В прошедшей войне остается еще немало неизвестных страниц. Одной из них является проектирование и строительство железнодорожного моста-дублера через Волгу в районе Ярославля на случай выхода из строя основного моста. Само строительство было окутано секретностью, а его невольные свидетели обязаны были строго соблюдать военную тайну.
Мост решено было построить у пос. Павловское – выше по течению Волги. Строили силами 50-го завода. Сюда прибыли специалисты с расформированных мостопоездов и в Ярославле создался «мозговой центр». В сжатые сроки силами строителей Мостотреста и железнодорожного мостового полка мост соорудили. Он был испытан и обкатан поездными нагрузками и всю войну являлся резервным сооружением на случай разрушения постоянного моста через Волгу в Ярославле.
Землю, необходимую для отсыпки ведущей к мосту железнодорожной насыпи, брали в ближайшем песчано-гравийном карьере. Около него сейчас находится остановка «Красный кустарь». Видя с автотрассы располагающиеся в низине живописные садовые участки, люди и не предполагают, что отсюда взяты десятки тысяч кубометров земли для постройки секретного моста. Землю эту возил на железнодорожных платформах небольшой паровозик.
Строителям моста приходилось работать в чрезвычайно тяжелых условиях, под налетами вражеской авиации. Осенняя непогода, грязь, дожди, бездорожье задерживали подвоз строительных материалов и продовольствия. Вскоре начались сильные морозы, сложно было справляться с промерзшей землей. Особую опасность представляли налеты вражеской авиации.
О степени секретности волжской мостовой переправы говорит такой факт. Жители поселка 50-го завода, которым идет уже девятый десяток лет, не знают об этом строительстве времен Великой Отечественной войны. Впрочем, не более осведомлены и другие жители областного центра.
Следы того секретного моста видны и поныне. Хорошо сохранилась насыпь, которая к нему вела. Она начинается от пересечения железнодорожной ветки, идущей к Резинотехнике, с автодорогой, проложенной к Толгскому монастырю.
Кстати, место это, как теперь принято говорить, намоленное. Легенда гласит, что здесь в 1314 году с правого берега Волги на левый за одну ночь был перекинут мост. Священник отец Дмитрий (Давыдовский), произнес в 1910 году, при начале строительства Императорского моста: «Но то был мост невещественный, нерукотворный, созданный по особому изволению Божию из «огустевшего водного естества» для перехода одной благочестивой личности, епископа Ростовского Трифона, который, перейдя по этому мосту на наш берег, воздав молитвенное поклонение явленной на воздухе иконе и благословив место на закладку храма, тем же путем возвратился».
Всю войну резервный мост был готов прийти на помощь основному. Зенитчики охраняли мост-дублер так же тщательно. Вскоре после войны мост-дублер разобрали. Его пролеты и опоры использовали для реконструкции и строительства новых мостов.