Додонов Александр Сергеевич

1907 - 1994 гг.

Додонов Александр Сергеевич - командир эскадрильи 746-го авиационного полка 45-й авиационной дивизии авиации дальнего действия (АДД), майор, Герой Советского Союза.

Родился 28 августа 1907 года в поселке Норское (ныне это территория города Ярославль), в семье рабочего. Русский. По окончании 7 классов работал на ярославской фабрике «Красный Перевал». Затем учился в химико-механическом техникуме. В Красной Армии с 1929 года. В 1933 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Был вторым пилотом, командиром экипажа, эскадрильи. Воевал в составе 746-го бомбардировочного полка дальнебомбардировочной авиации и авиации дальнего действия.

22 июня 1941 года гитлеровцы разбомбили аэродром полка под Киевом, и Додонову пришлось добираться на израненном самолете на завод. Только 28 августа 1941 года второй пилот экипажа бомбардировщика ТБ-7 Додонов совершил первый боевой вылет. Был получен приказ лететь на Кенигсберг. Проскочив заградительный огонь над линией фронта, командир экипажа и второй пилот Додонов точно привели самолет к военному объекту. Едва первые разрывы бомб осветили цель, противник открыл сильный огонь. На земле разрастались очаги пожаров. Первая бомбежка прошла удачно.

Боевые полеты следовали один за другим. В ноябре 1941 года экипаж второго пилота Додонова совершал боевой полет на Смоленск. Бомбы сбросили на фашистские железнодорожные составы. Но в последний момент вражеским зенитным снарядом был разбит левый мотор, вдребезги разнесло приборную доску, заклинило управление самолетом. Машина «полезла» вверх. Скорость ее снизилась до 160 км/ч. Приближался почти неминуемый штопор. Помощнику борттехника, воентехнику 2-го разряда М. Догову удалось расклинить руль, но самолет перешел в пикирование. Только в 200 метрах от земли командиру экипажа удалось остановить снижение огромной машины. Но тут упало давление масла в другом моторе. Во избежание пожара его пришлось выключить и половину бензина слить. На двух моторах командир и пилот привели самолет на базу. До 60 пробоин обнаружили техники на крыльях и фюзеляже машины.

16 мая 1942 года капитан Додонов был назначен командиром экипажа самолета 2-й авиационной эскадрильи 746-го авиаполка. Интенсивность полетов заметно возросла.

15 июня 1942 года в результате бомбардировки экипажем капитана Додонова аэродрома Боровское возникло 2 пожара, один - очень мощный, сопровождался периодическими взрывами. 12 июля 1942 года Додонов, выполняя задание по истреблению вражеских средств ПВО в городе Брянск (Белоруссия), погасил 2 прожектора и бомбардировкой станции Брянск-2 произвел взрыв, развившийся в большой пожар. 9 августа 1942 года при бомбардировке аэродрома Сеща возникло 3 пожара. Успешное бомбометание было подтверждено подпольщиками группы А. Морозовой.

Удачный вылет в составе группы совершил Додонов в том же августе 1942 года. В полет экипаж взял бомбы самого крупного калибра. Отбомбились по Варшавскому железнодорожному узлу (Польша). Над эшелонами взметнулось пламя. При заходе на цель Додонов заметил огни 7-этажной гостиницы напротив Центрального вокзала. 3 бомбы оставил «квартирантам». Прямым попаданием бомбы гостиница была разрушена. От взрыва погибло более 100 фашистских офицеров, в том числе и полковник Генштаба, прибывший накануне из Берлина. Другими экипажами были разрушены казармы СС, форт, повреждены несколько варшавских военных предприятий.

9 сентября 1942 года при бомбардировке города Кенигсберг (тогда - Германия, ныне - наша территория, г. Калининград) произошел сильный взрыв, развившийся в сильный пожар в южной части города.

В сентябре 1942 года Додонов дважды спасал жизнь своему экипажу. 22 сентября при взлете с полетным весом 33,2 тонны на высоте 50 метров отказал 3-й мотор. Додонов сумел сделать круг и посадить бомбардировщик на аэродром. Через 4 дня, 26 сентября, при взлете с полетным весом 31,8 тонн в конце разбега винт 4-го мотора встал во флюгерное положение. Остановив мотор, Додонов сделал круг и с бомбовой загрузкой посадил самолет.

25 октября 1942 года капитан Додонов был назначен командиром 2-й авиационной эскадрильи 746-го авиаполка АДД (авиация дальнего действия).

На пороге весны 1943 года майор Додонов выполнил свой 100-й боевой вылет на бомбардировку важных объектов в глубоком тылу противника, из них 9 - на дальние цели, города Данциг, Кенигсберг, Бухарест, Варшава, Белосток, Вильнюс. К этому времени он имел боевой ночной налет - 464 часа. Им было сброшено 325 тонн бомб, 5436 экземпляров листовок. За мужество и героизм, проявленные в боевых вылетах в глубокий тыл противника, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

После успешного завершения Сталинградской битвы части АДД, кроме налетов на города фашистской Германии, продолжали поддерживать наши наземные войска во всех последующих стратегических операциях. На вооружении АДД появилась новая, 5-тонная бомба - ФАБ-5000. 17 июля 1943 года Додонов сбросил ФАБ-5000 на железнодорожный узел Орел. После освобождения города специальная комиссия осмотрела место падения бомбы. Картина была впечатляющая. Рама тяжелого пульмановского вагона, согнутая в дугу, была отброшена от полотна железной дороги метров на 100.

В 1943 году за большие боевые успехи 746-й бомбардировочный авиаполк получил гвардейское звание и был преобразован в 25-й гвардейский бомбардировочный авиаполк, а за активное участие в освобождении города Орел к его названию прибавилось почетное наименование «Орловского».

Всего за годы Великой Отечественной войны, с августа 1941 по август 1944 годов, гвардии майор Додонов совершил 149 боевых вылетов.

С 1946 года А.С. Додонов - в запасе. Работал в Полярной авиации, вел ледовую разведку в морях Карском и Лаптевых. В 1967 году вышел на заслуженный отдых. Жил в Москве. Умер 13 мая 1994 года. Похоронен в городе Долгопрудный Московской области на Южном кладбище. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», другими медалями.

Ярославль © 2020