История храма Святых Иоакима и Анны в селе Лучинское

Маленькое село раскинулось на высоком холме, недалеко от Ярославля. Это - село Лучинское. Оно расположено на холме, который местные жители упорно считают самой высокой точкой Ярославского района. Еще издалека село манит своими домиками и колокольней церкви, которые хорошо просматриваются с костромской, ивановской и московской дорог.

История села Лучинского уходит в далекое прошлое. При работе с многочисленными источниками так и не удалось установить дату основания села Лучинского. Скорее всего, село возникло как простая деревня, затем была построена деревянная церковь, потом кирпичная, которой в этом году исполнится 280 лет, таким образом этому селу приблизительно более 300 лет.

По численности дворов и душ к тому времени Лучинское было достаточно крупным селом, хотя торговым никогда не было. По сведениям А.П. Крылова в книге «Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии» за 1861 год в селе находилось «17 дворов..., проживало «мужчин - 54, женщин - 58». Этим сведениям противоречат другие из книги «Краткие сведения о монастырях и церквях ярославской епархии» за 1908 год. Численность населения резко уменьшается, хотя прошло всего 47 лет. Вероятно, после отмены крепостного права происходит отток крестьян из деревни на заработки в крупные города страны. Но возможно, что это предположение не верно, так как при работе с метрическими книгами в Государственном архиве Ярославской области удалось узнать, что именно в этот промежуток времени в приходе умерло очень много мужчин и женщин от разных болезней.

Главной достопримечательностью села Лучинское является церковь Святых Иоакима и Анны.

Храм в селе Лучинском носит имя святых Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы. Согласно библейской легенде у Иоакима и его жены Анны до глубокой старости не было детей. Супруги всю жизнь скорбели об этом, но никогда не роптали и только молились Богу, смиренно уповая на Его Волю. И на старости лет по обетованию Божию у них родилась дочь, нареченная Марией, ей предстояло стать матерью Божией. Святой Иоаким умер в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

У храма есть своя интересная и давняя история. Датой основания церкви Иоакима и Анны в селе Лучинское является 1736 год, как написано в книге «Краткие сведения о монастырях и церквях Ярославской епархии» за 1908 год, по другим сведениям содержащимся в книге Крылова А.П. «Историко-статистический обзор Ростово-Ярославской епархии» за 1861 год, датой основания церкви является 1715 год. Но, по моему мнению, эта дата не верна, так как по своим архитектурным особенностям церковь напоминает храмы именно 30-х годов XVIII века.

Современный храм в Лучинском возведен взамен старой деревянной церкви, на том же самом месте. Среди жителей села Лучинского существует предание, что прежняя деревянная церковь сгорела во время пожара, что погибли в этом пожаре и прихожане, однако документальных свидетельств об этом событии обнаружить не удалось. Однако то, что деревянная церковь существовала, бесспорно - когда в 90-х годах ХХ века приводили в порядок церковное кладбище, то обнаружили там несколько могильных плит датированных XVII веком.

Кирпичная церковь в Лучинском ведет отсчет своей истории с 1736 года. Была действующей в течение 20 лет после установления советской власти, тогда как многие храмы были закрыты сразу после Октябрьской революции 1917 года. В 1938 году церковь была закрыта для прихожан. Великолепный иконостас был уничтожен (разрублен топорами и сожжен). Колокола были сняты и отправлены на переправку (но, по свидетельству местных жителей, один колокол сбросили в церковный пруд, расположенный перед храмом).

После закрытия церковь некоторое время никак не использовалась. В 1941 году в церкви открылась ткацкая фабрика, она производила грубую ткань для армии. Но, просуществовав несколько лет, фабрика была закрыта. После ткацкой фабрики в церкви открылась валяльная фабрика, которая производила валяную обувь также для армии. Но и эта фабрика была закрыта. После войны церковь передают на баланс завода РТИ. Мало кто знает, что в 50-е годы практически все дети Ярославля и окрестных городов играли резиновыми мячами, изготовленными в помещении храма Иоакима и Анны. Одноэтажных пристроек, что расположены по бокам от колокольни, раньше не было. Эти производственные помещения пристроил много позже завод РТИ. Кстати, и вход располагался в другом месте, слева, там, где сейчас зеленая дверь в летний храм.

Храм Святых Иоакима и Анны в селе Лучинское

Большое окно летнего храма давно заложено кирпичем. На стене заметны следы штробления, очевидно для кабеля освещения. На церкви раньше были установлены прожекторы.

Храм Святых Иоакима и Анны в селе Лучинское

Если присмотреться, один из проемов на колокольне в нижней части шире остальных. Дело в том, что когда воинствующие безбожники (массовая организация в СССР в 1925-1947, члены которой участвовали в кампаниях по «борьбе с религией», выступали инициаторами закрытия и разрушения церквей) приступили к снятию и сбросу колоколов, самый большой из них не проходил в проем. Пришлось разобрать часть кирпичной кладки.

Храм Святых Иоакима и Анны в селе Лучинское

Обратите внимание на отверстие в стене летнего храма.

Храм Святых Иоакима и Анны в селе Лучинское

Оно напоминает еще об одном непродолжительном этапе жизни сооружения. В конце 50-х высокое помещение летнего храма было перекрыто балками, сделав его двухэтажным. На втором этаже был открыт... красный уголок, где по выходным молодежь устраивала танцы. Одна из свидетельниц того времени рассказывала, что зимой на саночках кто-нибудь привозил патефон, кто-то приносил новые пластинки, и начинался танцевальный вечер. Стенная роспись тогда была закрашена белилами, но сквозь них просматривались контуры фигур и лики Святых.

После закрытия производства, в церкви находился склад ядохимикатов.

9 апреля 1997 года было подписано распоряжение о передаче церкви Иоакима и Анны в безвозмездное пользование Ярославской епархии. Настоятелем в Лучинский приход был назначен молодой священник отец Михаил, который на протяжении нескольких лет вместе с добровольными помощниками вел восстановление храма. Ныне эту работу продолжает отец Иоанн.

Об архитектуре храма можно прочитать в книге Борисова «Окрестности Ярославля».
«Церковь Иоакима и Анны в Лучинском представляет собой трехчастный храм, выстроенный по заказу прихожан в традициях ярославского зодчества конца XVIII века... Стилистическая близость летнего храма, трапезной и колокольни позволяет думать, что объемная композиция с самого начала была трехчастной, но на самом деле это не так, потому что колокольня возводилась отдельно от храма и значительно позже. Это можно увидеть, войдя в церковь через колокольню, где главный вход в храм венчает скромный портал, который обычно возводился для украшения входов в храм с улицы. Если взглянуть сверху вниз, то можно увидеть, что колокольня отходит от самого храма и с каждым годом наклон колокольни становится заметнее. Это доказывает предположение о том, что храм и колокольня строились в разное время». Вероятно, поэтому и возникла путаница с датой постройки.

Н. Борисов в книге «Окрестности Ярославля» говорит, что сдержанность декора церкви объясняется его местоположением, так как «...он возведен на открытом месте, на вершине холма между московской и костромской дорогами. Храм был рассчитан прежде всего на восприятие его со средней и дальней дистанции». Но рассуждая об этом, Борисов упускает тот факт, что до начала Великой Отечественной войны село Лучинское и его окрестности были окружены густым сосновым лесом, который, по сведениям старожилов, был вырублен в первые годы войны для отопления города Ярославля.

Внутренняя композиция церкви также очень интересна. «Здание каменное, с такою же колокольнею. Летний храм отделяется от зимнего аркою с филенчатыми стеклянными дверями. В летнем храме два престола: главный во имя Богоотец Иоакима и Анны (празднование 9 (22) сентября), а другой престол во имя Святых и Великих Екатерины (празднование 24 ноября). В трапезе зимней церкви также два престола: один (на левой стороне) во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца, другой (на правой стороне) во имя Димитрия Митрополита Ростовского. В храме чтима икона Божией Матери «Взыскание погибших». Празднование свершается 5 февраля».

Поскольку храм строили прихожане своими средствами, он был скудно декорирован, как и многие храмы Сельской России.

На протяжении 50-ти лет храм сильно пострадал. Было медленное восстановление храма на средства прихожан. С момента передачи храма епархии батюшка на подводе объезжал деревни бывшего Лучинского прихода и собирал «с миру» пожертвования. Зачастую подавали не деньгами, а овощами с подсобного участка - картошкой, капустой. Ими кормили работников, занимавшихся расчисткой и восстановлением церкви. В церкви оштукатурены стены, выровнены полы, поставлены новые двери и рамы, заменена старая ветхая крыша на зимнем храме, восстановлен и увенчан крестом купол, на летнем храме возведена крыша.

Прошло 16 лет, а окончания работам еще и не видно. Прихожан, по словам местных жителей, немного, но в последнее время стало приезжать много бездетных семейных пар из Ярославля в надежде, что господь пошлет им ребенка, как некогда Иоакиму и Анне. Поэтому храм этот семейный, среди прихожан много молодых семейных пар, часто под сводами храма звучат детские голоса. Ребятишки беспрепятственно заходят в храм, могут устроиться у столика и порисовать, а могут зайти в трапезную и угоститься лакомым кусочком. Где еще испрашивать у Господа желанное дитя, как не в этом храме? Вот и приходят бездетные пары помолиться о даровании ребенка в стены храма во имя святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны.

Этот храм имеет традиционные элементы архитектуры, характерные для церквей Ярославля. Это: пятиглавие, небольшие размеры, крестово купольный храм. Традиционность объемной композиции и декора церкви Иоакима и Анны особенно заметна, если сравнивать ее с выстроенной немного позже Петропавловской церковью в городе Ярославле, построенной в 1742 году. Впрочем, барочные формы Петропавловской церкви не получили широкого распространения в Ярославском крае и в следующее 2-3 десятилетия.

Наша страна богата культурным наследием. Село Лучинское имеет свой культурный памятник. Храм Иоакима и Анна является святым местом для многих ярославцев. История этого памятника требует дополнительного изучения. Но одно можно сказать уже точно: история храма ярко отображает историю нашей страны, историю родного края. Пройдет еще несколько лет и наша церковь станет одним из самых ярких памятников земли Ярославской.

Иванов Арсений
Часкина Ирина Николаевна

Ярославль © 2021