Ухтомский Дмитрий Васильевич

1719 - 1774 гг.

Архитектор Дмитрий Васильевич Ухтомский родился в 1719 году в Ярославской губернии. Выходец из именитого княжеского рода и являвшийся прямым потомком Юрия Долгорукова.

Детские годы будущий архитектор провел в селе Семеновском - семейной вотчине, а после, после продажи владения его отцом Василием Григорьевичем - бывшим солдатом знаменитого Семеновского пола - переехал в село Шелепинское той же Ярославской губернии, наполовину принадлежавшего его матери - Ирине Яковлевне Чириковой.

В 12 лет, в 1731 году, Дмитрия Ухтомского отправляют в город Москву и определяют в Школу математических и навигационных наук. Закончил он ее в 1733, после чего трудился, вплоть до 1741 года, под руководством архитектора Ивана Федоровича Мичурина.

Здесь на практическом строительстве он приобрел необходимые зодчему знания и опыт. После пяти лет обучения Мичурин характеризовал Ухтомского и некоторых других учеников «весьма рачительными, которые уже тщанием своим теоретику обучили и так преуспели, что могут сами какому-либо регулярному зданию композицию делать со всеми художественными доказательствами».

С 1742 года работал под руководством Ивана Коробова, который в том же году фактически передал Ухтомскому руководство своей архитектурной практикой. В 1744 году Ухтомский получает официальное признание, титул государственного архитектора и капитанский чин. Крупный успех архитектора связан с коронацией Елизаветы Петровны в 1742 году, когда он выполнил в нескольких вариантах проект Триумфальных ворот на Тверской улице, а также декоративное оформление коронационных празднеств в Кремле с «бассейнами и каскадами для фонтанов» и торжественной иллюминацией.

После ухода Коробова с работы и смерти Бланка, служившего в полицмейстерской канцелярии, которая ведала благоустройством, регулированием улиц и текущим строительством города, Ухтомский, как наиболее знающий и достойный московский зодчий, был в 1745 году назначен на эту должность и произведен в архитекторы.

Зодчий стал известен, благодаря возведенным им в большом количестве триумфальным аркам и различным павильонам. К сожалению, многие его творения до наших дней не сохранились, были разрушены пожарами, а некоторые снесены при советской власти.

В 1748, а также в 1752 году архитектор разрабатывал первые в истории города генпланы Москвы, что было связано с уничтожением построек сильными пожарами того периода. В 1750-х зодчий руководил реконструкцией и реставрацией московского Кремля. В 1749 году основал знаменитую Дворцовую школу по подготовке молодых архитекторов, где в свое время обучались такие известные в будущем мастера, как Матвей Федорович Казаков, Александр Филиппович Кокоринов и Иван Егорович Старов.

Крупным произведением Ухтомского был каменный Кузнецкий мост через реку Неглинную (1751–1757), сооруженный вместо деревянного, который затоплялся во время паводков. Уже во время строительства каменного моста зодчий расширил свой замысел, предусмотрев перепланировку близлежащих улиц. Это был пример регулярной застройки города, созданной на основе группы сооружений утилитарного назначения. Однако Ухтомский желал видеть в своем произведении не только «регулярность», но и «великолепие» — качество, отвечавшее его представлениям о роли и значении общественных зданий в архитектуре города. Но Ухтомский не упрощал понятие «великолепия» по отношению к деловым сооружениям. Строения Кузнецкого моста не воспроизводили неуместных в утилитарных постройках роскоши и богатства дворцовых зданий. «Великолепие» представало здесь в монументальности и масштабах всего ансамбля.

Ухтомский Дмитрий Васильевич

Кузнецкий мост

В связи с приездом Елизаветы Петровны в Москву Ухтомский выполнил проект и построил близ Лефортовского дворца здание Сената в Немецкой слободе (1753–1757). Ухтомскому предстояло создать крупное сооружение, внушительный облик которого должен был со всей выразительностью и «пристойностью» свидетельствовать о правительственном и общественном назначении сооружения. В здании Сената наметились первые существенные особенности архитектуры этого времени. Схемы казенного здания общественного назначения и городских московских и загородных усадеб послужили основой для дальнейшего развития и всесторонней разработки типа этих сооружений в будущем. Образцы их получили законченное воплощение в творчестве учеников Ухтомского — мастеров московского классицизма.

Ухтомский Дмитрий Васильевич

Здание Сената

Ухтомский много работал в Московском Кремле. Он производил реставрацию старых памятников, перестраивал и строил новые сооружения, занимался благоустройством кремлевской застройки, принимал участие в строительстве Кремлевского дворца, разрабатывал проект недостроенного еще тогда Арсенала. Новатор, убежденный поборник современной ему архитектуры, Ухтомский смело проектировал рядом с древними памятниками Москвы сооружения, выполненные в формах русского зодчества нового времени.

В свои произведения Ухтомский никогда не переносил без переработки детали древнерусского зодчества и не применял поверхностной стилизации старины, что можно объяснить его безоговорочным утверждением главенствующей роли новой архитектуры в московском зодчестве середины XVIII века. Отказавшись от буквального повторения приемов и деталей допетровского зодчества, Ухтомский заменил это внешнее воспроизведение форм тонким и проникновенным претворением в своих произведениях жизнеспособных традиций прошлого, переосмыслением испытанных архитектурно-художественных средств старых русских мастеров.

Ухтомский строил и культовые сооружения: церковь на Лазаревском кладбище (1748–1750), колокольню церкви Параскевы Пятницы (1740-е годы) и другие. Лучшее среди них — прославленная колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре (1741–1770).

Ухтомский Дмитрий Васильевич

Колокольня Успенского собора в Троице-Сергиевой лавре

При посещении лавры Елизаветой Петровной в 1753 году, Ухтомский поднес ей для утверждения проект перестройки колокольни, возводимой первоначально по чертежам И. Шумахера. Императрица одобрила замысел зодчего, который представил колокольню в виде высотного триумфального строения, отвечавшего идеям и вкусам времени. Ухтомскому удалось без существенных изменений уже построенной части превратить заурядное, маловыразительное сооружение в высокохудожественное произведение, вошедшее в русскую архитектуру 18-го столетия как один из совершенных ее памятников. Величавая колокольня, как это было присуще лучшим произведениям Ухтомского, составила гармоничное целое вместе с разнообразным комплексом строений лавры, обогатила монастырский ансамбль. Ухтомский создал глубоко национальное произведение, связанное с традициями древнерусского зодчества, но отвечающее эстетическим идеалам своего времени.

В 1753 году Ухтомскому было поручено построить каменные Красные ворота вместо сгоревших незадолго до того деревянных ворот, возведенных к коронации Елизаветы Петровны. Они стояли на пересечении бывшей Мясницкой и Садовой улиц. Строительные работы над новым ансамблем завершились к 1757 году. Постройка сохранила общие формы и элементы старых ворот, однако была выше предыдущей на 26 метров. Формы новых ворот при переложении их в камень приобрели монументальность и иной архитектурный смысл. Архитектурное сооружение было богато украшено лепниной, росписью и бронзовыми фигурами. Облик ворот дополняли восемь золоченых статуй — аллегорий Мужества, Верности, Изобилия, Бодрствования, Экономии, Постоянства, Меркурия и Милости. Конструкция была увенчана бронзовой статуей трубящего ангела.

Ухтомский Дмитрий Васильевич

Красные ворота

Произведением, которое ярко выразило тесную связь Ухтомского с современностью и вместе с тем его устремления к будущему, был проект Госпитального дома и Дома Инвалидов — одна из последних крупных работ зодчего. Ансамбль должен был состоять из ряда корпусов различного назначения, храма, парка... Опыт в строительстве деловых зданий, многолетняя работа по переустройству города позволили Ухтомскому создать детальное продуманное и мастерски выполненное сооружение практического назначения, каким явился проект Госпитального дома и Дома Инвалидов.

Идея создания казенного учреждения для раненых и инвалидов, для сирот погибших воинов возникла в годы Семилетней войны с Пруссией. Первоначально предполагалось строить Дом Инвалидов в Казани, но затем было решено создать его в Москве. Для возведения комплекса сооружений было намечено место на берегу Москвы-реки, в районе Симонова и Даниловского монастырей. В проекте ансамбля Дома Инвалидов, в котором слились все, казалось бы, противоречивые тенденции творчества Ухтомского, приобрели подлинное единство «регулярность» и «великолепие» — характерные свойства русской архитектуры середины 18-го столетия. Этот проект Ухтомского явился предшественником общественных ансамблей будущего, осуществленных учениками зодчего — прежде всего Казаковым, а затем мастерами Петербурга и Москвы.

В 1760 году произошло непоправимое - Ухтомского обвинили в растрате и отстранили от государственной службы, а вскоре, в 1764 году, закрыли и его школу. Правда, в дальнейшем суд его оправдал, но архитектор покинул Первопрестольную в 1767. К архитектурной практике после этого он более не возвращался.

Не стало зодчего в октябре 1774 года. Умер он в своем имении, расположенном тогда в Тульской губернии.

Ярославль © 2020