Тихонравов Михаил Клавдиевич

Тихонравов Михаил Клавдиевич

1900 - 1974 гг.

Михаил Клавдиевич Тихонравов - советский инженер, конструктор космической и ракетной техники, сподвижник С.П. Королева. Доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской премии, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, беззаветно преданный идее космических полетов.

Михаил Клавдиевич Тихонравов работал над первой советской ракетой с двигателем на гибридном топливе (1933), исследованием ЖРД, участвовал в разработке ракет для изучения верхних слоев атмосферы, работал над проблемами проектирования высотных ракет. Создание первых искусственных спутников Земли, космических кораблей непосредственно связано с именем М.К. Тихонравова. Еще в 1939 году основоположник практической космонавтики в нашей стране М.К. Тихонравов писал: «Все без исключения работы в области ракетной техники в конце концов ведут к космическому полету». Трудом и талантом основоположников космонавтики М.К. Янгеля, С.П. Королева, М.В. Келдыша, М.К. Тихонравова закладывались теоретические и практические основы космонавтики.

Михаил Тихонравов родился в г. Владимире 29 июля 1900 г. Отец - Клавдий Михайлович Тихонравов, юрист, мать - Александра Николаевна (урожденная Воронина) - учительница. Из Владимира Тихонравовы переезжают в столицу, но после революционных событий 1917 г. в Петрограде большой семье жить стало трудно. Мать с младшими детьми уехала к сестре Софье в Переславль-Залесский, а Клавдий Михайлович с Мишей остались в Петрограде до окончания им гимназии.

Михаил обладал талантом художника, в совершенстве владел латынью и читал в подлиннике античных авторов; изучил и французский язык. В девятилетнем возрасте Миша Тихонравов, побывав на авиационном представлении, на всю жизнь «заболел» небом, начал изучать книги по теории воздухоплавания. Своим друзьям мог часами рассказывать истории Жюля Верна, фантазировал о полетах на Луну, на Марс.

В 1918 году Михаил с отцом приезжают в Переславль, где отец работает на должности народного судьи, а Михаил устраивается курьером и переписчиком документов. В свободное время Михаил Тихонравов занимается рисованием, посещает собрания переславской молодежи.

Движение за создание молодежных организаций в Переславле началось еще летом 1917 года. В гимназиях создавались советы учащихся делегатов, всевозможные кружки, издавались рукописные журналы. Михаил Клавдиевич активно включается в комсомольскую работу и становится одним из первых комсомольцев в Переславле (комсомольский билет №29 от 4 марта 1919 года). В эти годы раскрываются характерные черты будущего конструктора: внутренняя дисциплина, стремление к упорядочению во всем, чем бы он ни занимался, к систематизации в любом деле и к обязательному доведению его до конца. В марте 1919 г. Тихонравов становится председателем городского комитета комсомола, активно участвует в создании комсомольских ячеек в городе и деревне.

Когда в 1920 году Н.Е. Жуковский организовал Институт инженеров Красного Воздушного Флота, Тихонравов оказывается в числе студентов. В учебных мастерских института он вместе с авиационным инженером-конструктором Владимиром Вахмистровым проектирует и строит планеры. В 1925 году он представляет советский планеризм на международных соревнованиях в Германии, показав превосходные результаты. В эти годы М. Тихонравов становится приверженцем идеи межпланетных сообщений, решает посвятить себя авиации.

В 1925 году М.К.Тихонравов заканчивает институт, к этому времени переименованный в Военную Воздушную Академию Рабоче-Крестьянской Красной Армии имени профессора Жуковского (это первый выпуск академии). Работает у знаменитого авиаконструктора Н.Н. Поликарпова, участвовует в создании ряда самолетов - первенцев советской авиации, в том числе и легкого ночного бомбардировщика У-2. Одновременно он начинает серьезно осваивать теоретические основы ракетной техники.

Тихонравов Михаил Клавдиевич

Тихонравов знакомится в секции планеризма с Сергеем Павловичем Королевым, их знакомство переходит в тесное сотрудничество. Сергей Павлович Королев рассказал ему, что в Москве создается группа для изучения принципов реактивного движения, позже получившая название ГИРД, и предложил Тихонравову возглавить бригаду по разработке баллистических ракет с жидкостными реактивными двигателями. Первое время трудились на общественных началах по вечерам (официально ГИРД был создан в 1931). Остроумные люди расшифровали название своей организации как «группа инженеров, работающих даром». Работали в холодном, еще не обжитом подвале с цементным полом и холодными каменными стенами на Садово-Спасской улице. Материальная обеспеченность в ГИРДе была недостаточной. Каждая болванка металла, станок или пара умелых рук была на счету. Когда необходимо было паять серебром, многие гирдовцы приносили из дома кто серебряную ложку, кто вилку.

17 августа 1933 года на инженерном полигоне в Нахабине был осуществлен пуск ракеты «09» – первой советской жидкостной ракеты конструкции М.К. Тихонравова. За 18 секунд полета ракета поднялась на высоту 400 метров. На второй день после старта «девятки» вышел специальный выпуск стенгазеты «Ракета» под редакцией С.П. Королева. В 1933 году на базе Ленинградской газодинамической лаборатории и ГИРДа был организован первый в мировой практике Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). М.К. Тихонравов и С.П. Королев стали там начальниками отделов. Занимался исследованием жидкостных реактивных двигателей, разработкой ракет для изучения верхних слоев атмосферы, однако в конце тридцатых годов работы по созданию жидкостных баллистических ракет были свернуты и Тихонравов занялся разработкой снарядов для «Катюш».

В 1934 году М.К. Тихонравов выступил с докладом на первой Всесоюзной конференции по изучению стратосферы, в котором впервые обосновывалась возможность полета в ракете человека. В том же году М.К. Тихонравов посетил в Калуге К.Э. Циолковского. На память об этой встрече осталась фотография, ныне ставшая хрестоматийной.

Тихонравов Михаил Клавдиевич

Центром разработки реактивного вооружения в 1946 г. был НИИ-4, где заместителем начальника назначен инженер-полковник Михаил Клавдиевич Тихонравов. К тому времени он известен как конструктор первой отечественной ракеты с жидкостным двигателем (1933), ракеты с высотой полета до 40 километров (1936) и многоступенчатой пороховой ракеты для полета в стратосферу (1942). Тихонравов организовал в институте отдел, который занялся теорией составных (многоступенчатых) ракет. Проведенные здесь исследовательские работы подтвердили возможность достижения любых дальностей полета и выведения на околоземную орбиту искусственных спутников Земли. Михаил Клавдиевич начал подбирать из талантливой молодежи группу единомышленников. Сформировавшийся в результате небольшой сплоченный коллектив вошел в историю ракетно-космической техники как «группа Тихонравова» или «великолепная восьмерка».

К 1950 году были получены убедительные результаты, подтвердившие, что первая космическая скорость достижима, запуск искусственного спутника Земли – не фантазия, а вполне реальная перспектива. 15 марта 1950 года на первой научно-технической конференции НИИ-4 Михаил Клавдиевич сказал, что существует реальная возможность вывода на орбиту искусственного спутника Земли и полета человека в космос. Зал загудел, стали раздаваться выкрики: «А зачем это нужно? Нам что, делать нечего? Бред какой-то!?» Михаил Клавдиевич все же закончил доклад и покинул трибуну. На трибуне появился один из представителей высшего военного руководства генерал П.П. Чечулин (через три года он займет кресло начальника НИИ-4). Без тени сомнения в своей правоте он под бурные аплодисменты вынес приговор: «Все это фантастика! Считаю нецелесообразным тратить время не только на такие исследования, но даже на их обсуждение». М.К. Тихонравов был отстранен от должности заместителя начальника института и назначен консультантом. Почти всех сотрудников у него забрали. Работы по спутнику запретили.

Но «группа Тихонравова» свою деятельность не прекратила. «Подпольная корпорация», как они себя назвали, занималась «запретной» тематикой во внерабочее время. Михаил Клавдиевич поддерживал постоянную связь с Сергеем Павловичем Королевым и регулярно высылал ему результаты исследований, о которых знал и М.В. Келдыш. Королев и Тихонравов понимали: осуществить запуск спутника Земли они смогут только совместными усилиями. И в конце 1953 года решили, что Сергей Павлович закажет НИИ-4 тему по спутнику, которая войдет в план научно-исследовательских работ института. С января 1954 года в НИИ-4 была официально открыта тема «Исследования по вопросу создания искусственного спутника Земли». Научным руководителем назначили М.К. Тихонравова.

Тихонравов Михаил Клавдиевич

М.К. Тихонравов и С.П. Королев

Для Королева и Тихонравова в работе над вооружением армии главным было создать межконтинентальную баллистическую ракету, способную преодолеть земное тяготение. К середине 1954 года полностью определился технический облик ракеты Р-7 – знаменитой «семерки», вобравшей в себя рекордное количество технических новшеств. Тогда Королев и начал добиваться правительственного решения о параллельной разработке проекта спутника. На свой страх и риск он организовал проектирование искусственного спутника Земли в ОКБ-1 без соответствующих разрешений Министерства и Правительства. В 1956 г. ОКБ-1 вместе с опытным заводом №88 стало самостоятельным предприятием во главе с Главным конструктором С.П. Королевым. М.К. Тихонравов с частью своих сотрудников переходит к Королеву начальником головного проектного отдела №9. Это было первое специализированное подразделение, которому поручалось проектировать не ракеты, а космические аппараты.

4 октября 1957 г. из космоса донесся до земли голос спутника: «Бип-бип-бип...» Космическая эра началась!

В 1957 году за работы по подготовке и проведению запусков первых искусственных спутников Земли М.К. Тихонравов удостаивается Ленинской премии. В 1961 году после полета в космос Юрия Гагарина на «Востоке», спроектированном в его отделе, ему присваивается звание Героя Социалистического Труда. Дважды он был награжден орденом Ленина и дважды – орденом Красной Звезды.

Искусственные спутники Земли, искусственный спутник Солнца, фотографии обратной стороны Луны, мягкая посадка на Луну, полет к Венере, марсоход, полет Гагарина, выход Леонова в открытый космос, стыковка на орбите беспилотных кораблей... Всеми этими проектными работами занимался Михаил Тихонравов. И многое было реализовано впервые в мире.

4 марта 1974-го страну облетела черная весть, что на 73-м году жизни скончался выдающийся ученый, академик и педагог Тихонравов Михаил Клавдиевич.

После его смерти остались опубликованных и неопубликованных более 200 статей и книг по вопросам планеризма, аэродинамики, ракетной техники, а также фундаментальные труды «Основы теории полета и элементы проектирования искусственных спутников Земли» – результат работы «группы Тихонравова» и «Основные воззрения физики» (остался не оконченным). Идеи К.Э. Циолковского, М.К. Тихонравова и его группы были поддержаны и далее улучшены и реализованы в ракетах Р-7, «Восток», «Протон», «Энергия», в США - «Спейс-Шаттл», в ракетно-космической технике Японии, Китая...

Имя Михаила Клавдиевича Тихонравова увековечено в названии Болшевского НИИ Министерства обороны России. Его именем названа главная улица молодого города Юбилейного, выросшего из военного городка при НИИ-4. Его именем названа улица г. Владимира. Через два года после кончины Михаила Клавдиевича в американском городе Аламогордо (штат Нью-Мексико) был открыт Музей космонавтики. В Зале Славы музея в числе изображений 35 крупнейших деятелей мировой космонавтики поместили и портрет М.К. Тихонравова.

«Михаил Клавдиевич – это наша отечественная гордость и нравственная ценность, один из тех замечательных людей, о которых с полным основанием говорят, что они творят историю. А история космонавтики неразрывно связана с его именем, именем нашего земляка», - военоначальник В.Л. Иванов.

Переславцы помнят о первом комсомольце, активисте, агитаторе, и считают важным сохранить память о его пребывании на своей земле. В Переславле-Залесском одна из улиц носит имя М.К. Тихонравова. В 2011 году решением Городской думы Михаилу Клавдиевичу Тихонравову присвоили звание Почетного гражданина города Переславля-Залесского.

Ярославль © 2020