1918 - 1943 гг.
Жизнь и подвиги ярославца Николая Михайловича Карабулина
В маленькой деревне Тарханка Большесольской волости (Высокосольский стан) Костромского уезда, Костромской губернии 17 ноября 1918 года в крестьянской семье родился мальчик, которому дали имя – Николай, что значит «победитель народов». Его отец Михаил Иванович был председателем колхоза, а мать занималась хозяйством и растила детей, которых кроме Николая было семеро.
Когда Ярославская и Костромская губернии были объединены, деревня Тарханка относилась к Некрасовскому району Ярославской области. Деревни Тарханки нет в списке населенных пунктов Ярославской области с 1979 года.
Николай Карабулин с детства мечтал о небе. Но надо было расти и учиться. Он успешно закончил 7 классов школы фабрично-заводского ученичества и стал работать токарем на заводе «Пролетарская свобода» в Ярославле. Все, что делал и чем занимался Николай, он делал «на совесть». За отличную работу Карабулина назначили бригадиром. Мечты стать летчиком не оставляли юношу. Помог счастливый случай. Однажды, от приятеля, Николай узнал про Ярославский аэроклуб и записался туда. С тех пор почти ежедневно он ходил на занятия в аэроклуб, совмещая их с работой на заводе и воплощая мечту в жизнь.
В 1938 году состоялся выпуск курсантов аэроклуба – молодых рабочих г. Ярославля, которые получили высокое звание «пилот Вооруженных Сил». После выпуска из аэроклуба, в октябре 1938 года, Николай Михайлович Карабулин призван в Красную Армию Ярославским Горвоенкоматом Ярославской области. Спустя 2 года, в 1940 году, Карабулин закончил Сталинградскую военно-авиационную школу летчиков и стал летчиком-истребителем.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Карабулин Н.М. в Отечественной войне участвовал с первого ее дня. Принимал участие в боях за Москву, в Смоленске, в Ельне, в Орле, в Курске, в приграничных сражениях, в Сталинградской битве.
21 августа 1941 года лейтенант Карабулин вступил в ряды действующей армии в составе 215 штурмового авиационного полка 47 смешанной авиационной дивизии Западного фронта. Летал на самолете Ил-2. Участвовал в Смоленских оборонительных сражениях, цель которых была не допустить прорыва немецко-фашистских войск на Москву. За период с 21 августа по 16 сентября 1941 г. совершил 13 боевых вылетов на самолете Ил-2 на штурмовку войск и аэродромов противника. Дважды, 22 и 26 августа, в районе Ярцево Смоленской области, в группе самолетов нанес ощутимый урон противнику, и, несмотря на серьезные боевые повреждения самолета, возвратился на свой аэродром.
Ил-2 был одним из немногих советских самолетов, получивших у противника собственное название – «Schwarz Tod» («Черная смерть»).
В Красной Армии штурмовик Ил-2 имел прозвище «горбатый» за характерную форму фюзеляжа. Летать на ИЛах было очень рискованно - в начале войны немецкая истребительная авиация господствовала в воздухе. И наших пилотов штурмовой авиации, ввиду повышенного риска, могли представить к званию Героя Советского Союза за 10 боевых вылетов. Николай Карабулин совершил 13 героических вылетов. Бесстрашно и мужественно бил врага наш земляк!
День 16 сентября 1941 года начался для лейтенанта Карабулина неудачно. Когда группа штурмовиков поднялась в воздух, его самолет не заводился, и около него хлопотали механики. Мотор запустили с опозданием. Свою группу Николай встретил, когда она уже возвращалась, возле Смоленского аэродрома. Тем не менее, Николай установил, что на земле еще имеются неповрежденные фашистские самолеты и ангар. Точными ударами он уничтожил четыре Юнкерса-87 (Юнкерс – немецкий пикирующий бомбардировщик) и поджег ангар. Ура! Но! Самолет под управлением Карабулина был обстрелян вражеской зенитной артиллерией. Одним снарядом была повреждена плоскость самолета, а второй снаряд разорвался прямо в кабине самолета, летчику было нанесено более 20 осколочных ран в спину, левую руку и лицо. Потеряв много крови, но сохранив самообладание, он довел и посадил самолет на своей территории, где красноармейцами наземных войск была оказана первая помощь. После этого, несмотря на тяжелое ранение, Карабулин привел самолет и мастерски посадил на своем аэродроме.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1942 года, за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, командиру звена 215-го штурмового авиационного полка 47-й смешанной авиационной дивизии лейтенанту Карабулину Н.М. было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Врачи долго лечили Николая Карабулина после тяжелого ранения. А потом он был отправлен в отпуск домой, в Ярославль. В Ярославле его ждали жена Екатерина и 4-х годовалая дочь Надежда. Через некоторое время после отпуска, в январе 1943 года, у Нади появился братик Володя. Но он уже никогда не увидит своего папу.
После окончательного выздоровления и возвращения в строй старший лейтенант Н.М. Карабулин был направлен командиром эскадрильи в другую часть - 243-й штурмовой авиационный полк, который с мая 1942 года воевал в составе войск Юго-Западного фронта и участвовал в операции по разгрому харьковской группировки противника и освобождению Харькова. С конца августа 1942 года 243-й штурмовой авиаполк 228-й штурмовой авиадивизии в составе Донского фронта участвовал в Сталинградской битве. Старший лейтенант Карабулин Николай Михайлович выполнил более 40 боевых вылетов, был представлен к Ордену Красного Знамени, но 3 января 1943 года за боевые отличия в ходе Сталинградской битвы старший лейтенант Карабулин был удостоен ордена Отечественной войны II степени и ему был вручен орден с порядковым номером 3048.
И весь боевой путь - вылеты-вылеты-вылеты - боевые вылеты!
Каждый вылет связан с риском для жизни, всегда на грани смертельной опасности...
Из очередного наградного листа:
«Бесстрашный летчик. За время Отечественной войны на самолете Ил-2 произвел 63 успешных боевых вылета. Имея за плечами богатейший опыт штурмовки и бомбардировки врага, товарищ Карабулин передает этот опыт своим боевым соратникам. Товарищ Карабулин громит врага, не имея потерь. Только на Сталинградском и Донском фронтах за 29 успешных боевых вылетов товарищ Карабулин лично уничтожил: 5 транспортных самолетов, 3 танка, 27 автомашин, 7 ДЗОТов (долговременных замаскированных огневых точек) и блиндажей, 6 арторудий, 4 огневые точки и до 55 человек живой силы противника.
Как летчик-штурмовик своим бесстрашием, умением и наступательным духом содействовал продвижению своих наземных войск. За полет на штурмовку 25 декабря 1942 г. южных склонов балки Конная (Сталинградская (Волгоградская) область) со всей своей группой получил отличную оценку от командующего 63 армии.
10 декабря 1942 г. при налете на аэродром противника в Большой Рассошке уничтожил 4 самолета Ю-52. Несмотря на ураганный огонь ЗА (зенитной артиллерии) и ЗП (зенитных пушек) противника, тщательно подготовленная к выполнению задания старшим лейтенантом Карабулиным группа потерь не имела.
За отличное выполнение задания командования – без потерь, за оказание широкой поддержки своим войскам на направлении главного удара в кольце окружения, нанесение малыми силами большого материального ущерба противнику в технике и живой силе, достоин правительственной награды – ордена Александра Невского.
Командир 228 штурмовой авиационной дивизии полковник Комаров. 22.01.1943 г.»
От имени Президиума Верховного Совета СССР приказом командующего 16-й воздушной армии Центрального фронта №09/н от 16 февраля 1943 года, командир эскадрильи 243-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Карабулин Н.М. был награжден орденом Александра Невского (№ 254).
Летчики уважали и высоко ценили 24-летнего командира эскадрильи и штурмана полка гвардии капитана Карабулина и любили летать с ним. Он был находчив и смел, просчитывал любую боевую ситуацию мгновенно и до мелочей, в самой сложной обстановке точно выводил на цель, был бесстрашен и отважен, первым наносил удар по врагу, дорожил дружбой и, как мог, берег однополчан, приходил на выручку в опасную минуту. По всему фронту гремели имена отважных штурмовиков – ярославца Николая Карабулина и угличанина Виктора Голубева. О подвигах друзей писали газеты.
4 февраля 1943 г. полк, в котором служил Карабулин, перебазировался в Курск.
Сталинградская битва подорвала военную мощь и моральный дух германской армии. Гитлеровское командование спланировало провести крупное наступление и разгромить Красную Армию на центральном участке боевых действий. Считая выгодным положение своих войск в районе Курска, фашисты решили окружить и уничтожить войска Красной Армии с последующим развитием наступления в глубину нашей страны. Была разработана операция под названием «Цитадель» и, для осуществления этого замысла, были привлечены отборные войска вермахта и наиболее опытные генералы. На курском направлении фашисты сосредоточили огромные силы ударных группировок в составе 50 дивизий (около 70% танков, свыше 65% боевых самолетов от всех действовавших на советско-германском фронте, пехота и другие виды и рода войск). Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение оборонительными сражениями на Курском направлении измотать ударные группировки противника и перейти в контрнаступление. Именно для выполнения этого решения Ставки и был переведен полк, в котором служил Карабулин, в Курск.
Войска готовились к Курской битве. Боевые вылеты осуществлялись в очень напряженном ритме с потерями с обеих сторон. По сведениям советской разведки начало операции «Цитадель», планировалось на 3 часа утра 5 июля 1943 года. В результате проведенной Красной Армией артиллерийской подготовки, немецко-фашистские войска понесли большие потери, и фашистское наступление началось с опозданием на 2-3 часа. С самого начала бои шли ожесточенно.
5 июля 1943 г. в 11 ч. 25 мин. капитан Карабулин Н.М. вылетел во главе эскадрильи на штурмовку танковых и механизированных колон противника в районе населенного пункта Малоархангельск, в 80 км от г. Орел и в 127 км от г. Курск. На подходе к цели его самолет был сбит двумя истребителями Fw-190 (Фокке-Вульф – немецкий самолет-истребитель), которые специально были выделены немецким командованием для охоты на прославленного летчика.
Приказ Главного Управления кадров №01073 от 30.08.1943 г. Москва – «исключить из списков Красной Армии Героя Советского Союза — капитана Карабулина Николая Михайловича — штурмана 78 гвардейского авиаполка 2 гвардейской авиадивизии, пропавшего без вести 05.07.1943.»
Летчик Карабулин погиб в 24 года вместе с экипажем при выполнении боевого задания.
Его боевые друзья продолжили бой и отомстили фашистам за командира. А потом до самого Берлина они летали на самолетах, на бортах которых было написано «За Николая Карабулина!».
Приказом Народного комиссара обороны СССР капитан Николай Михайлович Карабулин зачислен навечно в списки штурмового авиационного полка, в котором он служил.
Только через 20 лет после окончания войны семья узнала о подвигах и гибели своего любимого сына, мужа и отца. Его считали пропавшим без вести.
Похоронен Николай Михайлович Карабулин в братской могиле в городском поселении Малоархангельск Орловской области.
Рядом с вокзалом станции Малоархангельск стоит памятник. Под ним покоится прах героев. В годы Великой Отечественной войны на территории поселка и прилегающей территории погибло более 700 защитников Родины. Местные жители, очевидцы происходящего здесь летом 1943 года, иначе как «ад» не называли те бои! Здесь проходил край Курской дуги. Битвы шли за каждую деревню, за каждый дом, за овраг, за ручей. Населенные пункты по нескольку раз в день переходили из рук в руки. Советские защитники отстояли каждый кусок земли, не жалея собственных жизней, они стояли буквально насмерть. Во время ожесточенных боев за деревню, по ночам, чтобы не заметили немцы, жители ближайшей деревни Бузулук (в 2 км от станции Малоархангельск) собирали погибших красноармейцев. В саду, около одного из сгоревших домов деревни, они хоронили наших солдат. Вырезали дерн, аккуратно его укладывали, копали могилу неглубокую, сантиметров 70 — времени мало, боялись немцев. Укладывали погибшего и шли за следующим. Когда деревню освободили от фашистов окончательно, на этом месте сделали братскую могилу. В 1949 году на братской могиле установили обелиск. В 1958 году было принято решение перенести захоронение в поселок Станция Малоархангельск, где оно находится и сегодня. Вместо обелиска поставили памятник. На доске, установленной на памятнике, написано «Здесь захоронены Герой Советского Союза летчик Карабулин Н.М. и воины, погибшие в боях с немецко-фашистскими захватчиками в 1943 году при освобождении Станции Малоархангельск».
Представители завода «Пролетарская свобода» в 1963 году разыскали родственников Николая Карабулина и в память о героическом земляке, когда-то работавшем на заводе, активисты завода, поддержанные администрацией, предложили присвоить улице рядом с предприятием имя погибшего летчика. Нужно было согласие родственников, семья Карабулина дала согласие, и в ноябре того же года в Красноперекопском районе г. Ярославля появилась улица Героя Советского Союза Николая Михайловича Карабулина.
Его имя носит бывшая Подосеновская улица, между Большой Федоровской и 1-й Вокзальной улицами.
Улица Карабулина находится далеко от места, где раньше жила семья Карабулиных (пос. Забелицы Красноперекопского района), но заводчане хотели, чтобы имя Николая Михайловича Карабулина носила улица рядом с заводом «Пролетарская свобода». Здесь он начинал свою трудовую деятельность и отсюда ушел в Красную Армию.
Улица улица Героя Советского Союза Николая Михайловича Карабулина в Ярославле
Приказом по заводу «Пролетарская свобода» Николай Карабулин навечно внесен в список рабочих ремонтно-механического цеха. Учреждены переходящие вымпелы лучшей бригаде за производственные показатели и переходящий приз, который вручали команде-победительнице в ежегодных соревнованиях членов ДОСААФ. В Ярославском народном музее завода «Пролетарская свобода» есть экспозиция, посвященная славному земляку.
Имя Героя – ярославца увековечено на двух мемориальных досках в Ярославле: напротив завода «Пролетарская свобода» и на здании Ярославского аэроклуба.
А еще, имя Николая Михайловича Карабулина навсегда будет в сердцах и в памяти его родных и близких.
После заочного знакомства, родные Героя любезно согласились встретиться и пригласили к себе. Мы очень волновались перед встречей. Нас встретила гостеприимная и скромная семья. Дочь Николая Карабулина – Надежда Николаевна (ей было 4 года, когда ее папа приехал домой после ранения и присвоения ему звания Героя Советского Союза), веселая бодрая женщина, которая уже прабабушка, показала нам семейные фотографии, поделилась воспоминаниями от поездок по местам памяти отца.
Мы познакомились с правнучкой Николая Карабулина, Татьяной, молодой обаятельной женщиной и его праправнучкой, Кристиной, стеснительной и, вместе с тем, улыбчивой девочкой.
Они гордятся своим героическим предком, свято берегут память о нем в своей семье. Они открыты для общения, но не афишируют, что они его родственники. На свои деньги внучка Карабулина, Лариса, издала книгу о родном, любимом и героическом отце, деде, прадеде и уже прапрадеде, правда, в одном экземпляре. Это семейная святыня, книга памяти и гордости! В ней собрана вся информация о короткой и доблестной жизни и гибели Николая Михайловича Карабулина.
С новой силой и с новым смыслом звучит с 2009 года по настоящее время в Ярославле имя Карабулина. Улица Карабулина дала название проектируемой развязке, которая должна соединить несколько районов города. Когда это произойдет – ярославцы не знают. К сожалению, выяснилось, что и улицу Карабулина мало кто знает, а уж кто такой Карабулин вообще не знает практически никто в Ярославле. Очень жаль! Своего героического земляка Николая Михайловича Карабулина, погибшего при выполнении боевого задания 5 июля 1943 года, его доблестный трудовой и славный боевой путь – знать надо обязательно. Знать! Гордиться! И с честью хранить память о нем и о других доблестных ярославцах, мужественных фронтовиках и о подвиге всего советского народа в Великой Отечественной войне!
Рождает Родина героев,
Коль нашу землю топчет враг,
Они, прикрыв ее собою,
Не отступают ни на шаг...
(Черников В.П.
из поэмы «Повесть о настоящем человеке»)
Капралов Роман