В истории Ростова Великого есть три «чуда», известных не только в России, но и в мире: ростовский кремль, ростовские звоны и ростовская финифть.
Финифть - изготовление художественных произведений с помощью стекловидного порошка, эмали, на металлической подложке. Искусство финифти зародилось несколько тысяч лет назад на Востоке. На Русь финифть пришла из Византии в X веке, где ее называли «огненным письмом». Этот способ стал известен случайно, как побочное открытие во время плавки стекла. Несведущие люди считали, что финифть производят из расплавленных драгоценных камней, настолько красивой и яркой она была.
Ростовская финифть - русский народный художественный промысел. Он существует с XVIII века. Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Ремесло финифти было занесено в Ростов из Москвы, где мастера Оружейной палаты овладели эмальерным искусством еще в XV веке. В течение XVIII - начала XX веков ростовские мастера стали лидерами по производству эмалей в Российской Империи. Продукция ростовских эмальеров поставлялась как в российские монастыри, так и в Грецию.
Первая в Ростове мастерская по производству миниатюр на эмали появилась при Архиерейском доме в 1760-х гг. Покровителем местных артельщиков был настоятель Спасо-Яковлевского монастыря Иннокентий, возглавлявший и художественную мастерскую, организованную при монастыре. Ростов в те годы являлся духовным центром страны. Сюда, в старинные церкви и монастыри приезжали паломники из далеких уголков России, каждый из них хотел увезти с собой памятную вещь. Небольшие и яркие финифтяные иконки, в отличие от образов из драгоценных металлов, стоили недорого и массово продавались в церковных лавках.
Вскоре, стали открываться новые цеха, где над церковными заказами работали ремесленники. На тяжелом и вредном производстве эмаль плавили в печах, в краски добавляли свинец, чтобы снизить температуру плавления.
Со временем Ростов стал снабжать финифтью монастыри по всей стране. Яркие иконки пользовались спросом у народа. Параллельно развивалась и «светская» финифть, мастера изготавливали подносы и блюда, украшали столовые приборы. Состоятельные дамы носили браслеты и кольца с эмалями вместо драгоценных камней, мужчины покупали декорированные финифтью часы, трубки и табакерки.
В XVIII веке русская финифть стала известна за пределами страны, искусство развивалось, миниатюры на эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Промысел процветал в Нижнем Новгороде, Костроме и Угличе. Ученый Михаил Ломоносов внес вклад в развитие эмальерного дела: по его инициативе построили стеклодельный завод. Стекло использовали как основу для красок. В Академии художеств в Петербурге был основан класс «живописи по финифти», в котором учились будущие художники.
В 1911 году в Ростове была открыта школа-мастерская, в которой преподаватели из Санкт-Петербурга и Москвы обучали местных мастеров технике миниатюрной портретной живописи, светскому портрету, орнаментальной живописи и пейзажу.
Итак, как же делают финифть сейчас?
Берется тонкий медный лист (а иногда серебряный или даже золотой), из которого вырезаются пластинки нужной формы. Пластинки эти отбиваются вручную, так как им придается определенный изгиб, затем с двух сторон их покрывают эмалью - стекловидным порошком, который в зависимости от входящих в его состав окисей металлов при обжиге приобретает разные цвета. Но чаще используют эмаль белого цвета, которую так и называют «белье». Обжиг производится несколько раз, в муфельной печи при температуре 800 градусов. Пластина покрывается несколькими слоями эмали, пока не образуется идеально гладкая поверхность. Получается как бы «грунт»/«холст» для письма художника.
Потом уже за работу принимается мастер росписи по эмалям.
Первая прописка - малевка: на этом этапе вносятся основные цвета и элементы рисунка. Второй этап - прочерк: здесь прописываются все мелкие элементы, и рисунок приобретает насыщенность. Третий этап (последний) - подтенок: художник вносит последние штрихи, фон и тени ко всем элементам рисунка.
После каждого этапа росписи следует обжиг изделия в муфельной печи. Именно поэтому финифть, со времен Византии, называют «Огненным письмом». Благодаря многократной прописке финифть обретает свои характерные качества: особую прозрачность, лучезарность и звучность красок, как бы светящиеся изнутри.
С 60-х годов финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью. Скань - это кружево, чаще всего из серебряной или медной проволоки, собранное терпеливыми руками мастера-ювелира. Началу работы предшествует заготовка проволоки различного проката и сечения. Каждый элемент ювелирного рисунка скручивается вручную и приклеивается на бумагу, далее весь собранный узор посыпается серебряным порошком - припоем и спаивается газовой горелкой.
До сегодняшнего дня мастерами-ювелирами создаются уникальные оправы для икон, украшения интерьеров, предметы сервизов.
В произведениях ростовских мастеров связка металла и эмали неразрывна и гармонична. Металл является основой (базой) изделия, а роспись по эмали - его украшением и смысловым центром. Работают финифтянщики в цветочном, пейзажном, архитектурном, историческом, портретном и других жанрах, и каждое поколение художников привносит что-то свое в это искусство. Ростовская финифть практически вечна, она не тускнеет, не меняет цвет, не утрачивает блеск. Она подвергается только механическому воздействию и может просто разбиться.
Сегодня промысел финифти в Ростове Ярославской области по-прежнему развивается. В городе работает несколько творческих объединений и фабрика. Здесь выпускают иконы, ювелирные изделия, столовые приборы и декоративные предметы. Многие из мастеров происходят из династий эмальеров. Они, как и прежде, вручную расписывают изделия. Произведения как старых, так и современных ростовских мастеров хранятся в Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Оружейной палате Московского Кремля, Государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль» и других музейных собраниях и частных коллекциях в России и за Рубежом. А сама фабрика «Ростовская финифть» входит в десятку лучших народных промыслов России.
Каждое последующее поколение художников вносит в изделия новое мироощущение, собственное понимание прекрасного. Но, как в подлинно народном искусстве, в ростовской финифти всегда сохраняется вечный идеал красоты.
Крюхтина Анастасия