Максимов Александр Ефимович

1914 - 1984 гг.

Максимов Александр Ефимович - летчик-ас, Герой Советского Союза, генерал-майор, участник Великой Отечественной войны.

А.Е. Максимов родился 15 августа 1914 года в селе Перелоги Небыловского уезда Иваново-Вознесенской губернии в многодетной семье крестьянина. Кроме него, младшего, были еще три сестры и два брата. В селе окончил начальную школу. В 1930 году вместе с родителями вступил в колхоз.

В колхоз стала поступать техника, потребовались специалисты, чтобы ее обслуживать. Осенью 1930 года правление колхоза направило Александра учиться во Владимир, в школу ФЗО автотранса, Весной 1934 года он получает семилетнее образование и специальность слесаря-автоэлектроремонтника. Но поработать в родном селе не пришлось. Страна находилась на подъеме, высокими темпами проходила ее индустрализация, нужны были строители, летчики, машиностроители, водители. В апреле 1934 года Владимирский горком комсомола рекомендовал А.Е. Максимова на учебу во 2-ю Тамбовскую авиационную школу Гражданского воздушного флота (ГВФ). Спустя 3,5 года ее окончил, получил среднее образование, воинское звание младшего лейтенанта, специальность пилота ГВФ и был включен в специальную группу по подготовке инструкторов-летчиков (командиров звеньев) для аэроклубов Осоавиахима. Учеба в Ульяновской школе ГВФ заняла еще два месяца.

Самостоятельную работу Александр Ефимович начал в январе 1938 года инструктором-летчиком во Владимирском аэроклубе. Вскоре перевели командиром звена; потом – начальником отряда Кольчугинского аэроклуба. Впереди просматривалась неплохая перспектива. В апреле 1940 года Ивановский областной отдел Осоавиахима командировал Максимова на курсы по переучиванию на боевые самолеты И-16 и И-15, которые располагались на Центральном аэродроме имени Чкалово в Тушино. В декабре 1940 года курсы были преобразованы в Астафьевскую военно-авиационную школу, а курсанты призваны в Красную Армию.

С началом войны школы большинство обучаемых положили на стол начальника рапорты об отправке на фронт. Среди них был и рапорт Александра Максимова. На общем собрании слушателей начальник школы объянил: «Я понимаю ваш патриотический порыв, но всем вынужден отказать. Вы недостаточно подготовлены, чтобы драться с опытными немецкими летчиками. Ваша задача сейчас - по ускоренной программе выучится как следует, чтобы бить врага наверняка». 10 августа 1941 года после окончания школы А.Е. Максимов был назначен пилотом в 8-й запасной истребительный авиаполк для переучивания на самолет Як-1, который был запущен в производство в 1940 году.

15 декабря 1941 года А.Е. Максимова назначили заместителем командира эскадрильи 236-го истребительного авиаполка ВВС Западного фронта. Полк поддерживал наступление войск на Гжатском и Ржевском направлениях. За последние 6 месяцев пребывания на фронте Максимов произвел 159 боевых вылетов, из них 39 - на разведку, 30 - на сопровождение штурмовиков, остальные - на перехват и прикрытие своих войск. В воздушных боях сбил 3 вражеских самолета. Под Гжатском в феврале 1942 года при возвращении из разведки самолет Максимова был обстрелян зенитчиками противника. Более ста осколков попали в самолет, но пилот дотянул до аэродрома и благополучно посадил машину. За ночь механики залатали истребитель и к утру привели его в боевую готовность.

В аттестациях, боевых характеристиках, отзывах командиров частей, которые прикрывал в боевой обстановке, Александр Ефимович Максимов показан смелым, волевым командиром, в боях спокоен, решителен, не теряется в любой сложной обстановке, всегда ищет встречи с противником, навязывает ему бой и выходит победителем. В книге «Сыны земли Владимирской» (Верхе-Волжское книжное издательство, Ярославль, 1981) напечатана статья корреспондента местной газеты В. Суворова, с которым А. Максимов поделился воспоминаниями о войне.

Из статьи В. Суворова:

Шел июнь 1942 года. Пятерка истребителей под командованием А. Максимова вылетела на разведку тылов противника. Перелетели линию фронта. По дороге змейкой тянется вражеская колонна автомашин. «Атакуем», - просигналил А. Максимов своим соколам и направил самолет на колонну. За ним устремились летчики. Пулеметы советских истребителей прошивали автомашины, которые вспыхивали словно факелы. Выполнив задание по разведке, истребители возвращались на аэродром. На попутном курсе А. Максимов показал, что идет в атаку на головной бомбардировщик, за ним устремилась вся группа истребителей и смешала строй врага.

А. Максимов с первого захода поджег «Юнкерс», но, оставляя полосу дыма, он продолжал лететь. На втором заходе Максимов подлетел ближе, нажал на гашетку, но пулемет молчал. «Иду на таран. Ударю в хвост», - решил А. Максимов. В этот момент его самолет был обстрелян и потерял управление. Машина падала, вошла в штопор. В таких случаях выход один - прыжок с парашютом. Александр откинул фонарь кабины и попытался вывалиться за борт «ястребка». По лицу льется кровь, встречный воздух вдавил в спину сиденья. «Опоздал. Парашют не поможет», - мелькнуло в голове, и потерял сознание. Дальше он ничего не помнил. Рассказывали очевидцы – солдаты, наблюдавшие за падением самолета. Истребитель в плоском штопоре ударился о землю, рикошетом подсочил вверх, еще раз ударился о край оврага и развалился на части.

В таких случаях редко кто остается в живых. Но Максимов, как говорят, родился в рубашке. При первом ударе о землю его выбросило из кабины, и он упал в бессознательном состоянии на нейтральной полосе. К нему с двух сторон побежали солдаты. Наши минометчики и пулеметчики открыли заградительный огонь и отсекли гитлеровцев от летчика. Пехотинцы вынесли А. Максимова из ничейной зоны, оказали первую необходимую медицинскую помощь и отправили в медсанбат. В полку считали его погибшим, а он через несколько дней вернулся в свою часть.

Учитывая временную небоеспособность, командирование направило Максимова слушателем на Липецкие курсы усовершенствования командиров авиаэскадрилий. В начале декабря 1942 года, после окончания авиакурсов, он был назначен командиром эскадрильи 516-го истребительного полка 203-й авиадивизии 1-ого штурмового авиакорпуса, которым с момента формирования и до конца Отечественной войны командовал генерал-лейтинант В.С. Рязанов, удостоенный дважды звания Героя Советского Союза. Под его командованием авиакорпус стал гвардейским, получил почетные наименования Кировоградский и Берлинский, награжден орденами Красного Знамени, Суворова и Кутузова II степени.

Авиакорпусы входили в состав резерва Ставки ВГК и придавались воздушными армиями на усиление при проведении фронтами или совместно с другими фронтами стратегических наступательных операций. 1-й гвардейский авиакорпус в составе 2-й и 5-й воздушных армий поддержал войска Западного, Воронежского, Степного, 2-го и 1-ого Украинских фронтов в Курской битве и в битве за Днепр, в Кировоградской, Уманско-Берлинской и Пражской наступательной операциях, в которых командир эскадрильи А.Е. Максимов принимал непосредственное и активное участие.

Максимов Александр Ефимович

В Курской битве борьба в воздухе носила особенно ожесточенный характер. Бои проходили днем и ночью. Наши соколы в этой битве прочно овладели инициативой и до конца Отечественной войны удерживали господство в воздухе. 5 июля 1943 года, в первый день Курской битвы, когда немецкие войска перешли в наступление, старший лейтинант А. Максимов возглавил группу из десяти Як-7 для сопровождения 12 самолетов Ил-2. В районе Тамаровка встретились с 30 вражескими бомбардировщиками Ю-87 и 12 истребителями Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, наши соколы смело вступили в бой. За две атаки А. Максимов сбил два «Юнкерса» и обеспечил выполнение боевой задачи штурмовикам. Свою группу истребителей и самолеты Ил-2 он без потерь привел на аэродром базирования. О мастерстве и героизме ведущего спустя 20 лет маршал авиации С. Красовский написал: «В этом бою командир эскадрильи Максимов сразил два фашистских самолета. Но и сам был ранен в руку, ногу и голову. Едва только летчик с трудом вылез из кабины, послышался голос полкового врача: «Немедленно в госпиталь». Но летчик-коммунист твердо сказал: «Нет, мое место в бою. Я останусь на аэродроме и буду водить в бой свою эскадрилью». Весть о самоотверженном поступке офицера облетела весь фронт и стала вдохновляющим примером для многих воздушных бойцов».

В боевых действиях за освобождение левобережной Украины и форсирования Днепра А. Максимов с 15 юиля по 15 октября совершил 94 боевых вылета, из них 67 - на сопровождение штурмовиков. Группы истребителей Максимова 37 раз штурмовали объекты противника, уничтожили 5 автомобилей, зенитное орудие и цистерну с горючим. За это время он провел 14 воздушных боев, сбил 6 самолетов. 3 октября группа из 4 Як-76, ведомая капитаном А. Максимовым, прикрывала 2 самолета Ил-2, которые выполняли разведку железнодорожной станции Верховка и обнаружили на ней 12 эшелонов. Командир эскадрильи А. Максимов проявил разумную инициативу. Четырьмя истребителями и двумя штурмовиками атаковали 10 эшелонов противника. Возникли пожары и взрывы большой мощности. Эффективность атаки подтверждена повторным вылетом групп Ил-2 на уничтожение эшелонов и вывода станции из работы.

Всего эскадрилья Максимова выполнила 730 успешных боевых вылетов, сбила 37 самолетов врага. Потери в эскадрилье составили 2 летчика и 4 самолета. За лично сбитые 6 самолетов противника и разумную инициативу в боевой обстановке капитан А. Максимов приказом №057/н от 15 декабря 1943 года награжден орденом Александра Невского. За год боевой работы в 516-м авиаполку он подготовил и переучил на самолет Як-1 35 молодых летчиков, прибывших после окончания военных авиаучилищ и не прошедших переподготовку через запасные авиаполки.

3 декабря 1943 года переведен командиром эскадрильи 247-го (с 5 февраля 1944 года – 156-го гвардейского) истребительного авиаполка. За месяц боев в полку А. Максимов совершил 60 боевых вылетов, провел 8 воздушных боев. Сбил два истребителя Ме-109 и бомбардировщик Ю-87. По представлению командира авиаполка капитан А. Максимов по приказу командующего 5-й воздушной армией №019/и от 19 марта 1944 года награжден вторым орденом Красного Знамени.

Максимов Александр Ефимович

В 1944 году освобождал правобережную Украину и Польшу. 19 января 1945 года командир 156-го гвардейского Краснознаменнского Львовского ордена Богдана Хмельницкого истребительного авиполка майор Карнач представил командира эскадрильи гвардии майора А.Е. Максимова к званию Героя Советского Союза. На двух листах расписана боевая работа смелого и отважного летчика-истребителя. Приведем только заключительное резюме командира полка: «За образцовое выполнение боевых заданий, за лично сбитые 19 самолетов противника и успешно проведенные 396 боевых вылетов, отличное сопровождение штурмовиков достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Это звание ему было присвоено Указом ПВС СССР от 10 апреля 1945 года.

Командиры штурмовых полков высоко отзывались о действиях майора А. Максимова, когда он с группой истребителей вылетал на сопровождение штурмовиков.

А.Е. Максимов участвовал в историческом сражении под Берлином, вернее над Берлином. В Берлине встретил долгожданный День Победы. За время войны был дважды ранен и трижды подбит, но всегда возвращался в родной полк.

Но для А. Максимова война на этом не закончилась. 9 мая 1945 года командир авиаполка получил задачу - разведать, в чьих руках находится пражский аэродром «Ружаны» под Прагой и это был последний боевой вылет майора Максимова. Для это необходимо было сделать облет и посадить самолет на аэродроме. Командир полка решил это ответственное и сложное задание возложить на пять лучших офицеров во главе с помощником по воздушно-стрелковой службе майором А. Максимовым. Позднее на встрече ветеранов Ярославского гарнизона Александр Ефимович так поведал о выполнении почетной миссии: «Подлетаем к аэродрому. Посадить самолет приказано мне, а остальным прикрывать с воздуха. Видим ангары, склады, самолеты. Если бы знать, чьи они... Сажаю машину с таким расчетом, чтобы хотя бы малейшую возможность для влета. У ангаров вижу массу народа. Немцы? Да нет, не похоже - цветы, радостные улыбки, возгласы, приветствия. Люди бросаются к моему самолету, и я окончательно убеждаюсь, что это не враги, а наши друзья - чехи. Пражане встретили нас восторженно, буквально засыпав цветами. Потом сел мои друзья - эскортеры, это придало еще больше энергии всеобщей радости...».

В послевоенное время А.Е. Максимов продолжил службу в ВВС и ПВО Советской Армии. До середины 1947 года исполнял должность начальника воздушно-стрелковой службы 12-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского штурмового авикорпуса в составе 2-й воздушной армии Южной группы войск. В апреле-мае 1947 года авиаполки дивизии были выведены из Венгрии и расформированы. А. Максимова в июне 1947 года назначили страшим инспектором по технике пилотирования и теории полета 38-го истребительного авиакорпуса 62-й армии Бакинского района ПВО. В конце 40-х годов на смену винтомоторным самолетам в ВВС и ПВО страны стали поступать сверхзвуковые всепогодные реактивные машины. Подполковник А.Е. Максимов в феврале 1949 года прошел полуторамесячные сборы при 309-й истребительной авиадивизии по переучиванию на реактивные самолеты. Как инспектор по технике пилотирования, он осуществлял плановый контроль за организацией безопасной летной работы, руководил полетами. Нарушение правил летной службы пресекал на месте, указывая летчикам на допущенные ошибки и нарушения.

В январе 1952 года его назначили командиром 962-ого истребительного авиаполка 42-й армии ПВО Закавказского военного округа. В ноябре 1953 года А.Е. Максимов окончил годичные Липецкие высшие офицерские летно-тактические курсы усовершенствования командиров частей ВВС Вооруженных сил и назначен заместителем командира 129-й истребительной Кенингсберской авиадивизии Московского военного округа ПВО. Через год становится ее командиром. В ноябре 1957 года по приказу главкома ПВО страны А.Е. Максимов назначен заместителем командира 56-го истребительного авиакорпуса 52-й воздушной истребительной армии ПВО. Через полгода по постановлению Совета Министров №186 от 18 февраля 1958 года ему присвоено воинское звание генерал-майора авиации. До увольнения из Советской армии занимал должности командира 88-го истребительного авиационного корпуса и заместителя 3-го Ярославского корпуса ПВО. Генерал-майор А.Е. Максимов имел общий налет 3115 часов (почти 130 суток в воздухе), из них на реактивных самолетах - 685 и в сложных метеоусловиях - 434 часа.

Максимов Александр Ефимович

За освоение новой авиационной техники и выполнение полетов в сложных метеоусловиях награжден орденами Красной Звезды (1955) и Красного Знамени (1957). За боевые отличия в годы Отечественной войны и усердие по службе удостоен орденом Ленина, двумя Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалей «За безупречную службу» I степени, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», польского ордена «За Одру, Нису и Балтику», а также юбилейных медалей.

19 января 1962 года уволен в запас по состоянию здоровья и в связи со значительным сокращением Вооруженных сил СССР. Непродолжительное время работал инструктором облсовпрофа, но в основном занимался общественной работой и был частым гостем в учебных заведениях, воинских частях и молодежных организациях Ярославля. Возглавлял военно-научное общество при Доме офицеров, был членом научно-методического общества «Знание», областного совета ветеранов труда, войны и военной службы, Кировского районного Совета ДОСААФ.

А.Е. Максимов скончался 23 марта 1984 года, похоронен на Аллее Героев Воинского мемориального кладбища Ярославля.

Учитывая фронтовые, боевые и общественные заслуги, именем Максимова в Кировском районе города Ярославля в августе 1984 года названа бывшая Комитетская улица. Назвав улицу его именем, ярославцы увековечили память о настоящем герое: мужественном, храбром, честном, патриоте родного Отечества.

Ярославль © 2020