История Рыбинской Мариинской женской гимназии

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым обществом и государством в целом. Величайшими ценностями многих поколений граждан нашей страны были верность памяти предков, любовь к Отечеству, гражданская ответственность. Становлению систематического государственного образования в Ярославском крае положила начало Рыбинская женская гимназия.

Основная цель учебного заведения состояла в том, чтобы сформировать духовно-развитых девушек, с устойчивыми морально-нравственными ценностями. В гимназии упор делался на воспитание личностных качеств, присущих женщине - милосердия, заботливости, скромности; культивировался образ воспитанной и образованной дамы. Эти традиции подхвачены в современное время и продолжаются до сегодняшнего дня.

История нашей школы началась в 1848 году. Будучи крупным торговым и экономическим центром Рыбинск нуждался в образованных людях. Горожане решили не ограничиваться мужским образованием. Большую роль в открытии женского училища сыграли купцы города. Этому подтверждению есть документ от 13 мая 1847 года, в котором говорится, что на устроение женского училища нижеподписавшиеся (39 человек) «от усердия своего к столь полезному заведению вносят 876 рублей серебром». На устроение училища пожертвовали деньги такие известные рыбинские купцы как братья Поповы, Миклютин, Наумов, Григорьевский, Казаков, Крашенников, Баскаков и Городской голова Петр Александрович Переславцев.

Так в середине ХIХ века в городе открывается одноклассное женское училище. Помещалось училище в деревянном доме, принадлежавшем городскому обществу. Смету и план под переустройство дома под училище составил городской архитектор Петр Афанасьевич Уткин.

Городское общество ежегодно отпускало на его содержание по 300 рублей. Кроме того, как свидетельствуют архивные документы, «Почетный блюститель училища Михаил Афанасьевич Тюменев жертвовал ежегодно по 150 рублей серебром.» Преимуществом для поступления в училище пользовались дочери разорившихся купцов и мещан, а также круглые сироты. Плата составляла 50 рублей в год. Не воспрещалось принимать учениц и других сословий, но с оплатой от 2 до 4 рублей серебром. Возраст принимаемых девочек 8-11 лет.

Спустя два года после открытия училища родители учениц подают прошение в Городскую Думу о переводе училища в новое здание, так как старое находится далеко от центра города и маленьким девочкам трудно до него добираться, особенно в плохую погоду. Прошение было удовлетворено, и в 1850 году девичье училище переводится на Мологскую улицу, в дом, где раньше размещались полицейская и пожарная части. Переустройством дома под учебное заведение снова занимался Петр Афанасьевич Уткин.

В 1855-1857 годах на три года Почетным блюстителем избирается Мухин, купец второй гильдии, потомственный гражданин. Желающих учиться с каждым годом становится все больше, поэтому здание на улице Мологской становится тесным. 9 декабря 1860 года женское училище переводится в дом Почетного блюстителя: на пересечении Угличской и Мышкинской улиц (Ломоносова и Герцена). В 1864 году это маленькое училище начинает расширяться и преобразуется в трехклассное училище второго разряда. Была установлена плата учителям за обучение. До этого преподавание велось на общественных началах. Сумма на содержание училища должна была отпускаться общественным банком.

В 1865 году при училище создается Попечительский совет, председателем был избран Владимир Сергеевич Михалков - предводитель дворянства Рыбинского уезда. В его состав входили: Городской Голова, представители дворянства и купечества, а также потомственные почетные граждане.

В июле 1867 года попечительский совет принял решение перевести училище в дом Ивана Александровича Григорьевского (угол Крестовой и Холоповской, бывшей Румянцевской), а Мухину объявить благодарность за бесплатное в его доме размещение училища в течение почти семи лет. В 1869 году по представлению члена Попечительского совета П.И. Гундобина, училище поступает под Высочайшее покровительство великой княгини Марии Федоровны и именуется «Мариинским».

Мариинская женская гимназия

Учебный персонал и попечители Рыбинской Мариинской женской гимназии

25 мая 1870 года училище преобразуется в четырехклассную прогимназию, а с 16 мая 1874 года она приобретает статус женской гимназии и получает название «Рыбинская женская прогимназия ее Императорского Высочества Государыни цесаревны Великой княгини Марии Федоровны».

Рыбинская городская дума постановляет приобрести подходящее для прогимназии здание и осуществляет свое постановление покупкою каменного двухэтажного дома с надворными постройками, обширным двором и хорошим садом, на что расходует из городских средств 27000 рублей да сверх того отпускает 4500 рублей для приспособления этого дома к потребностям учебного заведения. Так, благодаря щедрой поддержке рыбинского городского общества, в Рыбинске образовалась своя удобная и по тем временам обширная женская Мариинская гимназия.

2 июня 1870 года прогимназию посетил попечитель Московского учебного округа и произвел испытание учениц третьего класса по всем предметам. Результатами он остался доволен. Его высочество князь Сергей Максимилианович герцог Лейхтенбергский, тоже остался весьма высокого мнения о воспитанницах прогимназии. Он даже согласился стать почетным попечителем учреждения.

В июле 1871 года начальницей прогимназии была избрана Анастасия Александровна Слуцкая, рекомендованная попечителем Московского учебного округа. 14 ноября того же года 6 лучших учениц прогимназии с их работами, начальница Слуцкая и член попечительского совета В.М. Сыроежкин были приняты царевной Марией Федоровной. Девочки подарили ей свои работы: ковер, туфли и подушку, рассказали о прогимназии.

В 1875 году прогимназия приобретает статус полной женской гимназии и открывает пятый класс, а затем шестой и седьмой. Содержалась гимназия на средства, поступающие из государственной казны, от городской управы, земства, а также от частных лиц. Следил за финансами гимназии специально избираемый из числа наиболее уважаемых горожан попечительский совет.

2 сентября 1876 года гимназию посетил князь Александр Аркадьевич Суворов, который был родственником Александра Суворова, Ему предложили звание почетного члена гимназии, которое он принял.

31 апреля 1878 года принято решение открыть восьмой педагогический класс для подготовки домашних учительниц и классных надзирательниц.

Шло время, количество учениц увеличивалось и вскоре выяснилось, что даже собственный приспособленный дом не способен вместить всех желающих обучаться в Рыбинской женской гимназии, а потребность в женском образовании все усиливается. Рыбинское городское общество снова откликнулось на нужды гимназии, выделив необходимые средства на постройку нового здания с просторными светлыми классами и обширным актовым залом.

На первое сентября 1886 года в гимназии насчитывалось 9 классов вместе с приготовительным, в которых обучалось 250 учениц, во 2-4 классах наполняемость составляла 40 человек. Из классных комнат только одна отвечала гигиеническим условиям. В остальных не соблюдались элементарные требования для обучения учащихся: было тесно, отсутствовали помещения для библиотеки и канцелярии, не было кабинета физики. Уроки музыки преподавались в комнате, принадлежащей начальнице училища. Актовый зал был очень ограничен в пространстве, что не давало возможности проводить торжественные собрания, посвященные началу и окончанию учебного года.

На 1886-1887 учебный год было принято только 12 учениц, из них в 1 класс только 5. Плата за обучение детей увеличилась с 30 до 35 рублей в основных классах. Серьезным образом встал вопрос о выделении средств на расширение женской гимназии. Городская Дума отпускает на ее ремонт 4 тысячи рублей.

В августе 1895 года Попечительский совет разрешает преподавание латинского языка как необязательного с 4 класса по 4 часа в неделю, плата за обучение составляет 10 рублей в год.

В начальных классах учили русскому языку, арифметике, чистописанию, рисованию, Закону Божьему. С 4 класса добавлялась литература, математика, физика, химия, естествознание, география, психология. Учениц обучали рукоделию, танцам, рисованию, проводились уроки гимнастики. При этом обучение французскому и немецкому языкам, а также танцам могло быть и необязательным для всех учениц. Все зависело от их желания.

Начальницы гимназии менялись очень часто, но существенный вклад в ее развитие внесли Малова Елизавета Алексеевна (1885-1906) и Мыльникова Анна Петровна (1907-1918).

Мариинская женская гимназия

Малова Елизавета Алексеевна

Елизавета Алексеевна Малова была женщина высокообразованная, имела звание потомственной почетной гражданки, со стажем педагогической работы 40 лет. За 21 год пребывания в должности начальницы она много сделала для развития гимназии. Авторитет заведения вырос. По ее инициативе была устроена вспомогательная касса для бедных воспитанниц, основанная в честь чудесного спасения Государя Императора Александра III и всей Августейшей семьи от опасности при крушении поезда 17 октября 1888 года. В 1899 году все воспитанницы гимназии, окончившие ее, были награждены медалями «К столетию А.С. Пушкина».

В 1903 году попечительский совет решил приобрести соседнее с гимназией имение, землю и находящийся на ней одноэтажный дом мещанки А.М. Тюменевой. Учениц к 1 января 1907 года было 612. В указанный период при Рыбинской Мариинской Женской гимназии имелись пять стипендий, которые выплачивались самым прилежным ученицам, а именно:
1 - стипендия Ее Императорского Высочества Государыни Императрицы Марии Федоровны;
2 - стипендия Александра Ивановича Сыроежкина;
3,4,5 - стипендии Николая Ивановича Тюменева и Надежды Александровны Комаровой.

В 1904 году в 6,7,8 классах во внеурочное время были введены уроки бухгалтерии.

Следующей после Маловой начальницей гимназии становится в 1907 году Анна Петровна Мыльникова, дама образованная, строгая и справедливая, выпускница педагогического класса Рыбинской Мариинской женской гимназии. Она имела серебряную ленту по математике. В апреле - мае 1916 года она сдала два экзамена в знании курса восьмого класса мужской гимназии, а образование, даваемое в мужской гимназии, было гораздо серьезнее. Анна Петровна часто заменяла Елизавету Алексеевну во время ее поездок в другие города или болезни.

Мариинская женская гимназия

Мыльникова Анна Петровна

В каждом классе была закреплена классная дама. Она занималась воспитанием учениц, следила за их аккуратностью, чистотой в классах. Классные дамы, по тем временам, получали немалые деньги - 40 рублей в месяц, а учителя - 100-120 рублей. В старших классах преподавали в основном мужчины. Они носили темно-синие сюртуки, женщины - темно-синие платья. Ученицы имели коричневую форму с черным передником. Старшие классы носили светло-серые платья с небольшим черным фартуком. В праздники надевали белые фартуки. На балах ученицы пристегивали на плечи розовый бант и герб гимназии - две веточки с листочками, а посреди них инициалы РМЖГ. На улицу воспитанницы гимназии надевали коричневые, а восьмые классы серые шляпы, тоже с гербом. У каждой ученицы были клеенчатые записки с указанием фамилии, имени и номера класса. Находиться на улице города гимназистки могли только до семи часов вечера. Театр посещали по особому разрешению начальницы гимназии.

Жизнь в гимназии не ограничивалась учебными занятиями. Учебное заведение было для девочек таким же каналом включения во взрослую жизнь общества, как и семья. В стенах гимназии девочки переживали все политически значимые события. По распоряжению начальства официальные мероприятия проводились в связи с памятными датами христианской церкви. Конечно, в гимназии существовали и свои традиции, которые составляли основу школьной жизни. Несколько раз в год устраивались торжественные вечера. В школьном музее сохранились программки с тех памятных вечеров, из которых следует, что вместе с гимназистками в литературно-музыкальных вечерах принимали участие и сами педагоги.

Яркое впечатление у учениц оставалось после проведения ежегодного празднования дня рождения покровительницы гимназии Марии Федоровны. В этот день гимназия посылала ей поздравительную телеграмму (в фондах школьного музея есть копия ответной телеграммы), в актовом зале проводился молебен, а вечером устраивался бал. К старшим ученицам приглашались офицеры Гроховского пехотного полка. Всем девочкам в этот день дарили по коробке конфет.

Эти внеклассные мероприятия имели огромное воспитательное значение. Они способствовали формированию у учащихся эмоциональных и эстетических основ становления гражданственности, развивали творческую самодеятельность школьников, их сотрудничество со взрослыми. Традиции Мариинки сплачивали учениц, и дружба, начавшаяся в стенах гимназии, часто продолжалась всю оставшуюся жизнь.

Обращал на себя внимание и тот факт, что педагоги стремились развивать в воспитанницах чувства сопереживания и солидарности. Так, например, в октябре 1916 года в Рыбинске праздновали День рождения Мариинской женской гимназии. Ученицы к этой дате всегда получали подарки. Однако, в этот день гимназистки их решили отправить воинам Рыбинского 489 пехотного полка, ведущего тяжелые бои в Турции. Рыбинский купец Н.И. Мыркин привез их в полк вместе с поздравительным письмом. Вот выдержка из письма, подписанная начальницей гимназии Анной Петровной Мыльниковой: «Педагогический персонал и ученицы Мариинской женской гимназии поздравляют Вас, господ офицеров и нижних чинов, с великим праздником Рождеством Христова и наступающим Новым годом и желают славы, счастья, успехов. Ученицы просят принять их маленькие подарки как знак признательности за те лишения, которые приходится переносить Вам, воинам, защищая дорогую Родину от врага». (Приложение: 1 гармония и 180 подарков)

Учебный процесс в гимназии обеспечивали очень опытные и любящие свое дело педагоги. Многие из них имели столичное университетское образование и блестящее знание предметов.

Учебный процесс имел обновленный вид. Преподаватели в гимназии расширяли учебный курс и нередко насыщали его материалом в соответствии с последними достижениями в науке. Они применяли новые методы, пытались приспособить преподавание к психологии подросткового возраста, учитывали индивидуальные особенности учениц. Учителя близко знакомили учащихся с бытом и историческим прошлым родной страны, передовой культурой русского народа.

Ученицы Мариинской гимназии получали достаточно разностороннее образование. Среди изучаемых ими предметов обязательным был Закон Божий. В это время церковь играла значительную роль в жизни людей.

Из «Тетради для записывания уроков» ученицы Преображенской Екатерины можно узнать, что Закон Божий преподавался уже с приготовительного класса - 3 раза в неделю, а в конце учебного года сдавался экзамен по этому предмету. Каждый учебный день в гимназии начинался с молитвы. На учителей Закона Божьего возлагалась большая ответственность в деле наставления воспитанниц в православной вере.

В июне 1867 года, когда женское училище располагалось в доме рыбинского купца Ивана Александровича Григорьевского (ул. Крестовая 63), Попечительский Совет принимает решение: купить икону с изображением святого князя Александра Невского в приличной ризе и киоте с лампадой, установить ее в зале училища. Проповедь при установке иконы в училище произнес один из лучших проповедников Русской православной церкви, настоятель Рыбинского Спасо-Преображенского собора Родион Путятин.

Мариинская женская гимназия

Родион Путятин - наш земляк, известный российский проповедник, автор «Катифических бесед», по которым учились многие поколения учащихся

Из «Личных дел», хранящихся в нашем Рыбинском архиве, можно узнать, что в разные годы в гимназии преподавали священники Иоанн Тихвинский, Николай Прозоров, Алексей Золотарев, Валентин Стратилатов и другие. Но истинным учителем веры Христовой можно назвать протоиерея Александра Федоровича Образцова. Его считали «благим наставником юных сердец».

Протоиерей Александр Федорович Образцов имел степень кандидата богословия. 30 лет служил Вере и Знанию, религии и науке, выполняя миссию не только духовного пастыря, религиозного просветителя, но и земского деятеля, педагога-новатора, пропагандиста книги, музееведа, учредителя, но и почетного члена Рыбинского отделения Ярославского естественно-научного общества. Будучи на протяжении многих лет законоучителем Мариинской женской гимназии, наблюдателем церковно-приходских школ Рыбинского уезда, а также членом уездного попечительства детских приютов, Александр Федорович приложил немало сил для подъема начального, среднего и внешкольного образования.

«Он положительно влиял на учениц, давал нам много знаний по предмету, воспитывая в нас истинных христиан».
«Отец Александр всегда говорил торжественно, воодушевленно, его речь была ровная, спокойная, льющаяся прямо из души».
«Это был добрый наставник и верный руководитель нашей жизни».

Из высказываний выпускниц гимназии видно, насколько для них была важна личность учителя в преподавании Закона Божьего.

В списке педагогов, работающих в гимназии, есть фамилия Федора Кирилловича Кукушкина. Это была незаурядная личность. Рисование преподавалось не как отдельный предмет, а довольно профессионально. В группу по рисованию набирались самые способные ученицы. Об этом говорит и уровень сложности программы по рисованию. Он очень схож с программой обучения в художественной школе.

Это умение рисовать с использованием различных материалов - карандаша, акварели, мелков, туши. Рисовали девочки как с натуры, так и по памяти. Учились делать наброски. Выбор объектов для рисования был очень разнообразен - это гипсовые предметы, овощи, фрукты и даже люди. Причем в программу по рисованию входил не только практический курс рисования, но и теоретический, то есть то, что в современных школах называется Мировой художественной культурой. В целом, уровень подготовки был сопоставим с современными художественными школами. Все, что сказано выше, явилось анализом рисунков из альбома ученицы IV класса Мариинской женской гимназии Пегиной Екатерины, хранящимся в школьном музее.

Из воспоминаний внука Федора Кирилловича - Юрия Федоровича Кукушкина - бывшего ученика средней школы №3, а затем преподавателя истории школы №44 города Рыбинска: «Мой дед - Федор Кириллович Кукушкин родился в Орехово-Зуевском уезде. Отец и мать его были крепостные, работали на ткацкой фабрике Морозова. У мальчика рано обнаружилась тяга к рисованию, и углем он делал рисунки, где только мог. Это заметила владелица фабрики и отправила его учиться живописи в Строгановское художественное училище, которое в то время выпускало мастеров по прикладным искусствам. После окончания училища работал на фабрике мастером по оформлению ткани. Впоследствии он переезжает в город Рыбинск и работает учителем рисования в мужской гимназии, а с 27 октября 1881 года - в женской, в которой оборудовал кабинет по искусству. Он был одним из лучших в городе. Им гордились и ученицы и преподаватели».

Деятельность педагога неоднократно поощрялась начальницей гимназии Анной Петровной Мыльниковой и Попечительским советом. За успехи в обучении учениц 23 декабря 1886 года он произведен в коллежские асессоры, а 20 марта 1898 года награжден орденом Святого Станислава 3 степени.

Большую известность в гимназические годы имел учитель русской словесности Иван Иванович Зеленцов.

Мариинская женская гимназия

Зеленцов Иван Иванович

Педагогическая деятельность Ивана Ивановича Зеленцова в Мариинской женской гимназии в качестве учителя русского языка и истории началась с января 1904 года. Полный надежд, он приступил к занятиям, не получив звания учителя, которое присуждалось только выпускникам университетов. Сын священника, он в 1899 году с отличными оценками закончил Рязанскую духовную семинарию, а в 1903 году - Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом получить степень магистра без испытаний, был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Перед юношей открывалась блестящая духовная карьера.

Однако, Иван Иванович выбрал трудный путь в жизни - труд преподавателя.

Условием получения документов об образовании священный Синод потребовал возвратить 712 рублей, которые он получал как профессорский стипендиат.

Работая в Мариинской женской гимназии, он показал себя как прекрасный педагог. Его любили не только ученицы, он пользовался большим уважением среди членов Попечительского совета и своих коллег. Ему дали взаймы 400 рублей, разрешили вести в 7 классе психологию, частные уроки, а также уроки в мужской гимназии. Имея большую нагрузку уроков, а значит и зарплату - это дало возможность рассчитаться с долгом.

Уроки Ивана Ивановича Зеленцова в женской гимназии запомнились многим воспитанницам на всю жизнь. Возникли взаимопонимание, взаимоуважение, сотворчество. На каждом уроке Иван Иванович учил искусству правильно мыслить, понимать духовный мир человека, роль человека в мире и мир человека. Он любил повторять слова Льва Толстого: «Старайтесь дать уму как можно больше пищи». «Помните», - не раз повторял Иван Иванович на уроках русского языка и философской пропедевтики, Гоголь обращался ко всем и каждому: «Прежде, чем приходить в смущение от окружающих беспорядков, недурно заглянуть всякому из нас в собственную душу. Лучше несколько раз смутиться от того, что внутри нас, нежели от того, что вне нас и вокруг нас. И так вывод: начать с себя! Именно с этого начинается творческая доминанта у всякого увлеченного искателя истины».

Мелочи жизни Иван Иванович устранял своим подвижничеством во имя Истины, Добра и Красоты.

Юлия Федоровна Тихомирова, выпускница Мариинской женской гимназии 1909 года, уже в возрасте 76 лет вспоминала: «Уроки Ивана Ивановича заполняли собой всю нашу жизнь, они заменили нам музыку, театр, картины. Рыбинск в начале века был торгово-мещанским городом. А мы на уроках литературы жили в другом мире». Педагог считал необходимым в образовании и воспитании «довести каждого ученика до Чайковского».

Искусство воспитания по Ивану Ивановичу Зеленцову состоит в том, чтобы человек научился сам справляться со своими сомнениями, со своей душевной неурядицей. «Сначала помочь, поддержать, а потом - отпустить: учись ходить сам, сам себя воспитывай. Жизнь сурова, она тебя в разные переплеты возьмет - умей все встретить достойно и твердо».

Иван Иванович Зеленцов оставил свой след в культурной жизни Рыбинска. Он был одним из организаторов семейно-педагогического кружка, в котором читал лекции для родителей по литературе, искусству, педагогике. Для детей устраивались литературные вечера, посвященные творчеству русских писателей. За «отлично-усердную службу» Иван Иванович Зеленцов был награжден орденом Св.Станислава 3 степени, орденом Св.Анны. 3 июля 1914 года ему было присвоено звание учителя средних учебных заведений по русскому языку.

Судьба будущей России всегда лежала в руках русского учителя, потому что кто как не он должен понимать, что духовное начало есть в детях, его нужно укреплять и развивать.

За годы существования Мариинской женской гимназии из ее стен вышли около тысячи учениц. Многие закончили учебное заведение с золотыми и серебряными медалями. В этом большая заслуга всего педагогического коллектива и его слаженной работы. Как же сложилась судьба выпускниц? Остановимся на некоторых личностях.

Александра Васильевна Новоселова родилась 24 марта 1900 года в селе Верзино Тверской губернии в семье служащего. В 1918 году окончила Рыбинскую Мариинскую женскую гимназию, а в 1919 году переехала в Москву, где поступила на медицинский факультет Московского университета. Одновременно с занятиями в Университете она работала воспитательницей в детском доме. В 1920 году перешла на физико-математический факультет (естественное отделение) и стала работать препаратором.

«Еще со школьной скамьи, а я училась в женской гимназии города Рыбинска, меня заинтересовали естественные науки. Мечтала продолжить свое образование. Однако после окончания гимназии работала воспитателем в детском доме, где основную массу составляли беспризорники, многие из них с психическими отклонениями. Именно там я решила стать психиатром. В 1919 году переехала в Москву. Поступила работать в детский дом и стала учиться на медицинском факультете Московского университета. В общем-то, дети меня любили, и я их любила. Но во время учебы, вновь столкнулась с естественными науками, убедилась, что больше пользы принесу на другом поприще, и в 1920 году перевелась на естественное отделение физико-математического факультета МГУ, где я познакомилась с прекрасными людьми. Именно в МГУ передо мной открылась дверь в науку».

В 1925 году по окончании Университета она была принята в аспирантуру на кафедру неорганической и физической химии, где ею были проведены исследования соединений молибдена. Первые научные работы, выполненные А.В. Новоселовой под руководством профессора Э.Ф. Краузе, опубликованы в «Журнале Русского физико-математического общества».

По окончании аспирантуры в 1926 году Александра Васильевна начала педагогическую деятельность в качестве ассистента, одновременно занималась исследованиями в области химии бериллия, продолжавшимися практически всю ее жизнь. За цикл работы по химии бериллия в 1948 году ей была присуждена Государственная премия. С 1949 по 1955 год она была деканом Химического факультета МГУ. Признанием научных достижений Александры Васильевны Новоселовой стало избрание ее в 1953 году членом-корреспондентом Академии наук. До конца жизни она руководила собственной лабораторией солевых равновесий, а в 1962 году создала лабораторию физики и химии полупроводников МГУ - одну из первых в СССР. В 1970 году за исследование фазовых диаграмм и равновесий дефектов в нестехиометрических твердых фазах, А.В. Новоселова была удостоена премии имени А.В. Ломоносова.

Александра Васильевна много сил отдавала педагогической деятельности. Под ее руководством выполнено и защищено 200 дипломных работ, более 70 кандидатских диссертаций, 10 ее учеников стали докторами наук.

Отзывчивость Александры Васильевны, ее внимание к окружающим, скромность, искренняя доброта, простота и доступность создавали вокруг нее атмосферу глубокого уважения и любви сотрудников и учеников. Она отличалась редким человеческим обаянием, талантом общения с людьми.

Мариинская женская гимназия

Новоселова Александра Васильевна

Александра Васильевна умерла на 87-м году жизни. О ней и сегодня с большой теплотой вспоминают бывшие ученики, и все, кто знал эту удивительную женщину.

Материал об Александре Васильевне был предоставлен кафедрой химии Московского государственного университета и передан в дар, вместе с ее портретом, профессором Зломаловым на 150-летнем юбилее школы в 1998 году.

Екатерина Александровна Фаленкова родилась 22 октября 1887 года в семье мещанина. В 1900 году поступила в 1 класс Рыбинской женской гимназии, которую закончила в 1907 году (семь классов). Была удостоена звания учительницы начальных училищ с правом заниматься обучением на дому. Однако, документы, дошедшие до нас, говорят о том, что с конца октября 1914 года она работала сестрой милосердия в Рыбинском городском госпитале для раненых воинов. В свидетельстве, выданном врачом госпиталя коллежским советником О. Якубовичем сказано: «работая сестрой милосердия в Рыбинском городском госпитале, она отличалась знанием дела, усердием, аккуратностью, безукоризненной нравственностью в поведении, ласковым обращением с больными и ранеными, входила в их нужды, заботилась, чтобы свободное время заполнялось полезными занятиями, чтением, старалась доставлять им скромные развлечения - водила на прогулки, летом предпринимала поездки за город на пароходе, тратя на то свои деньги, за что пользовалась любовью вполне заслуженно». Кроме прямых обязанностей сестры, Катя Фаленкова помогала смотрителю по письмоводству и хозяйству. Выделившись из среды других обозначенными качествами, она была назначена старшей по госпиталю.

Екатерина Александровна Фаленкова состояла сестрой милосердия в Рыбинском госпитале Всероссийского союза городов с 28 октября 1914 года по 15 октября 1917 года.

Данный пример говорит о сострадании и милосердии, заботе о благополучии не только для себя, но и для других. Благородные поступки совершались не только взрослыми, но и детьми. Вот что я обнаружила в одном из документов.

В книге протоколов заседания Педагогического Совета Рыбинской Мариинской женской гимназии от 26 февраля 1915 года сохранилась запись выступления начальницы гимназии о поведении ученицы 3 класса Лебедевой Екатерины. Из материалов следует, что 3 февраля утром Лебедева Катя получила от матери 5 рублей для взноса платы за право учения. Вышла из дома в гимназию, но в гимназии в этот день ее так и не было. После обеда она отпросилась к своим знакомым Михайловым и ночевать домой не вернулась. Катя убежала на войну добровольцем. Она доехала до Москвы без билета под скамейкой, одетая мальчиком (в костюме брата). Из Москвы доехала до Варшавы по билету. От Варшавы по направлению к театру военных действий ехала в повозке с вещами, куда по ее просьбе поместил ее солдат, накрыв сверху брезентом. На одной из станций ее случайно заметил офицер, подозревая, что это переодетая девица. Офицер отправил ее к коменданту, но по дороге она сбежала. Она обратилась к одному кондуктору с просьбой помочь ей попасть на театр военных действий. Однако, кондуктор привела ее к тому же коменданту, который когда-то проживал в Рыбинске. Лебедева просила принять ее в отряд сестер милосердия, но комендант, получив ответ из Рыбинска от родных, отговорил ее и направил на родину, снабдив ее деньгами (25 рублей). 19 февраля Лебедева Катя вернулась домой. Из разговоров с ученицей начальница гимназии сделала вывод, что она настроена серьезно приняться за ученье, оставив думы о войне.

И еще одна судьба. Мария Васильевна Жилова (1870-1934) родилась в большой купеческой семье. Со стороны матери, уроженной Волковой, родные тоже были купцы. Аттестат об окончании восьми классов Рыбинской женской Мариинской гимназии с золотой медалью давал «звание домашней наставницы или учительницы, а значит, предоставлял возможность девушке из приличной семьи получать определенный самостоятельный заработок до тех пор, пока она не выйдет замуж и не перейдет на содержание супруга». Все это обеспечивало старость «по выслуге в сем звании не менее 20 лет, воспользоваться пенсией или вступить в дом призрения бедных девиц благородного звания на казенное содержание». Однако, ее старший брат, 20-летний Василий, ставший опекуном после смерти отца, представил Марии возможность получить дальнейшее образование, и девушка уехала в 1890 году в С.-Петербург поступать на физико-математическое отделение Бестужевских курсов, где преподавали лучшие профессора и педагоги высшей школы. Закончив курсы с золотой медалью, дочь рыбинского купца пополнила список первых женщин России - стала первой женщиной-сотрудницей Пулковской обсерватории, где проработала с 1894 по 1934 год. Она поселилась в одном из служебных корпусов Пулковской обсерватории. Круг научных интересов Марии Васильевны был связан с изучением пятен на Солнце и с теорией движения и определения орбит малых планет, поэтому один из астероидов, открытый ее коллегами-астрономами в 1932 году под номером 1255 и был назван в честь Марии Васильевны - «Жилова».

До конца своей жизни Мария Васильевна оставалась глубоко верующим человеком. В 1916 году во время своей болезни она составила духовное завещание, согласно которому с процентов от ее капитала в банке следовало платить:
- за слушательницу высших Петроградских Бестужевских курсов;
- за одну гимназистку в Рыбинской Мариинской женской гимназии;
- за одного ребенка из слушателей Пулковской обсерватории в низшую школу;
- за одного или нескольких деревенских ребятишек в Пулковскую школу.

Остальные деньги из ежегодных процентов с завещанных 10 тысяч рублей Мария Васильевна распорядилась «выдавать ежегодно или через несколько лет как премию на высших женских Бестужевских курсах за лучшие произведения по астрономии, написанные на русском языке слушательницею этих курсов».

В 1921-1934 годах М.В. Жилова работала в обсерватории на должности адъюнкт-астронома. 13 февраля 1929 года общество избрало ее своим членом-корреспондентом - «как одного из выдающихся научных работников, принимающего деятельное и ценное участие в научно-исследовательской работе общества». На северо-восточном склоне Пулковской высоты еще в конце XIX века было устроено кладбище астрономов, где похоронена М.В. Жилова.

На данных примерах видно, что воспитание духовности особенно было плодотворно в период учебы, оно наиболее устойчиво и сохраняется долгое время, определяя духовно-нравственный облик человека на всю жизнь.

Итак, важное место в деятельности гимназии отводилось воспитанию учениц, формированию у них духовно-нравственных черт и моральных принципов. Воспитательные цели преследовались не только при проведении каких-либо воспитательных мероприятий, но и во время организации всего учебного процесса. Роль педагогов в воспитании была ведущей.

В годы Первой Мировой войны Мариинская женская гимназия приняла в свое здание Виндавскую женскую гимназию, эвакуированную с оккупированной территории.

1918 год - последний год существования гимназии.16 марта был упразднен институт классных дам, а 26 сентября принимается постановление о снятии герба со здания гимназии. Первая Рыбинская женская гимназия преобразуется в советскую трудовую школу.

Ярославль © 2021