Ярославский автомобильный завод

На Ярославском государственном автомобильном заводе (ныне ОАО «Автодизель») выпуск боеприпасов начали еще до Великой Отечественной войны, так как шла война с Финляндией. Организуется производство и других необходимых армии изделий: ручных осколочных гранат, противотанковых бронебойных снарядов, трассирующих снарядов для зенитных орудий, корпусов реактивных снарядов, мин, противотанковых «ежей». С осени 1941 года на ЯАЗе был освоен выпуск основных деталей для гвардейских минометов «Катюша», организовано производство пистолетов-пулеметов Шпагина (ППШ).

В начале 1942 года на предприятии был прекращен выпуск автомобилей, завод полностью перешел на производство боеприпасов. Всего за 1941-1944 годы было произведено 5.7 миллионов снарядов, 105 тысяч деталей к «Катюшам», 27 тысяч автоматов.

В начале Отечественной войны выявилась острая нехватка тягачей для буксировки артиллерийских орудий. Их приходилось перевозить на тракторах со скоростью 4-5 км/ч, что было очень неудобно. Необходимы были скоростные тягачи высокой проходимости, способные буксировать прицеп весом 8-10 тонн при низком давлении на дорогу и при этом перевозить в кузове боекомплект и орудийный расчет.

В 1943 году завод освоил производство артиллерийских тягачей Я-12. Ходовая часть и узлы трансмиссии заимствовались у легкого танка Т-60 и Т-70М. Осенью 1943-го фронтовикам передали первую партию тягачей. К концу войны в Красной Армии имелось 1270 ярославских машин.

Ярославский автомобильный завод

В боевой обстановке тягач хорошо себя показал, развивая скорость до 20 км/ч при полной комплектации и на любом грунте. На шоссе скорость тягача доходила до 38 км/ч. Его применение усилило мобильность артиллерии, что позволяло ей участвовать в глубоких прорывах совместно с моточастями и танками. В памяти артиллеристов Я-12 остался надежным тягачом, который может работать практически в любых дорожных и погодных условиях.

Ярославский автомобильный завод

Артиллерийские тягачи Я-12 участвовали в Параде Победы и продолжали службу в армии до середины 50-х годов.

Ярославль © 2023