Ушинский Константин Дмитриевич

Ушинский Константин Дмитриевич

1823 - 1871 гг.

Константин Дмитриевич Ушинский известен своими трудами и уважаем особенно среди людей, занимающихся педагогической деятельностью. Ведь этот великий человек всю свою жизнь помогал своими трудами правильно воспитывать детей. Для них он также написал много интересных рассказов и сказок.

Родился в 1823 году в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского - отставного офицера, участника Отечественной войны 1812 года, мелкопоместного дворянина. Мать умерла, когда ему было 12 лет.

После назначения отца судьей в небольшой уездный город Новгород-Северский Черниговской губернии, семья Ушинских переехала туда. Жили в небольшом имении в четырех верстах от Новгород-Северского на берегу реки Десны. Мальчик рос справедливым и любознательным. В 11 лет Константин Ушинский поступил в третий класс Новгород-Северской гимназии (окончил ее в 1840 г). В город в гимназию Костя ходил пешком. Дорога в один конец занимала около часа. Учеба в гимназии сначала давалась Ушинскому легко. На подготовку домашних заданий у него уходило очень мало времени. Досуг он заполнял чтением, причем предпочтение отдавал книгам по истории. Кроме того он самостоятельно выучил немецкий язык. Однако легкость обучения была обманчивой - он провалил выпускные экзамены и не получил аттестата об ее окончании. Благо, тогда можно было сдавать вступительные экзамены в университет без наличия документа о среднем образовании.

Воспитание, полученное в бедной уездной гимназии маленького городка Малороссии Ушинский ценил выше, чем во многих других гимназиях. Этому способствовала страстная любовь к науке директора гимназии Ильи Федоровича Тимковского.

После окончания гимназии он поступил Московского университета на юридический факультет. Еще два года он продолжал стажироваться в стенах университета, после чего граф Строганов, попечитель Московского учебного округа, пригласил его в Ярославский Демидовский юридический лицей. В 23 года Константин Дмитриевич был назначен на должность исполняющего обязанности профессора камеральных наук на кафедре государственного права, законоведения и финансов. Познакомившись с учащимися заведения, Ушинский писал: «В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало «человека». А между тем все должно быть наоборот: воспитание должно оформить «человека», – и только потом из него, из личности развитой, непременно выработается соответствующий специалист, любящий свое дело, изучающий его, преданный ему, способный приносить пользу в выбранной им области деятельности в соответствии с размерами своих природных дарований».

Ушинский отличался смелостью и самостоятельностью суждений. В своих лекциях он увлекательно раскрывал передовые для того времени идеи и пользовался любовью у студентов. Весной 1848 года он редактировал неофициальную часть газеты «Ярославский губернские ведомости», сам активно сотрудничал в ней.

Первая статья Ушинского называлась «Волга». В ней проявляется не только живой интерес к Ярославскому краю, но и энциклопедическая образованность молодого ученого. В статье он доказал значение великой русской реки в жизни России. Вот отрывок из этой статьи: «Мы надеемся, что для жителей Ярославской губернии не будет вовсе бесполезным познакомиться поближе с той рекой, которой часто они вверяют все свое имущество и которая дала важные значения их губернии; 45 нитями привязывается Ярославская губерния к Волге и от нее получает все направление своей промышленной деятельности. Важнейшие ярославские города Волге обязаны своим богатством и своим значением, и, кажется, нет ни одного села, ни одной деревни во всей Ярославской губернии, жизнь которых, богатства и занятия не условливались бы этой рекой; следовательно, говоря о Волге, мы будем говорить о предмете слишком близком и важном для Ярославцев.
...Волга определила характер нашей истории, дала нам почетное место в ряду других исторических деятелей, указала высокое назначение. Уже 2000 лет оживляет она обитателей однообразной равнины нашего отечества, и, может быть, без нее никогда бы оно не раздвинулось на такое огромное пространство. Увеличение России и ее цивилизации постоянно держалось берегов рек волжской системы и, можно сказать, выросли на этих берегах; она для нас так же важна, как Нил для Египта, важнее, чем Ганг для Индустана и Рейн для Германии».

Студенты любили своего преподавателя. Но либеральные взгляды молодого профессора, его глубокая эрудиция, простота в обращении со своими учениками вызвали недовольство руководства лицея, что в конечном итоге привело к конфликтам с начальством лицея, доносам вышестоящему начальству на Ушинского со стороны руководства лицея. В результате в 1849 году Ушинский оставил лицей. Некоторое время он зарабатывал себе на жизнь переводами статей из иностранных журналов, рецензиями и обзорами в журналах, а его попытки устроиться на преподавательскую должность не увенчались успехом.

В период работы в Демидовском лицее великий педагог жил в доме (71) на бывшей Стрелецкой улице (ныне ул. Ушинского, д. 80). В гости к нему заходил и писатель А.Н. Островский, посетивший наш город.

Через полтора года безуспешных попыток устроиться на преподавательскую работу в Ярославле Ушинский переехал в Санкт-Петербург, где служил на мелкой чиновничьей должности столоначальника департамента иноземных вероисповеданий. В январе 1854 года, благодаря помощи бывшего коллеги по Демидовскому лицею, Ушинскому удалось перейти на работу преподавателя русской словесности в Гатчинский Сиротский институт, который находился под покровительством императрицы. Задачей этого сиротского института было воспитание людей, верных «царю и отечеству» строгими методами. Ушинский так характеризовал позже институтские порядки: «Канцелярия и экономия наверху, администрация в середине, учение под ногами, а воспитание - за дверьми здания». Ушинский был поражен тем, насколько прогнила система воспитания в этом институте, и решил, во что бы то ни стало исправить ситуацию. Увлеченный педагогикой еще со времен университета, он был уверен, что ему это удастся. И так оно и случилось. За пять лет работы в институте Константин Дмитриевич смог уничтожить практику доносов и мелкого воровства и зародить в воспитанниках чувство общности, единства. По мнению Ушинского, чувство товарищества – основа успешного воспитания. Кстати, порядки, установленные им, остались в Сиротском институте и после его ухода и просуществовали вплоть до 1917 года.

Уже через год он был повышен по службе и назначен инспектором классов. В стенах этого учебного заведения К.Д. Ушинский обнаружил архив одного из прежних инспекторов Гатчинского сиротского института - Е.О. Гугеля, в котором он нашел, как писал позже сам Ушинский, «полное собрание педагогических книг». Эти книги оказали огромное влияние на Ушинского. Позже он написал одну из лучших своих статей по педагогике «О пользе педагогической литературы», имевшую огромный общественный успех. Ушинский стал постоянным автором «Журнала для Воспитания», где писал статьи на систему воспитания и образования в России. Также он сотрудничал в журналах «Современник» (1852—1854) и «Библиотека для чтения» (1854—1855).

В 1859 году Ушинского стал инспектором классов Смольного института благородных девиц, где ему удалось провести значительные прогрессивные изменения. Он ввел новый план обучения, главными предметами стали русский язык и литература, а также естественные науки. На уроках физики и химии он ввел опыты, так как эти наглядные принципы обучения способствовали лучшему усваиванию и пониманию тем. Ввел он двухлетний педагогический класс сверх общеобразовательных семи классов, чтобы воспитанницы лучше подготовились к полезному труду. Он также ввел в практику педагогической работы конференции и совещания для учителей. Воспитанницы же получали право отдыхать на каникулах и в праздники у родителей. Всем этим новшествам был очень рад Константин Ушинский.

После конфликта с начальницей института М. П. Леонтьевой, обвинившей Ушинского в вольнодумстве, непочтительном отношении к начальству, атеизме и других проступках подобного рода, его под благовидным предлогом в 1862 году удалили из института, направив на пять лет за границу для лечения и изучения школьного дела. Ушинский побывал в Швейцарии, Германии, Франции, Бельгии и Италии, где он посещал и изучал учебные заведения - женские школы, детские сады, приюты и школы, особенно в Германии и Швейцарии, считавшиеся самыми передовыми в части новаций в педагогике. Свои мысли и заключения он объединил в статье «Педагогическая поездка по Швейцарии».

За границей в 1864 году он написал и издал учебную книгу «Родное слово» и книгу «Детский мир». По сути это были первые массовые и общедоступные российские учебники для начального обучения детей. Это были познавательные и увлекательные учебники. Особенно много было рассказов для ребят, начинающих читать. Он показал им, каким бывает интересным окружающий мир. Но самое главное, Ушинский знакомил ребят с такими понятиями, как «справедливость», «добро» и «трудолюбие», а именно раскрыл вопрос, каким может быть счастливый человек. Книга переиздавалась более сотни раз и была актуальной долгие годы.

Ушинский также написал и издал особое руководство для родителей и учителей к своему «Родному слову» - «Руководство к преподаванию по «Родному слову» для учителей и родителей». Это руководство оказало огромное влияние на русскую народную школу. Оно и по сей день актуально как пособие по методике преподавания родного языка. До 1917 года оно выдержало 146 изданий!

В середине 1860-х годов Ушинский с семьей вернулся в Россию. Последний главный научный труд Ушинского - «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии» - начали печатать в 1867 году. Первый том «Человек как предмет воспитания» вышел в 1868 году, а через некоторое время вышел второй том. Третий том остался незавершенным. В этой своей работе К. Д. Ушинский подходит к рассмотрению психических явлений на фундаментальной философской основе. Не будучи приверженцем какой-либо определенной философской системы, он вполне самостоятельно дал в своем труде ценный психологический анализ цепочки: ощущение прекрасного - чувствование прекрасного - осознание. Так же в этом труде он дал обоснование предмета педагогики, ее основных закономерностей и принципов.

В последние годы жизни выступал как видный общественный деятель, писал статьи о воскресных школах и школах для детей ремесленников, принял участие в учительском съезде в Крыму.

Летом 1870 года Ушинский лечился кумысом в Альме возле Бахчисарая. Дома трагически на охоте погиб его старший сын Павел. Из-за тяжелых воспоминаний К.Д. Ушинский решает переехать жить с семьей в Киев, купил в Киеве по ул. Тарасовской дом. С сыновьями он поехал лечиться в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 22 декабря 1870 (3 января 1871) года.

Похоронен Константин Дмитриевич Ушинский в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

Всю жизнь он даже в самых неблагоприятных условиях упорно трудился, приводя к позитивным переменам. Когда подавляющее большинство российской образованной публики желала изменений всего и сразу и устраивала то заговоры, то восстания, то террор, Ушинский работал. Ему приходилось несладко - и с работы увольняли, и нового места не давали, но Константин Дмитриевич не сдавался. Не хотели принимать на приличное место - устраивался на мелкую должность и продолжал работать над трудами по педагогике. Ему не мешали ни проблемы с финансами, ни пошатнувшееся здоровье. И результат был налицо. В России появилась собственная педагогика. До Ушинского детей учили бессистемно и без всякого личностного подхода. Константин Дмитриевич разбудил интерес к педагогике во всем российском обществе. Ушинский написал труды по педагогике для взрослых, писал и книги для детей.

Константин Дмитриевич Ушинский действительно сделал для России очень много. Его страстною мечтою, записанной в личном дневнике еще с юношества, было стать полезным своему Отечеству. Правильному воспитанию и просвещению подрастающего поколения и посвятил свою жизнь этот человек. По его сочинениям до сих пор готовят педагогов, а его детские рассказы полезны в системе воспитания, как для учителей, так и для родителей.

«Сделать кaк можно больше пользы моему отечеству, - писал он, - вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности».

Решением Советского правительства в Ярославле в связи с 75-летием со дня смерти великого педагога его именем названа улица, на которой он жил. Имя К.Д. Ушинского присвоено также Ярославскому педагогическому институту. С 2004 года в сфере образования стали присуждать медаль Ушинского. Ею награждают высокопрофессиональных специалистов в области педагогических наук.

Ярославль © 2020