ненавидящего врага. Борис был любим всеми – от седого генерала до рядового бойца. Каждый из нас считал за честь бить с ним или под его руководством, ибо он в себе олицетворял все самые лучшие качества командира и товарища.
Нам не удалось найти тело Бориса (позднее, когда продвинутся наши войска, мы побываем на месте гибели Бориса и поставим ему памятник), но на митинге, состоявшемся в день его гибели, все его друзья дали торжественную клятву отомстить врагу. Командование части ходатайствует о зачислении имени Бориса навечно в списки части. На бортах самолетов его лучших друзей написан девиз: «За Бориса Щапова».
Да, Бориса нет. Вместе с Вами я скорблю о нем. Но прошу: мужайтесь, дорогие! Пусть Ваше горе утешится благородством Вашего сына-героя, исполнившего честно свой долг перед Родиной. Дайте это письмо почитать Варе. Пусть она помнит о своем друге. Посылаю фото-карточку Бориса. Таким он был в последние дни своей жизни. Высылаю также справки, которые Борис не успел отправить. Адрес на конверте написан его рукой. Вещи Бориса отосланы Вам по почте.
Будьте здоровы. Крепко жму Ваши руки»

Звание Героя Советского Союза младшему лейтенанту Борису Дмитриевичу Щапову присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года посмертно.

Ярославцы свято чтут память о Герое Советского Союза Б.Д. Щапове. В 1965 году, когда впервые с 1945 года в СССР столь широко отмечался День Победы, в Ярославле появилась улица им. Щапова. С инициативой присвоения имени Героя улице Безымянной на Фибролитовом поселке выступили члены кружка «Юный историк» под руководством Заслуженного учителя РСФСР В.С. Латышева. В Ленинском районе улица Безымянная была переименована в улицу Героя Советского Союза Бориса Дмитриевича Щапова.
17 февраля 1965 года фасаде школы № 36 была открыта мемориальная доска с вырезанными золотыми буквами словами: «В этой школе учился Герой Советского Союза - летчик Щапов Борис Дмитриевич, погибший в боях за свободу и независимость нашей Родины». Мемориальная доска была открыта еще на старом здании школы, непосредственно в котором и учился Б.Д. Щапов. После переезда школы в новостройку в 1976 году доска была перенесена на новое здание школы, где и находится по сей день.
В 1965 г. один из пионерских отрядов школы № 36 добился права носить имя Б.Д. Щапова, вскоре вся пионерская дружина школы стала носить имя Героя. Мемориальная доска установлена на дом №57 проспекту Октября, где жил Борис Щапов.
Имя Б.Д. Щапова увековечено на мемориалах погибшим работникам Ярославского моторного и шинного заводов. В музеях этих предприятий созданы небольшие экспозиции, посвященные Герою.

Ярославль © 2020