Железнодорожный мост через Волгу – важнейший объект. По нему в годы войны шли поезда из Сибири и Дальнего Востока с воинскими частями, оружием, боеприпасами, продовольствием на Москву и Ленинград. Из блокадного Ленинграда эвакуированных жителей отправляли в разные районы СССР. С первых месяцев войны на Ярославль почти ежедневно совершались налеты вражеской авиации, иногда по несколько раз в день. Основной целью бомбардировок был мост через Волгу.
Защищали мост девушки-зенитчицы, над мостом висели на тросах аэростаты. Всего город обороняли 11 зенитно-артиллерийских батарей, располагавших приблизительно 50 орудиями. В конце осени 1941 года по личному приказу Сталина в Ярославскую область были направлены 4 авиационных полка противовоздушной обороны. В ярославском небе летчики совершали подвиги, защищая город и мост. Один из них – уроженец Крыма Султан Амет-Хан, герой Советского Союза.
Бойцы противовоздушной обороны гордятся, что за все годы войны, несмотря на многочисленные налеты немецкой авиации, ни одна вражеская бомба не упала на мост. Он оставался надежным звеном в транспортном обеспечении наших войск - Западного, Северо-Западного, Калининского, Волховского и других фронтов.